Дмитрий Полонский, министр внутренней политики, информации и связи Республики Крым
28.11.2014

В интервью главному редактору "Стандарта" Леониду Конику министр внутренней политики, информации и связи Республики Крым Дмитрий Полонский поделился взглядами на состояние телекоммуникационного рынка полуострова и указал на проблемные места.

Какое количество абонентов телефонных фиксированных, мобильных и широкополосных сетей насчитывается в Республике Крым?

- Мы можем говорить лишь о приблизительных цифрах, так как отключения и восстановление различных сетей связи в Крыму, к сожалению, носят перманентный характер. Ориентировочное количество пользователей фиксированной связи составляет около 300 тыс. абонентов, а мобильной связи – 2,2-2,3 млн подписчиков. При этом нужно понимать, что количество абонентов сотовых сетей и количество проданных SIM-карт – это абсолютно разные вещи: у многих крымчан – по нескольку SIM-карт разных операторов мобильной связи, что связано с частыми отключениями и перебоями в работе прежде всего украинских мобильных сетей.

Со статистикой по пользователям сетей широкополосного доступа в Крыму сложнее: на Украине интернет-провайдеры не лицензируются, поэтому таких данных никогда не было. Думаю, что количество пользователей ШПД сопоставимо с половиной от абонентской базы сотовых сетей – иными словами, их порядка 1 млн, и это – серьезный уровень. Но эта цифра включает не только подписчиков фиксированных сетей ШПД: я учитываю и тех, кто выходит в Интернет с помощью мобильных устройств.

На конференции "Спектр-2014" Роскомнадзор объявил, что обнаружил в Крыму и Севастополе 223 оператора различных услуг связи, но пока не выявлены провайдеры, работающие на территории отдельных объектов - например, отелей. Как вам видится процесс нахождения каждого крымского оператора, с тем чтобы к 1 января 2015 года завершить процесс их лицензирования по российскому законодательству?

- Это произойдет неизбежно. Во-первых, органы Роскомнадзора начали активно работать в Крыму и проводят все необходимые мероприятия: они мониторят ситуацию и обнаруживают поставщиков телекоммуникационных услуг. К слову, Роскомнадзор создал территориальное управление по Крыму и Севастополю еще 2 апреля, став одним из первых федеральных ведомств, появившихся в Крыму.

Более того, переходный период у нас заканчивается 1 января 2015 года, и мы начинаем полностью жить по российским законам. Поэтому те, кто должен в установленном порядке получить российские разрешительные документы, их либо получат, либо лишатся возможности оказывать услуги. Мы проводим активную разъяснительную работу и помогаем всем операторам, которые к нам обращаются, подсказываем, какие документы нужно подготовить, куда обратиться и что сделать, чтобы зарегистрироваться по законам РФ. Время на эту работу еще есть, тем более что со стороны Роскомнадзора включен режим наибольшего благоприятствования. Никаких бюрократических проволочек нет – все документы рассматриваются очень быстро. И все операторы, собравшие бумаги по установленному образцу, получают разрешительные документы без проблем. Так что у крымчан, работающих в отрасли связи, не должно возникать сложностей. Главное, чтобы было желание.

Правда, я вынужден отметить, что у многих операторов срабатывает традиционный русский менталитет: пока гром не грянет, мужик не перекрестится. И мы, и Роскомнадзор эту ситуацию понимаем и готовимся к тому, что накануне окончания срока переходного периода начнутся массовые обращения за лицензиями.

На пресс-конференции в рамках форума "Спектр-2014" вы, отвечая на вопрос о подаче документов на лицензию компанией "Наш Телеком", заявили, что хотели бы видеть на рынке Крыма политически не ангажированные компании. Означает ли это, что "Наш Телеком" может получить отказ в лицензии лишь на том основании, что он аффилирован с компанией "Укртелеком"?

- Наша позиция неизменна: мы готовы к тому, чтобы в Крыму работали любые операторы связи. Мы никому не будем создавать препятствий, так как заинтересованы в создании конкурентной среды. Чем выше конкуренция – тем выше качество услуг и тем ниже их стоимость.

Другой вопрос, что и у нас есть право требовать, чтобы все, кто работает на территории Российской Федерации - а Крым – это неотъемлемая часть РФ, - работали по законам нашей страны. Все компании, оказывающие здесь услуги связи, должны оказывать их по российским законам - соответственно, и принимать оплату за оказанные услуги в рублях, и иметь все разрешительные документы. И это на сегодняшний день – главный стопор. Целый ряд украинских операторов связи приняли для себя решение не работать на российском рынке, потому что не захотели действовать по законам РФ. Поскольку инициатором создания ООО "Наш Телеком" является украинская компания "Укртелеком", мы акцентировали внимание на том, что ей нужно соблюсти требования российских законов. Я не представляю орган, выдающий операторские лицензии, – это коллеги из Роскомнадзора должны профессионально посмотреть, все ли в порядке. Но я часто слышу вопрос: "А какое мнение властей?" Мнение таково: пусть работают все, кто готов работать по закону, надежно и без политической мотивации.

- В настоящий момент все номера фиксированных телефонов в Крыму начинаются с украинского кода +38 и обслуживаются "Укртелекомом". Как абоненты за них платят?

- В этом – самая большая проблема наших взаимоотношений с "Укртелекомом". Мы неоднократно предлагали этой компании хотя бы на переходный период, пока она для себя принимает решение о том, будет ли работать на нашем рынке или не будет, создать временные условия. В конце концов, есть дилеры и прочие агенты, которые могут принимать платежи от населения в рублях, конвертировать в гривны и перечислять головной компании, если у нее есть какая-то принципиальная позиция. По этому пути в свое время пошла МТС-Украина", которая, поработав так, тем не менее по политическим причинам ушла из Крыма. Так же работал "Киевстар", так же работает оператор life:) и другие компании. То есть временный механизм работы есть, но мы должны понимать, что на территории РФ, где расчетной единицей является российский рубль, нет возможности работать в других валютах. Все население Крыма, начиная с 1 июня, живет в рублевой зоне, и ни зарплат в гривнах, ни платежей в гривнах у нас нет – все происходит в рублях.

Более того, есть проблема с тем, что работники компании "Укртелеком" по-прежнему продолжают получать зарплату в гривнах. Она перечисляется им на карточки, конвертируется в рубли по курсу банка, и люди теряют часть суммы на конвертации, притом что и так получают маленькую украинскую зарплату. Сейчас в Крыму наблюдается рост зарплат и всех других выплат – и по госсектору, и по частному сектору мы приближаемся к стандартам России, где зарплаты и пенсии выше, чем на Украине. Мы неоднократно обращались к компании "Укртелеком" с просьбой изменить ситуацию, а ведь речь идет о почти 2,5 тыс. работников этой компании в Крыму. Это большой коллектив, и мы должны защитить людей. Они обращаются к нам с жалобами. Прямо повлиять мы не можем, ведь эта компания находится в частной собственности, но это не значит, что мы будем сидеть сложа руки, когда права работников и граждан нарушаются. И все наши противоречия с "Укртелекомом" лежат именно в этой плоскости. Компания должна работать по российским нормам, а если она не хочет этого делать, возможно, ей не нужен бизнес в Крыму: тогда его надо продать или как-то трансформировать.

- Если вернуться к вопросу платежей за услуги "Укртелекома" - как это происходит сейчас?

- Проблема в том, что в какой-то момент эта компания просто перестала принимать платежи в Крыму. Надо отдать должное: они не отключают абонентов за неуплату. Вроде бы в последнее время, с созданием "Нашего Телекома", некоторые крымские офисы "Укртелекома" стали принимать рублевые платежи, но люди все равно испытывают колоссальные сложности из-за малого количества таких пунктов. В банке и через платежные терминалы за услуги "Укртелекома" по-прежнему заплатить нельзя.

Люди всегда голосуют рублем, и при сохранении таких неудобств они просто выберут других операторов связи, которые начинают работать в Крыму. Свято место пусто не бывает. Мы пока не форсируем ситуацию, так как понимаем, что это может нанести ущерб не только компании "Укртелеком", но и гражданам. И мы до последней возможности будем действовать в правовом русле, общаться, вести переговоры для того, чтобы выстроить взаимоотношения в нормальном режиме. Резкость в этом плане не нужна.

- Как вам видится будущее телефонной канализации в Крыму, которая в основном принадлежит "Укртелекому"?

- Здесь ситуация не такая однозначная. Мы сейчас разбираемся с этим вопросом, проводим инвентаризацию. Как правило, собственник кабельной канализации до конца не определен или есть спорные взаимоотношения. Если мы обнаружим, что у "Укртелекома" или у других компаний есть документально закрепленные права собственности на канализацию – это одна ситуация. Если же оформление прав собственности каким-то образом было упущено, мы будем понимать, что это собственность государства, и в таком случае отношения по использованию канализации операторам придется выстраивать непосредственно с ним.

- Компания WIN Мobile называет себя первым российским сотовым оператором в Крыму. Как вы оцениваете первые полтора месяца ее работы?

- Мне как чиновнику не очень правильно давать оценку работы коммерческих компаний, если они не создают таких проблем, о которых мы только что говорили. Я могу только констатировать факт: российская мобильная связь в Крыму присутствует, SIM-карты с номерами, начинающимися на +7, доступны и уже в большом количестве имеются на руках у людей. Все, кто находится в Крыму, пользуются этой мобильной связью и проблем не испытывает. Конечно, есть нюансы оказания услуг, к которым просто нужно привыкнуть, ведь у российских операторов имеются услуги, которых не было у их украинских коллег. Например, у абонентов появилась возможность доступа в "личный кабинет" на сайте оператора, где можно изменить настройки или узнать состояние счета, и люди отмечают эти удобства. У нас выстроена система мониторинга рынка, мы общаемся и с салонами связи, и с операторами, действуют горячие линии Совета министров и нашего министерства, мы принимаем обращения в устном, письменном и электронном виде, и граждане сообщают нам обо всех проблемах. Тот накал, который наблюдался с сетями и услугами связи в первое время после вхождения Крыма в Россию, в начале августа фактически прекратился.

Мировая практика не знает примеров, чтобы в столь короткие сроки был бы осуществлен переход на связь другого государства. При этом мы работали в сложнейших условиях: никто не держал нас в курсе и не предупреждал о готовящихся отключениях – мы обо всем узнавали по факту. Но, предполагая, что такие проблемы могут возникать, мы, совместно с Минкомсвязи РФ, начали заранее к этому готовиться. Поэтому, когда украинские операторы, грубо говоря, отрубили связь, мы были готовы, и в считанные дни все стало работать нормально. Даже когда один из крупнейших украинских операторов мобильной связи – "МТС-Украина" – отключил сеть в Крыму, на руках у граждан было уже около 800 тыс. SIM-карт с российской нумерацией, то есть в каждой семье был хотя бы один российский мобильный номер. Так что перебоев со связью у людей практически не возникло.

- После отключения сетей "МТС-Украина" и "Киевстара" в Крыму продолжает работать последний украинский GSM-оператор, "Астелит" (сеть life:)). Как вам видится его будущее?

- Я могу лишь повторить, что мы ни для одного оператора препятствий для работы в Крыму не создаем и никого выгонять не собираемся. Но, к моему большому сожалению, работа украинского бизнеса в Крыму поставлена в серьезную зависимость от политической ситуации на его родине. Я вынужден констатировать, что все эти уходы и отключения – исключительно последствия политики, проводимой государством Украина, и компании, основные капиталы и имущество которых находятся на украинской территории, вынуждены подчиняться политической ситуации. На эти компании, очевидно, оказывается большое политическое давление, и поэтому они так себя ведут. Кто-то из них поступил резко и некрасиво, кто-то действует постепенно, но на сегодняшний момент, к сожалению, ни один украинский сотовый оператор не был до конца порядочен в отношении своих абонентов, которые заключали контракты, подключались к этим операторам, платили им деньги. При этом порядочность со стороны абонентов была гарантирована условиями работы операторов, ведь они отключают неплательщиков фактически сразу после обнуления средств на счете. И вдруг операторы, что называется "без объявления войны", в один день их отключили. А ведь многие оплатили услуги авансом, и деньги им никто возвращать не собирается. Это показывает отношение данных компаний к людям. При этом я бы разделял украинские компании и российские компании, даже если они каким-то образом между собой связаны. На Украине они существуют в качестве самостоятельных бизнесов, зарегистрированы там, работают по украинским законам, и политическое влияние оказывается именно на них.

Ожидаете ли вы появления в Крыму сетей 3G и LTE?

- Я являюсь сторонником того, чтобы в Крыму развивались современные стандарты связи. Тем более что, в связи с уходом некоторых операторов с рынка и возникшим "чистым полем", у нас возникает уникальная возможность развития. И мы призываем операторов, которые будут заходить на рынок Крыма, сразу создавать сети новейших стандартов и использовать последние технологии. О чем говорить, если в Крыму нет сетей LTE и был один оператор 3G ("ТриМоб"), который оказывал услуги с горем пополам в крупных городах. Стоило выехать на автотрассу или оказаться в небольшом городе или деревне, как сеть 3G исчезала. Все остальное в телекоммуникациях Крыма было каменным веком. В мире технологии развиваются, не за горами уже сети 5G, и мы выступаем за то, чтобы пойти в Крыму на опережение, особенно с учетом того, что здесь будет создана свободная экономическая зона. Очевидно, что в Крым хлынет поток инвесторов и населения, и всем будут нужны современные услуги связи. Телекоммуникационный рынок высокомаржинален, и компании, которые сразу выстроят эффективную технологическую инфраструктуру и задействуют новые стандарты, и прибыльности достигнут гораздо быстрее.

- Беспокоит ли власти Крыма то, что с вхождением полуострова в рублевую зону, тарифы на услуги связи всех видов повысились примерно на 25-40%?

- Уровень жизни в РФ, по сравнению с тем, что было на Украине и, в частности, в Крыму, намного выше. Выше зарплаты и другие доходы, но и цены, включая тарифы, тоже больше. Это объективный процесс, но рост тарифов не так велик. Если зарплаты бюджетникам выросли в несколько раз, то увеличение тарифов на несколько десятков процентов не является существенным. При этом мы со всеми операторами ведем разговоры о том, чтобы рост тарифов был постепенным, а не резким. Тарифы могут подниматься только вслед за повышением уровня жизни. Я также с удовлетворением могу сказать, что качество российской связи также намного выше того, что мы видели в отрасли, находясь на территории Украины. А за лучшее качество, за более высокую скорость доступа нужно и платить больше.

В августе Государственная служба специальной связи и защиты Украины сообщила, что планирует привлечь украинский Минюст для совместной подготовки исков в международные инстанции за использование украинских радиочастот в Крыму. Есть ли у вас сведения о подаче такого иска или как вы оцениваете риск его подачи?

- Никаких официальных данных у меня на этот счет нет, и таких документов я не видел. Но я знаю другое. Федеральный конституционный закон №6 от 21 марта 2014 года, которым определен переход Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации, четко предусмотрел, что на переходный период на крымской территории продолжают действовать лицензии и частотные разрешения, которые были выданы на территории Украины. При этом нужно понимать, что в разрешительных документах Украины и России - разный предмет регулирования, да и законодательство в целом сильно разнится. Мы, на основании закона, должны плавно перейти в российское законодательное поле – это касается и радиочастот. Не может же быть ситуации, чтобы одно государство контролировало частоты на территории другого государства. Как это невозможно, скажем, и с автомобильными дорогами.

Мы спокойно относимся к тому, о чем вы упомянули, тем более что многие действия украинских властей напоминают бред сумасшедшего. Они регулярно делают громкие заявления, за которыми ничего не стоит, кроме попытки оправдать собственное многолетнее бездействие и игнорирование интересов крымчан.

В августе 2014 года министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров высказался о том, что в Крыму должны работать не менее трех российских сотовых операторов. Каково ваше мнение о разумном количестве игроков на крымском рынке мобильной связи?

- Это все определит рынок. Мы готовы к тому, чтобы здесь работали все, кто имеет такое желание. Конечно, есть разумная достаточность, местный рынок имеет определенную емкость. Во времена Украины в Крыму было около 2,5 млн сотовых абонентов.

- 2 июля российская вещательная компания РТРС объявила о запуске в Крыму и Севастополе двух федеральных мультиплексов, а также третьего регионального мультиплекса. Как удалось развернуть мультиплексы столь быстро?

- Я бы не стал утверждать, что это сделала российская РТРС. Не нужно забывать, что на Украине, по всей территории страны, работало четыре цифровых мультиплекса. Поэтому правильнее говорить, что их работа продолжена. Работа по развитию мультиплексов в РФ шла несколько дольше, чем на Украине. Крым оказался регионом, который был сразу готов для работы по российским вещательным принципам и стандартам: не только для включения первого обязательного мультиплекса и второго пакета цифровых программ, но и для третьего, и для четвертого мультиплексов. Лишь бы для них был контент. Пока услуги трансляции цифрового сигнала оказывает ГП "Радиотелевизионный передающий центр Автономной Республики Крым" (РТПЦ), и крымчане в полном объеме смотрят все российские эфирные ТВ-каналы. РТПЦ достался нам от Украины. Мы в конце июня создали ГУП "Крымсвязь", которое также – на время переходного периода – участвует в обеспечении вещательных услуг. Так будет продолжаться до момента, когда будут состыкованы все юридические и практические моменты работы с РТРС. "Крымсвязь" кроме вещания имеет и множество других задач, прежде всего – по информатизации органов власти.

Цифровые мультиплексы на Украине организовало и транслировало ООО "Зеонбуд". На каких условиях эта компания передала частоты и, вероятно, оборудование под российское вещание?

- Это взаимоотношения хозяйствующих субъектов – я в них вдаваться не готов. Для меня главное, что обеспечена трансляция российского телевидения, и это сделано. Как и на каких условиях договорились два предприятия – это их дело, и государство не должно вмешиваться в этот процесс. Никаких проблем, конфликтов, претензий, жалоб с чьей-либо стороны нет – все идет в рабочем порядке, значит, хозяйствующие субъекты обо всем договорились. Мы очень щепетильно относимся к частной собственности, и конфликтной ситуации не допустили бы.

- Помимо компании "Крымтелеком", созданной 27 июня, правительство Республики Крым 17 июня учредило ГУП "Крымсвязь". Каковы цели его создания?

- По компании "Крымтелеком" мы находимся на завершающем этапе переговоров с инвесторами, и я ожидаю, что мы в ближайшее время выйдем на руководство республики и РФ с предложением о создании в Крыму многофункционального оператора связи. К слову, на примере этой компании, как и ГУП "Крымсвязь", мы по своему опыту знаем, что Роскомнадзор без проблем рассматривает поданные документы и оперативно выдает операторские лицензии.