Родион Насакин, директор по развитию бизнеса компании Evernote в России и СНГ
© ComNews
11.08.2014

В 2014 году сервис Evernote отметил присоединение стомиллионного пользователя. О продуктах и стратегии развития корреспонденту ComNews Александру Калигину рассказал директор по развитию бизнеса компании Evernote в России и СНГ Родион Насакин.

- Расскажите о компании Evernote и продуктах, которые вы производите.

- Evernote – калифорнийская компания с русскими корнями. Помимо США у нас есть офисы в Москве, Сан-Паулу, Токио, Пекине, Сингапуре, Сеуле и Цюрихе.

Все, что мы делаем, подчинено одной идее – стать универсальным рабочим пространством человека, сделать так, чтобы он мог в любой момент записать какую-то информацию в Evernote и быстро ее извлечь по мере надобности, а также имел возможность работать над ней совместно с коллегами. Evernote одинаково легко позволяет распознавать и хранить как печатный, так и рукописный текст, изображения, контактные данные.

Наши продукты существуют в виде облачных сервисов и серии приложений под все популярные настольные и мобильные платформы. Кроме того, мы смотрим в будущее и работаем на перспективу. Пока смартфон является самым популярным и удобным пользовательским устройством, но мир движется в эпоху Интернета вещей, когда смартфоны могут отойти на второй план. Мы делаем ставку и на носимые устройства. Например, существуют приложения Evernote для Google Glass или Pebble. В зоне нашего интереса находятся все платформы, которые позволяют обеспечить быстрый мобильный доступ к информации.

- На какую целевую аудиторию рассчитаны ваши продукты?

- Целевая аудитория сервиса Evernote очень широка. Это люди, которым нужно сохранить и запомнить какую-либо информацию. Если посмотреть на нашу аудиторию в США, где сервис был запущен намного раньше, им пользуются совершенно разные категории клиентов - от домохозяек, до бизнесменов и ИТ-специалистов. В России я все чаще встречаю, как Evernote используют в качестве книги для сохранения рецептов и советов по воспитанию детей.

Но две трети наших клиентов как в России, так и за рубежом используют сервис Evernote для работы. Людям удобно пользоваться одним инструментом для решения как рабочих, так и бытовых задач.

Мы делим рынок с огромным количеством компаний. Для кого-то Evernote – это кулинарная книга, для кого-то – бизнес-приложение для написания отчетов и подготовке к совещаниям, а для кого-то – планировщик путешествий. На каждый из этих сценариев в AppStore или Google Play можно найти множество приложений. Но наше преимущество заключается в том, что, используя Evernote, люди могут получить полную функциональность в одном продукте. При этом Evernote можно гибко кастомизировать под себя.

- В 2014 году Evernote преодолел порог в 100 млн пользователей во всем мире. Много ли у вас российских клиентов?

- У нас сейчас около 3 млн потребителей из России и около 2 млн - из других стран СНГ. При этом в период с 2009 по 2012 год Evernote пользовалось около 1 млн россиян, а за 2013 год размер нашей аудитории удвоился.

Есть рыночные тенденции, которые этому способствуют. Например, на российском рынке резко увеличивается доля смартфонов, а 75% пользователей начинают работать с Evernote именно на мобильных устройствах.

По нашим наблюдениям около 87% клиентов пришли к нам самостоятельно. Есть множество задач, которые решает широкий круг пользователей - например, проведение совещаний, подготовка к путешествиям, ведение базы контактов. Когда человек при помощи приложения успешно решает какую-либо задачу, он с удовольствием делится этим опытом со своими знакомыми. Таким образом и происходит распространение нашего продукта.

Мы распространяем Evernote по модели Fremium. Это значит, что сам продукт бесплатный, но если человеку необходима какая-либо дополнительная функциональность, он может получить ее за дополнительную плату. Практика показывает, что чем дольше человек пользуется Evernote, тем больше вероятность того, что он начнет платить. Этот тренд позволяет нам уверенно чувствовать себя на рынке.

- Есть ли у вас специальные предложения для корпоративных пользователей?

- До 2012 года мы позиционировали Evernote как продукт для личного использования. Но когда начали поступать запросы на расширение функционала и создание дополнительных инструментов для совместной работы, мы поняли, что людям нужен корпоративный продукт, и сделали приложение Evernote Business. Оно распространяется по платной подписке - 300 рублей в месяц за одного пользователя. В Evernote Business есть возможность оплаты от лица компании, централизованное администрирование, разграничение доступа к данным, которые принадлежат компании.

- Существует ли возможность интеграции Evernote Business с продуктами других компаний, например CRM- или ERP-системами?

- Да, например, есть интеграция с системой Salesforce. Но это только верхушка айсберга. Уже много лет у нас существует бесплатный Evernote API, с помощью которого можно написать даже альтернативный клиент Evernote. Поэтому очень много бизнес-приложений в той или иной степени интегрировано с Evernote.

- Вы подписали договор о сотрудничестве с социальной сетью LinkedIn. В чем суть этого альянса и какие выгоды из него извлекает каждая сторона?

- Ключевая компетенция Evernote – технологии распознавания текста. Мы создали функцию, при которой пользователь мобильного устройства может сфотографировать визитную карточку, программа считает все данные с нее, структурирует их и предложит найти информацию об этом человеке, связав аккаунты в LinkedIn и в Evernote. Такой альянс поможет взаимопроникновению и увеличению аудиторий LinkedIn и Evernote и повысит ценность наших продуктов.

- Каковы основные отличия российского рынка мобильных и облачных приложений от зарубежных?

- Когда мы выходили на российский рынок, у нас было опасение, что в России люди не привыкли платить деньги за то, что могут получить бесплатно. Но на тот момент главной целью компании было привлечение максимальной аудитории. Потом мы заметили, что по ARPU российский рынок находится на уровне среднеевропейского.

Основным же отличием российского рынка, например, от американского является разная аудитория пользователей продукта Evernote Business. Если в США значительная часть наших пользователей находятся в сфере образовательных учреждений, то в России продукт популярен среди компаний с распределенной сетью филиалов, например логистических или торговых сетей, видимо, в силу территориальной специфики.

- Каковы ближайшие планы компании Evernote по развитию бизнеса?

- В 2014 году мы планируем улучшить ключевую функциональность наших продуктов. Мы очень долго гнались за ростом количества клиентов, но пришла пора подумать и о существующей аудитории. Мы хотим сделать основные функции более удобными, увеличить скорость синхронизации данных, также необходимо реализовать и новые функции на различных платформах. Если говорить о России, то мы хотим сделать более удобным механизм оплаты лицензии Evernote Business для российских юридических лиц.

Как я уже говорил выше, одна из мировых тенденций – это популяризация носимых устройств и переход к Интернету вещей. Например, на выставке CES`2014 в Лас-Вегасе был представлен первый "умный" холодильник Samsung со встроенным сервисом Evernote. Количество таких устройств будет увеличиваться. Нам интересен любой рыночный тренд, делающий работу человека продуктивнее в любой момент времени.