Игорь Марченко, вице-президент ЗАО "Информ­Инвест­Групп"
23.10.2014

ЗАО "ИнформИнвестГрупп" за последние десять лет превратилось в крупный научно-производственный холдинг, в котором интеграция и локализация иностранных ИКТ-решений дополнены собственным высокотехнологичным производством, центрами R&D и сервиса. О пути и планах компании корреспонденту "Стандарта" Дмитрию Петровскому рассказал ее вице-президент Игорь Марченко.

- История холдинга "ИнформИнвестГрупп" начиналась с компаний "Винко-Т" и "ДАТАТЕЛ", последняя, кстати, в этом году отмечает 15‑летие. Почему была выбрана именно системная интеграция?

- Первые компании холдинга были основаны в 1998‑1999 годах в Москве и Петербурге. Люди, создавшие этот бизнес, – ​выходцы из канадской фирмы Newbridge Networks, которую в начале 2000 года поглотила французская компания Alcatel. Заняться бизнесом в области интеграции было логичным решением. Для вендора важно прежде всего продать свое оборудование. Когда же ты продаешь независимо, совместная работа, допустим, техники Newbridge и Alcatel с Tellabs, Cisco и Nortel объективно приобретает первостепенное значение. Организовать сервис, интегрировав разнообразные решения, тогда умели немногие. В стране быстро строились сети связи, сама жизнь востребовала услуги интеграции в телекоме.

- Что стало ключевым преимуществом компаний на рынке?

- У истоков группы стояли радиоинженеры, прекрасно владеющие темой. Я считаю колоссальным преимуществом то, что у руля технологического бизнеса встали и продолжают оставаться не финансисты, а люди, глубоко разбирающиеся в данной области, чувствующие рынок, направления, в которые следует инвестировать. Изначально была сделана фокусировка: даже название компании "ДАТАТЕЛ" произошло от слов "данные" и "телефония", в ее логотипе сохранился образ телефонной панели для набора номера. Имя "Винко-Т" имеет латинские корни и переводится как "я побеждаю" с литерой "Т", означающей "телеком". То есть вторым главным преимуществом была установка на рыночный успех.

- Но и 15 лет назад на рынке существовала конкуренция. Первые системные интеграторы возникли 25 лет назад, еще в СССР, в эпоху тотального ИКТ-дефицита. Каким был рынок тогда?

- В те далекие годы непростой задачей было даже найти обычный аналоговый модем. Я занимался интеграцией в начале 1990‑х годов, работая коммерческим директором первого в России интернет-провайдера СП "Инфоком", а затем на аналогичной должности в компании "Фин-Телком". В те времена Интернета толком не было, требовалось обеспечить минимальные потребности клиента в доступе к информации. Нашими заказчиками были посольства крупнейших государств, легендарные "Совинтел" и "Комбеллга". Потом появилась необходимость организовывать и обслуживать первые локальные вычислительные сети, объединять инфраструктуру в разных городах и прочее.

- Какими были первые задачи и опыт компаний холдинга? Кто стал первым клиентом?

- Когда "ДАТАТЕЛ" и "Винко-Т" начали работу, интеграторы уже занимались очень сложными проектами. В нашем случае – ​интеграцией оборудования Newbridge с АТС. Состыковка телефонного оборудования с устройствами передачи данных была настоящим вызовом. У связистов были исключительно телефонные "мозги", телефон являлся предметом вожделения, и 99 % доходов приносила телефония. "ДАТАТЕЛ" и "Винко-Т" первыми занялись созданием наложенных сетей передачи данных в телефонных компаниях. Первый крупнейший проект "Винко-Т" выполнила для "Петербургской телефонной сети", в период, когда ее директором был Валерий Николаевич Яшин. "ДАТАТЕЛ" реализовал в Москве два крупных проекта по созданию выделенных сетей передачи данных для "Ростелекома" и для МГТС. Впоследствии эту крупнейшую на тот момент в Европе АТМ-сеть начали интегрировать с IP. Появился опыт, позволивший начать строить IP-сеть "Комстара" и прочее. Примерно с 2000 года началось расширение сети "Билайн", было открыто около 15 наших офисов по всему бывшему СССР. Мы развивались, в том числе географически.

- Что представляет собой "ИнформИнвестГрупп" в наши дни? Какова теперь структура группы?

- Из системного интегратора мы превратились в научно-производственный комплекс, в котором интеграция и локализация оборудования существуют наряду с собственным высокотехнологичным производством, R&D и сервисным центром, обслуживающим все закупаемое, поставляемое и производимое оборудование. Сегодня группа – ​это девять компаний и ряд стартапов, всего около 20 предприятий: интеграторы, разработчики сервисов, операторы связи. У нас работает около тысячи человек, примерно 25 % из них занимаются новыми разработками. ЗАО "ИнформИнвестГрупп" – ​управляющая компания, которая ведет ряд перспективных направлений.

- Как происходила диверсификация интеграторского бизнеса?

- Работая над множеством проектов, мы изучали новую технику и технологии и так становились специалистами в новых областях. Если заказчик удовлетворен результатом работы интегратора, он, как правило, предлагает произвести нечто новое на базе имеющихся решений – ​например, дописать какое-то прикладное ПО, кастомизировать оборудование. Полученный опыт привел к повышению уровня профессионализма: к пониманию многочисленных тонких различий, возможностей их комбинирования, к умению создавать собственные ИКТ-решения. Окрепла наша уверенность в ценности и пользе предметных советов вендорам. У нас появились разработчики ПО, строители, дававшие клиенту линии и сооружения связи там, где их ранее не было. Затем мы открыли производство некоторых видов оборудования, в первую очередь для ведомств, которые отдают предпочтение отечественным разработкам. Сам рынок от простой интеграции привел нас к разработке и производству.

- Когда произошел переход от интеграции к комплексному ИКТ-бизнесу?

- Уже в 2000‑2001 годах мы вполне осознали, что есть ниши, которые наши партнеры не закрывают, где востребованы наши собственные продукты. Оказалось, это вовсе не так сложно, как виделось ранее. Настоящим комплексным современным интегратором становишься, когда, изучив технику и технологии, собираешь "своими руками" ряд успешных решений и преодолеваешь страх перед производством собственных продуктов. Нужно отдать должное акционерам "ИнформИнвестГрупп" – ​они понимали: нужно ставить большие задачи и инвестировать в производственное направление "длинные" деньги.

- Каким был первый шаг к собственному производству?

- Мы занялись разработкой в интересах клиентов. Известно, например, что решения OSS/BSS крупнейших западных вендоров изначально были разработаны по заказу конкретных национальных операторов. То есть разработку этих продуктов полностью оплатил заказчик. Мы в свое время, получив заказ от МВД на поставку оборудования Newbridge, произведенного нами по ОЕМ-соглашению, провели его сертификацию в области защиты информации во ФСТЭК России и смогли продвигать эту локализованную технику на другие рынки. Холдинг имеет кредит доверия ряда вендоров и высокую лояльность заказчиков. Они знают, что, если потребуется, мы локализуем для них иностранные разработки, если нужно – ​сконструируем отечественное решение.

- Это типичный путь развития российского интегратора?

- Каждый бизнес имеет собственные взгляды и логику. Многие отечественные интеграторы шли и продолжают идти тем же путем: зарабатывают и внимательно смотрят на конкретных заказчиков и рынок. Мы начинали в ИТ для телекома и продолжаем это делать. Когда лучше всех знаешь свое дело, именно к тебе приходят правильные идеи и люди.

- Какие технологии и в каких областях развивает "ИнформИнвестГрупп"?

- Мы один из российских лидеров по мультивендорным IP/MPLS, по защите информации, по локализации телеком-оборудования 1‑3‑го уровня, в области разработки и поставки умных систем учета и контроля энергоресурсов, оборудования ГЛОНАСС/GPS. Мы работаем с радиотехнологиями CDMA и Wi-Fi. Наше новое направление – ​суперкомпьютеры для финансовых структур, здесь мы также намерены занять лидирующие позиции на рынке.

- Но рыночный фокус группы сохраняется?

- В целом да. Наши клиенты – ​операторы и корпоративные заказчики из сферы финансов, нефтегазовой отрасли, транспорта, промышленного сектора, госпредприятия с крупными корпоративными ИКТ-системами. Мы даем им полностью защищенную инфраструктуру связи, готовую для пропуска необходимого трафика. Мы вкладываем в различные стартапы, но в фокусе остается процесс проникновения ИКТ в телеком, потому что сам телеком становится все более и более "софтовым".

- Да, за последние пять лет телеком сильно изменился.

- Изменения произошли радикальные, требования рынка – ​колоссальные. Google, новые гиганты по всему миру буквально съедают операторов и вендоров. Они уже используют собственные роутеры, строят сети, в том числе на базе оригинальных Wi-Fi-устройств. При этом AT&T, Verizon Communications начинают наступать на контент. Конкуренция катастрофическая. Но лично меня она очень радует, так как идет в интересах конечного пользователя, расширяет его выбор и снижает цену сервисов. А главное – ​вновь и вновь востребует знания системных интеграторов.

- При этом, видимо, сильно меняя смысл их деятельности?

- Да, интеграция переходит на интеллектуальный уровень, требующий увязывать сложные, часто только разрабатываемые решения. Начиная с 3G новые решения "драйвят" не вендоры, а операторский бизнес, Google и ему подобные. Идет борьба мощнейших идей и ресурсов. И интегратор здесь просто необходим. Ведь для потребителя важна только услуга: Интернет, видео, развлечения. Чтобы полностью контролировать среду доставки любых сервисов до клиента, Google начнет запускать спутники. Но ему все равно нужны профессионалы, способные заставить работать вместе различные технологии. Единый IP уже существует. Однако среда, которая этот протокол пропускает повсеместно, вряд ли станет гомогенной. Прописать VPN через десяток вендоров, чтобы сервис работал без сбоев, до сих пор очень непросто. Многие сложности здесь призвана решить виртуализация. Но это пока нестандартизованная технология, над которой работает множество конкурентов. Для нас и крупных заказчиков становится актуальным сотрудничество с мировыми разработчиками стандартов, участие в комитетах ETSI и прочее.

- Куда движется рынок системной интеграции?

- Мне кажется, интегратор по своей природе будет уходить в медиа. Ведь телекоммуникационная среда нужна в итоге лишь для доставки услуги. Тут блестящий пример – ​iPhone, продукт, который объединил телекоммуникации и контент в устройстве, интересном для потребителя. Компания Apple доказала, что, если движешься быстрее рынка, заработаешь больше маржи и можешь даже повести рынок за собой.

- Какими вам видятся перспективы российских интеграторов и производителей ИКТ-решений, в том числе в связи с новой политической обстановкой?

- Я надеюсь, что, получив знания и опыт, мы сможем стать международными игроками. Я в это верю. ИКТ-компетенция в России абсолютно уникальна. В области сложной интеграции, SDN-решений, виртуализации мы можем вырваться вперед. Да, отечественный рынок на время окажется более закрытым. Но это для нас уникальный шанс получать долгосрочные заказы и разрабатывать ноу-хау, которые затем можно продвинуть на международные рынки. Я не идеалист, но это вполне реальный путь. Все получится, если ставить высокие задачи!