Валерий Кодачигов
16.09.2015

В ближайшие несколько месяцев "Вымпелком" может сократить персонал "на десятки процентов". Об этом телеканалу "Россия 24" заявил гендиректор оператора Михаил Слободин.

По его словам, в ближайшие несколько месяцев "Вымпелком" ждет реорганизация, которая будет сопровождаться сокращением административных единиц и численности управленцев: "80% наиболее болезненных изменений произойдет в течение ближайших 6–8 месяцев". По его словам, сокращение не коснется тех, кто непосредственно взаимодействует с абонентами, – работников розничной сети, call-центра и др., речь идет об административно-управленческом персонале, в процессе цифры будут уточнены.

Сколько сотрудников планирует сократить "Вымпелком" и на какую экономию рассчитывает, Слободин не сказал. Из отчета "Вымпелкома" следует, что в 2014 г. его затраты на персонал составили чуть менее 26,7 млрд руб. (на 4,9% меньше, чем в 2013 г.).

При сокращении около 10% персонала, в основном управленческого, экономия могла бы быть сопоставима примерно с 1,5% выручки "Вымпелкома", посчитал аналитик "Открытие капитала" Александр Венгранович. В 2014 г. его выручка в России составила 281 млрд руб., т. е. сэкономить можно было бы около 4 млрд руб., предполагает он. Но на практике сокращение, если оно произойдет, сначала приведет к росту издержек оператора, поскольку увольняемым сотрудникам придется выплачивать выходные пособия, замечает Венгранович. Таким образом, сокращение расходов проявится в более отдаленной перспективе, прогнозирует он.

Реорганизация должна приблизить структуру управления "Вымпелкомом" к ведущим мировым digital-компаниям, также заявил Слободин. Их отличают "легкая" структура принятия решений и высокая оперативность менеджмента, отметил он. Какие компании имеются в виду, Слободин не уточнил.

Сокращения в "Вымпелкоме" Слободин обещал в интервью "Ведомостям" в феврале 2015 г. "Мы уже в прошлом году произвели большую оптимизацию численности [сотрудников], и мы будем это делать", – сказал он.

Укрупнение филиалов "Вымпелкома" уже началось. С 1 июня 2015 г. вместо трех подразделений "Вымпелкома" в европейской части России ("Москва", "Северо-Запад" и "Центр") действуют два укрупненных ("Большая Москва" и "Запад"). Части команды из Центрального региона предложат перейти в штаб-квартиру "Вымпелкома", часть команды усилит "Большую Москву", часть – "Запад", рассказывал летом представитель "Вымпелкома". Примерно десятая часть сотрудников из Центрального региона будет трудоустроена в Московском региональном управлении, остальных людей уволят, утверждал человек, знакомый с сотрудниками Центрального региона "Вымпелкома". А вчера "Вымпелком" объявил, что объединит свои Приволжский и Уральский регионы (18 филиалов) в один Волжско-Уральский регион. Еще 15 филиалов в Сибири и на Дальнем Востоке войдут в укрупненный Восточный регион.

По словам Слободина, реорганизация начата в ответ на изменения в телекоминдустрии – рост спроса на мобильный интернет и усиливающееся давление со стороны OTT-игроков. В I квартале 2015 г. выручка "Вымпелкома" от услуг мобильной связи сократилась год к году на 0,45%, а во II квартале выросла по сравнению с тем же периодом 2014 г. – правда, всего на 43 млн руб. (на 0,08%) до 54,9 млрд.

На развитых зарубежных рынках выручка операторов стагнирует и даже сокращается по мере того, как операторы начинают бесплатно предоставлять абонентам неограниченный голосовой и sms-трафик, рассказывал ранее "Ведомостям" управляющий партнер AC&M Consulting Михаил Алексеев. Это результат растущей конкуренции, в том числе со стороны интернет-мессенджеров, объяснял он: например, в Испании уже в 2013 г. более половины абонентов вообще не пользовалось sms. У российских операторов это еще впереди, говорил Алексеев.

По словам представителей МТС и "Т2 РТК холдинга" (бренд Tele2) Дмитрия Солодовникова и Константина Прокшина, их компании не планируют сокращений. Если в кризис компания меняет свои планы, прибегает к каким-то экстраординарным мерам, то это значит, что в обычное время этот бизнес просто неправильно работал, уверен Солодовников. МТС во II квартале 2015 г. стала единственным оператором сотовой "большой тройки", показавшим значимый рост доходов от мобильного бизнеса (2,8% год к году), напоминает он.

Штат Tele2 не раздут, уверяет Прокшин. На одного сотрудника приходится 4300 абонентов и 2,95 млн руб. выручки, что является лучшим показателем среди российских сотовых операторов, уверяет он.

Оптимизация процессов, в том числе создание более плоской управленческой структуры, уже давно позволяет "Мегафону" сохранять оптимальное количество сотрудников, говорит его представитель Анна Митина.