Леонид Коник, главный редактор изданий группы компаний ComNews
главный редактор группы компаний ComNews
© ComNews
18.10.2014

Второй мультиплекс, о котором так долго говорили регуляторы и вещатели, не свершился. Практика его запуска в регионах России показывает, что каналам, попавшим во второй пакет цифровых ТВ-программ, это оказалось не очень нужно.

Запуская сети второго мультиплекса в регионах, ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС) сталкивается с неготовностью телеканалов платить за распространение сигнала по всему субъекту Федерации. В результате, например, после запуска второго мультиплекса в Тыве оказалось, что из 62 установленных цифровых ТВ-передатчиков реально включен только один – ​в столице этой южносибирской республики, Кызыле. Это означает, что второй мультиплекс могут принимать 35,2 % тувинцев, в то время как каналы первого мультиплекса доступны почти 97 % из них.
Аналогичная история приключилась в августе в Барнауле. Цифровые передатчики второго мультиплекса смонтированы по всему Алтайскому краю, но включена лишь небольшая часть из них. Поэтому 10 каналов второго мультиплекса доступны только половине населения, а каналы первого мультиплекса технически способны получать 97 % алтайцев.

Заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин отмечает, что РТРС создает сеть, способную доставить сигнал второго мультиплекса примерно 97 % населения каждого региона, однако "у телевизионных каналов нет финансовой возможности полностью ее эксплуатировать".

За доставку второго мультиплекса по всей стране включенные в него ТВ-каналы должны сообща выплачивать РТРС 1 млрд рублей в год.
По условиям конкурса на строительство сети второго мультиплекса эту деятельность финансирует не государство или РТРС, а системные интеграторы за счет собственных либо привлеченных средств. РТРС пообещала расплатиться с ними позднее, из платежей ТВ-каналов. При этом стоимость создания сети второго мультиплекса по всей России – ​14,5 млрд рублей. Победителем конкурса РТРС на ее строительство в июне 2013 года стал консорциум во главе с "ТД Связь Инжиниринг", в который вошли еще семь компаний: "НПП Триада-ТВ", "ТехноСерв", Российский институт мощного радиостроения, "Алмаз-Антей Телекоммуникации", МАРТ, "Телеком-проект-5" и "Союз-Телефонстрой".

Так как телеканалы не платят РТРС за работу львиной доли передатчиков второго мультиплекса, у РТРС нет средств для возмещения всех затрат восьмерке строителей. Официально РТРС и интеграторы заявляют, что проблемы нет, но на деле каждый крутится как может. Несколько членов консорциума вынужденно воспользовались услугой факторинга, то есть передали денежные требования к РТРС сторонним финансовым организациям. Обычно факторинговая компания выплачивает поставщику товара или услуги 60‑70 % объема денежных требований, а остаток суммы (за вычетом процентов за предоставленный кредит и комиссионных) перечисляет после того, как покупатель полностью расплатится.

Примечательно, что телеканалы активно конкурировали за право вхождения во второй мультиплекс. Стоило "ТВ Центру" перепрыгнуть из второго мультиплекса в первый, как в конкурсе на освободившееся место в сентябре 2013 года приняли участие сразу три канала: "Дождь", ТВ3 и победивший в итоге "Спас". После выхода из второго мультиплекса телеканала "Спорт" в декабре 2013 года его место занял ТВ3, опередивший по конкурсу "Дождь". Ныне состав второго мультиплекса таков: "РЕН ТВ", "Спас", СТС, "Домашний", ТВ3, "Спорт-Плюс", "Звезда", "Мир", ТНТ и "Муз-ТВ".

Если задаться классическим русским вопросом "кто виноват?", получается, что это сами телеканалы. Правительство РФ в русле мировых тенденций приняло программу цифровизации эфирного ТВ-вещания, РТРС заказала проект и создание цифровых вещательных сетей, интеграторы чуть ли не за свой счет их построили, Роскомнадзор провел конкурсы на вхождение во второй мультиплекс. И только ТВ-каналы, в здравом уме и ясной памяти добиваясь права попасть во второй пакет цифровых программ, переоценили свои финансовые ресурсы. Так сказать, садились за игру в карты на деньги без гроша в кармане.

Но возможно, проблема не в блефе телеканалов. Просто Интернет и мобильные устройства завоевывают рынок с пугающей быстротой. Недавнее исследование предпочтений российских пользователей в области ТВ и медиа, проведенное Ericsson ConsumerLab, показало, что 77 % опрошенных смотрят потоковое видео несколько раз в неделю или чаще. Время просмотра видео на смартфонах по сравнению с 2013 годом выросло на 54 % (причем 87 % опрошенных делают это дома). Телезрители все чаще параллельно заглядывают в компьютер или смартфон. Более половины респондентов смотрят телевизор и одновременно проверяют почту, а 40 % ищут в Интернете дополнительную информацию о ТВ-контенте. Все это не оставляет эфирным ТВ-каналам, особенно второго эшелона, шансов на сохранение рекламных доходов, даже несмотря на выдавливание с рекламного рынка платных каналов. И к 2018 году, когда РТРС полностью развернет второй мультиплекс, многие его передатчики рискуют превратиться в насесты для ворон, хоть каналы и перестанут оплачивать аналоговое вещание и смогут направить высвободившиеся средства на цифровое ТВ.

Журнал "Стандарт" № 9 (140), сентябрь 2014