© ComNews
20.07.2015

Российский рынок виртуальных автоматических телефонных станций (АТС) в 2014 г. вырос в денежном выражении на 57% по сравнению с 2013 г. В абсолютных показателях его объем составил 3,85 млрд руб.

Таковы результаты исследования J’son & Partners Consulting (J&P), в рамках которого агентство опросило 350 респондентов - юридических лиц по методу онлайн-анкетирования.

По оценке J&P, значительный рост рынка вызван как увеличением числа пользователей, так и повышением ARPU: в 2014 г. рынок ВАТС в натуральном выражении составил 72 тыс. клиентов.

Как ожидают авторы исследования, высокие темпы роста рынка сохранятся. Этому будет способствовать развитие локальных (МГТС) и федеральных ("Ростелеком", "МегаФон", МТС) игроков, которые в совокупности уже предоставляют виртуальную АТС в большинстве регионов России. Рентабельность бизнеса таких игроков станет выше - им не придется отдельно доплачивать за инфраструктуру, поэтому их затраты на голосовой трафик значительно снизятся.

Как прогнозирует J&P, одним из основных драйверов рынка станет отказ клиентов от традиционной телефонии в пользу облачных бизнес-приложений. Развитие рынка будет происходить в основном за счет компаний, деятельность которых связана со строительной отраслью, туризмом, ресторанным и гостиничным бизнесом, сферой услуг. Препятствовать развитию станет цифровое неравенство в России.

Основными игроками рынка авторы исследования называют ООО "Манго Телеком" (бренд Mango Office), ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС, приложение "Автосекретарь"), ООО "Новосистем" (бренд UIS), ПАО "МегаФон" (приложение "Мобильная АТС"), ОАО "МТТ" и ЗАО "Телфин". Точные доли этих игроков J&P не раскрывает, ссылаясь на коммерческую тайну. Как рассказал ведущий консультант департамента финансовых услуг и ИКТ-сервисов J’son & Partners Consulting Сергей Золкин, суммарная доля шести лидеров по количеству клиентов ВАТС составляла около 75-80% по итогам 2014 г. По его словам, основными клиентами услуги являются представители среднего и малого бизнеса, поэтому ARPU большинства игроков на рынке сопоставимы.

"Концентрация рынка увеличивается, главным образом за счет активности операторов "классических" услуг связи", - подчеркивает Сергей Золкин.

Согласно подсчетам агентства, всего в России работает более 60 провайдеров, предоставляющих услуги виртуальной АТС. Наибольшая концентрация игроков рынка наблюдается в Москве, где услугу предоставляет более 50 провайдеров. В Петербурге работает немногим более 40 операторов. В регионах число провайдеров меньше - не более 20 в каждом из крупных городов, однако и там заметен рост потребления услуги, из-за чего, как прогнозирует Сергей Золкин, доли двух столиц по количеству абонентов будут постепенно снижаться.

По данным "Манго Телекома", рынок виртуальных АТС в натуральном выражении меньше оценок J&P на 15-20%, а в денежном - примерно в полтора раза. "В целом мы согласны с экспертной позицией агентства "ТМТ Консалтинг", которое оценило рынок виртуальных АТС в России в 2,4 млрд руб. - отмечает PR-менеджер "Манго Телеком" Ксения Пруцскова. - Завышенные результаты, возможно, связаны с изменениями в методике исследования J'son & Partners, о которых мы не знаем".

Пресс-секретарь "МегаФона" Алия Бекетова утверждает, что эксперты J&P не завысили, а занизили объем рынка в деньгах в два раза. При этом она согласилась с оценкой агентством аудитории рынка.

Согласно сведениям "Манго Телекома", оператор занимает около половины рынка виртуальных АТС в натуральном выражении и более половины - в денежном. По итогам прошедшего года количество предприятий, использующих облачные сервисы этой компании, составило 26 тыс. Как утверждает Алия Бекетова, на "МегаФон" приходится 12% абонентов и 30-40% денежного объема рынка. По расчетам источника ComNews на рынке, знакомого с ситуацией, эта фирма обслуживает 15-20 тыс. клиентов.

"Наша оценка совпадает с выводами J&P о том, что рынок виртуальных АТС показывает значительный рост", - рассказывает директор по корпоративным коммуникациям МТТ Анна Бойко. На ее взгляд, рост обусловлен, в первую очередь, доступностью и гибкостью в подключении клиентов к услугам телефонии: виртуальная АТС не требует обслуживания и длительных настроек, выделения отдельных специалистов в компании под техподдержку, а также предоставляет конкурентные тарифные опции.

В свою очередь Ксения Пруцскова полагает, что темпы роста рынка незначительно снизятся. "По нашим прогнозам, годовой рост сегмента составит приблизительно 30%, - замечает она. - Наш опыт подсказывает, что во время кризиса бизнес, наоборот, разворачивается в сторону облаков. Облачные сервисы помогают снизить расходы на создание и обслуживание телеком-инфраструктуры, способствуют увеличению прибыли и гибкости компании, что особенно актуально в период нестабильности".

"В кризис вопросы экономии и сокращения расходов на связь выходят на первый план, как у компаний, так и у частных пользователей, - соглашается Анна Бойко. - В этом случае виртуальная АТС становится единственной целесообразной опцией для многих клиентов, особенно в сегменте SMB, который наиболее чувствителен к расходам". По ее словам, следует рассчитывать на сохранение тенденции позитивной динамики роста.

Усиление конкуренции отмечает и Алия Бекетова из "МегаФона".

Как рассказал ComNews представитель ПАО "Ростелеком", этот оператор не выделяет отдельно сегмент виртуальных АТС, но видит безусловный потенциал его роста. "Виртуализация становится все более популярной для компаний разных отраслей и масштабов бизнеса", - резюмировал он.