Редакция ComNews.ru
29.12.2014

2014 год в России был богат на события ИКТ-рынка как никакой другой. Одним из основных ньюсмейкеров стало государство – в лице министерств и федеральных ведомств, а также госкомпаний.

Одной из самых обсуждаемых тем, взбудораживших отрасль в 2014 году на фоне политических и экономических потрясений, стало импортозамещение в ИКТ. Ближе к концу года Минкомсвязи направило на рассмотрение в правительство проект постановления, дающий преференции российскому программному обеспечению (ПО) при государственных закупках.

Авторы документа выдвинули идею ввести ограничения в госзакупках, которые коснутся зарубежного софта, имеющего отечественные аналоги, зафиксированные в специальном реестре. Также Минкомсвязи предлагает утвердить минимальную долю госзакупок ПО из реестра с 31 декабря 2016 г. Согласно тому же документу, отечественным следует считать ПО, исключительные права на которое имеет юридическое лицо, более чем на 50% принадлежащее российским бенефициарам (при этом лицензионные отчисления иностранным разработчикам программного обеспечения или их представителям в России не должны превышать 30% от общей суммы выручки данной компании). Министерство предлагает распространить преференции и на ПО, разработанное в Казахстане и Белоруссии, – для него появится отдельный реестр.

Однако кое-какие послабления предлагается оставить. Госучреждения, госкомпании и их дочерние структуры все же смогут закупать иностранный софт, если соответствующий российский продукт, имеющийся в реестре, не соответствует рабочим критериям. Для этого заказчику придется представить обоснования непригодности отечественного аналога.

Чуть позже Минкомсвязи призвало российских операторов связи активнее внедрять отечественное оборудование при строительстве сетей связи и другой телекоммуникационной инфраструктуры.

Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Дмитрий Алхазов, выступая на IV Международном форуме Broadband Russia Forum 2014, организованном ComNews Conferences, сообщил, что Минкомсвязи уже ведет конструктивный диалог с операторами связи по теме импортозамещения. "Мы пока неформально обсуждаем такой подход, чтобы для тех или иных элементов инфраструктуры приобреталось отечественное оборудование, - отметил Дмитрий Алхазов. - Мы должны стать импортонезависимыми по всем направлениям".

Но главное, что напутствие Минкомсвязи носит отнюдь не рекомендательный характер. "Должен предупредить: если мы поймем, что операторы не очень этого хотят, то мы, видимо, будем вынуждены отрегулировать это нормативно, при всем уважении к зарубежным вендорам. Поэтому моя рекомендация: не доводите нас до осознания того, что без жесткого нормативно-правового регулирования импортозамещение в нашей отрасли не сдвинется. Давайте двигать его вместе во взаимно добровольном порядке", - заявил Алхазов.

Как далеко пойдет государство по пути отказа от чуждых высокотехнологичных ценностей - покажет время. Но главная интрига ситуации заключается в том, смогут ли отечественные разработчики сами обеспечить нужды российских операторов.

В продолжение темы импортозамещения в России сделаны первые шаги к получению независимости от международных платежных систем (МПС). Еще весной 2014 г. МПС Visa и MasterCard отказались обслуживать карты клиентов ряда российских банков, подпавших под санкции США. Ответным ходом со стороны России стало внесение изменений в закон "О национальной платежной системе", создание национальной системы платежных карт (НСПК) и оператора НСПК (в форме ОАО "Национальная система платежных карт", 100% акций которого принадлежат Банку России).

В новых условиях, если транзакция по карте происходит внутри РФ, информация о ней не должна покидать пределы страны. МПС, равно как и отечественные платежные системы, должны будут подключиться к операционному и платежному клиринговому центру. Тестирование технологической платформы НСПК началось в декабре, а полный переход всех платежных систем на процессинг в РФ произойдет в течение 2015 года.

Введение странами Евросоюза и Соединенными Штатами санкций против России привело не только к интенсификации создания НСПК. Депутатский корпус в 2014 году активно принимал законы, в значительной степени продиктованные новой политической ситуацией. В частности, ушедший год стал годом новых попыток отрегулировать Интернет.

1 февраля  вступил в силу "закон Лугового", позволяющий Роскомнадзору без суда блокировать сайты, распространяющие призывы к массовым беспорядкам и содержащие экстремистскую информацию. Границы такой информации очерчены нечетко: регулятор может среагировать на сообщение о любом сходе граждан, не согласованном с властями, будь то акция протеста или публичное чтение стихов. Уже в середине марта на фоне международного кризиса под блокировку попали три оппозиционных СМИ, блог Алексея Навального, несколько украинских изданий и сообществ.

Деятельность Госдумы продолжилась "законом о блогерах", который с 1 августа установил особые требования для сайтов с суточной аудиторией более 3000 пользователей, приблизив их к средствам массовой информации.

В июле 2014 году в спешном порядке был принят закон, согласно которому персональные данные россиян должны храниться и обрабатываться только на территории РФ. Изначально датой вступления в силу данного правового акта было 1 сентября 2016 года, затем ее изменили на 1 января 2015 года, а за пару недель до наступления Нового года депутаты Госдумы решили, что персональные данные россиян должны храниться и обрабатываться только на территории России с 1 сентября 2015 года.

Инициаторы принятия закона аргументировали необходимость его появления заботой о безопасности личных данных россиян. Но представители отрасли и юристы предупреждают, что локализация персональных данных никак не сможет защитить их от несанкционированного вмешательства киберпреступников. Зато поставит под угрозу возможность функционирования на территории страны любых привычных для жителей РФ облачных сервисов, которые хранят данные, например, почтовых серверов, социальных сетей, а также онлайн-бронирования авиа- и железнодорожных билетов, гостиниц.

В конце ноября президент РФ Владимир Путин подписал пакет поправок к "антипиратскому закону", позволяющих с 1 мая 2015 года перекрывать доступ к сайтам с нелегально размещенными книгами, музыкой и компьютерными программами.

Под занавес года на сцену вышла Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН). Ее глава Виктор Иванов предложил ввести в Рунете фильтры по умолчанию, которые помогут "более эффективно бороться с сайтами, распространяющими наркотики".

Все это время не утихали слухи о "китайском сценарии" для Рунета, который якобы готовит засекреченная группа в недрах администрации президента. Однако радикальный сценарий не осуществился - во всяком случае, пока. Блокировки "за экстремизм" отличаются избирательностью и их можно легко обойти, "закон о блогерах" свелся к составлению реестров и списков, сведения о наших согражданах переедут в Россию к сентябрю, а не спешно, к Новому году, неуступчивые блог-платформы Facebook и Twitter ведут переговоры с Минкомсвязи. Наконец, "межевание" Интернета свелось к выработке экстренных мер на случай, если внешние супостаты вдруг отключат российский сегмент.

"Мы не намерены ограничивать доступ в Сеть, ставить ее под тотальный контроль, "огосударствлять" Интернет, ограничивать законные интересы и возможности людей, общественных организаций, бизнеса в информационной сфере", - успокоил общественность Владимир Путин.

Традиционно богатым на положительные и негативные события оказался 2014 год для российской отрасли спутниковой связи. Год начался на подъеме, после того как в марте на орбиту успешно вышли два спутника - "Экспресс-АТ1" и "Экспресс-АТ2", заказчиком которых выступило ФГУП "Космическая связь" (ГПКС). В апреле ракета-носитель "Протон-М" доставила на орбиту новый легкий спутник-ретранслятор "Луч-5B", третий в группировке многофункциональной космической системы ретрансляции, разрабатываемой Роскосмосом.

Но в мае произошла неудача. В интересах ГПКС был запущен космический аппарат "Экспресс-АМ4R", созданный фирмой Airbus Defence & Space (бывшей EADS Astrium) на замену выведенного в 2011 году на нерасчетную орбиту и потерянного спутника "Экспресс-АМ4". Злой рок предшественника коснулся и "Экспресс-АМ4R" - спутник не вышел на целевую орбиту из-за аварии третьей ступени "Протона-М", которая разрушилась на высоте 160 км.

Авария "Протона" повлекла за собой длительное расследование и сместила графики других пусков: все полеты "Протона" были приостановлены на время разбирательства. Тем не менее пуски других ракет-носителей продолжились. Глобальная система спутникового позиционирования ГЛОНАСС в июне получила спутник "Глонасс-М" (он был выведен на орбиту с космодрома Плесецк ракетой-носителем "Союз-2.1Б" с разгонным блоком "Фрегат"), а в июле из того же Плесецка ракета-носитель "Рокот" вывела на орбиту три спутника "Гонец-М".

К сентябрю пуски "Протонов" возобновились, что позволило ГПКС запустить изготовленный ОАО "Информационные спутниковые системы" (ИСС) им. академика М.Ф.Решетнева" тяжелый спутник "Экспресс-АМ6", предназначенный для предоставления мультисервисных услуг и для создания сетей VSAT. Этот запуск тоже оказался на грани аварии: двигатели разгонного блока "Бриз-М" недоработали, и "Экспресс-АМ6" оказался на орбите с большим отклонением от штатной. К счастью для заказчика, этот спутник (как и его предшественник "Экспресс-АМ5"), в силу большой массы, выводился не в конечную точку (53º в.д.), а на переходную орбиту, откуда он должен достичь заданной орбитальной позиции с помощью электрореактивных двигателей. ИСС гарантирует, что довыведение займет не более 90 дней, то есть "Экспресс-АМ6" окажется в точке 53º в.д. не позднее 21 января ("Экспресс-АМ5" смог достичь заданной орбитальной позиции за 73 дня).

Завершился турбулентный для рынка спутниковой связи 2014 год на позитивной ноте. 15 декабря ракета "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" успешно вывела на орбиту спутник "Ямал-401", изготовленный ОАО "ИСС" и Thales Alenia Space по заказу ОАО "Газпром космические системы" (ГКС). "Ямал-401" заменил "Ямал-201", на котором в июне этого года произошел сбой, повлекший за собой отключение транспондеров и перебои в доставке телесигнала. "Ямал-401" призван также расширить возможности космической группировки "Ямал" компании ГКС, которая ждет пополнения спутником "Ямал-601" в 2015 году.

23 декабря  с космодрома Плесецк была  впервые запущена тяжелая ракета-носитель "Ангара-A5" с разгонным блоком "Бриз-М", который доставил на орбиту неотделяемый габаритно-массовый макет полезной нагрузки. Летные испытания нового ракетного комплекса "Ангара" начались 9 июля 2014 года успешным запуском легкой ракеты-носителя "Ангара-1.2.ПП" (буквы ПП означали "первый пуск"). Разработчиком семейства ракет "Ангара" является ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, по данным которого они смогут вывести на орбиту полезную нагрузку массой от 3,8 до 35 тонн. Правда, в Плесецке, откуда пока летает "Ангара", отсутствует наземная инфраструктура для подготовки к запускам тяжелых и средних спутников связи. В частности, там пока нет взлетно-посадочной полосы для доставки космических аппаратов большими грузовыми самолетами, а также оборудованных помещений для интеграции спутника с головной частью ракеты.

Прошедший год можно по праву считать годом расцвета сетей 4G в России: в этой области случилось, наверное, все, что только могло случиться. Во-первых, все крупнейшие российские операторы мобильной связи хоть в каких-нибудь регионах да начали оказывать услуги с использованием технологии LTE на основе полученных еще в 2013 году частот. Даже новоиспеченный оператор "T2 РТК Холдинг" (бренд "Tele2 Россия"), созданный в этом году на базе мобильных активов ОАО "Ростелеком" и Tele2, успел вскочить на подножку стремительно уносящегося вперед 4G-экспресса и в декабре запустил LTE-сеть в Туле.

Во-вторых, сразу несколько российских операторов за год развернули сети LTE в диапазоне 1800 МГц, который ранее был закреплен за стандартом GSM, но благодаря внедренному регулятором в декабре 2013 года принципу технологической нейтральности стал доступен и для развития сетей четвертого поколения. Особенно тут отличились региональные операторы связи, которые были обделены лицензиями 3G и LTE и давно ждали возможности оказывать новые услуги на базе имеющегося у них частотного ресурса, - "Мотив" и "Таттелеком". Упомянутая тульская сеть "T2 РТК Холдинг" также была построена по этому принципу.

В-третьих, под занавес года ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) и ОАО "ВымпелКом" договорились развивать LTE-сети, совместно используя активную сетевую инфраструктуру (базовые станции) по модели RAN Sharing. Эту возможность незадолго до конца года обеспечило Минкомсвязи, по инициативе которого правительство РФ 27 ноября выпустило постановление №1252, внесшее изменения в правила регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств образца десятилетней давности.

Заметным для сотового рынка РФ событием 2014 года стало то, что компания Yota, один из старейших российских 4G-операторов, работающая в качестве виртуального оператора на сети материнской компании – ОАО "МегаФон", - получила и голосовую компоненту.

Yota планирует за пять лет сформировать абонентскую базу в 10 млн пользователей. Сможет ли предприятие осуществить такой  план - вопрос времени. ОАО "Московская городская телефонная сеть" (МГТС), которое в 2014 году тоже получило статус MVNO на сети материнской компании МТС, более сдержано в планах. Yota же, не стесняясь, позиционирует себя как четвертого федерального оператора, которым уже много лет считается "Tele2 Россия".

Ряды операторов спутникового ТВ понесли заметную потерю - в декабре 2014 года прекратила вещательную деятельность российская спутниковая ТВ-платформа "Радуга ТВ". Причиной стало отсутствие лицензии на телевизионное спутниковое вещание с использованием радиочастотного ресурса, что Роскомнадзор выявил летом 2013 года. В результате абонентская база "Радуги" была переведена на обслуживание в МТС, которая за месяц до этого объявила о начале деятельности в качестве оператора спутникового ТВ - что само по себе стало событием на рынке.

В 2014 году активное развитие получили ОТТ-видеосервисы: этот сегмент рынка все чаще стал интересовать правообладателей и государство. Онлайн-кинотеатры активно выходят на рынки зарубежных стран: в этом году Zoomby.ru вышел на рынок Белоруссии, а в 2015 году Tvzavr.ru намерен выйти на рынки таких государств, как Эстония, Латвия, Литва и, возможно, Казахстан.

Эксперты называют рынок ОТТ-видеосервисов перспективным, но ситуацию, сложившуюся на нем, считают неустойчивой. С одной стороны, онлайн-кинотеатры считаются одним из самых быстрорастущих сегментов интернет-бизнеса, но с другой - ни один из российских ОТТ-видеосервисов в этом году так и не смог выйти в прибыль.

Компании не раскрывают своей выручки, а это дает возможность аналитикам и правообладателям говорить о том, что рынок онлайн-кинотеатров в России пока в целом не стал прибыльным. Правообладатели уверены, что рынок видеосервисов ожидает падение: не каждый кинотеатр способен платить достаточно большие отчисления за права на фильмы.

Озаботившись тем, что деньги достаются пиратам, Российский союз правообладателей под шефством режиссера Никиты Михалкова предложил собирать с пользователей Интернета плату за "глобальную лицензию" - по 25 руб. в месяц - и таким образом перенаправить поток средств, идущих к пиратам, в руки правообладателей. Инициатива вызвала резонанс среди операторов, крупных интернет-порталов и ассоциаций, у которых возникло сомнение в необходимости и организации нового платежа. В декабре против этой инициативы выступила и Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Помимо экономических факторов, развитие ОТТ-сервисов может быть ограничено и государством. Медиа-Коммуникационный союз (МКС) добивается законодательного закрепления статуса "игрок ОТТ-рынка". Операторы, входящие в МКС, недовольны тем, что ОТТ-видеосервисы используют их инфраструктуру и оказывают на ней услуги, быстро и без больших инвестиций завоевывая большие клиентские рынки.

В 2015 году государство явно продолжит играть роль одного из основных ньюсмейкеров ИКТ-рынка. Одно из действий отраслевого регулятора прямо перебрасывает мостик в новый год. 12 декабря увидело свет постановление правительства от 5 декабря 2014 года №1326 "Об особенностях оказания услуг связи в Республике Крым и городе Севастополе", которое дало право крымским операторам действовать по украинским разрешительным документам до 1 мая 2015 года (уведомив об этом Роскомнадзор до 1 января 2015 года).

Вхождение Крыма и Севастополя в состав России поставило перед операторами связи полуострова задачу перехода в российскую юрисдикцию. Переходный период для всех компаний Крыма истек 31 декабря 2014 года. Введение упрощенного порядка лицензирования операторов связи Крыма Роскомнадзор анонсировал еще в мае, а сам документ ожидался не позднее сентября. Теперь вхождение 250 операторов связи Крыма и Севастополя растянется до мая 2015 года.

Постановление освободило всех крымских операторов, использующих радиочастотный спектр, от платы за него в 2014-2015 годах. Роскомнадзор обязан выдавать лицензии крымским операторам в течение 10 дней с момента получения от них всех документов, а разрешение на использование радиочастот – в течение 15 дней после решения ГКРЧ (она может принимать частотные решения по Крыму до 1 августа 2015 года). Россвязь должна выдавать операторам Крыма и Севастополя номерную емкость в объеме, выделенном ранее Украиной.