Людмила Наумова, старший региональный директор SES S.A. по передаче данных и подвижной связи в России и СНГ
13.01.2016

Ухудшение экономической ситуации в России заставляет зарубежных провайдеров услуг, и прежде всего операторов спутниковой связи, подстраиваться под новые реалии. Глобальный рынок космических коммуникаций тоже находится в зоне турбулентности. О том, как в этих условиях развивается компания SES, борющаяся с Intelsat за мировое первенство по количеству космических аппаратов и выручке среди операторов фиксированной спутниковой связи, в интервью главному редактору "Стандарта" Леониду Конику рассказала старший региональный директор SES S.A. по передаче данных и подвижной связи в России и СНГ Людмила Наумова.

- Каковы основные достижения SES в 2015 году на российском рынке?

- Уходящий год для России, да и для всего СНГ в целом был сложным из-за изменившейся экономической ситуации, и это не могло не затронуть спутниковый сектор. SES действовала проактивно и искала инновационные решения, которые удовлетворяли бы клиентов в новой экономической ситуации. Мы смогли удержать рыночную долю на прежнем уровне благодаря техническим, коммерческим и маркетинговым инициативам, которые реализовали в тесном сотрудничестве с заказчиками в регионе.

- С середины 2014 года курс рубля по отношению к основным мировым валютам упал почти в два раза. Тарифы SES обозначены в евро, что сделало их существенно выше для российских клиентов. Ощутили ли вы усиление конкуренции со стороны местных операторов спутниковой связи, которые имеют рублевые тарифы?

- Мы выставляем счета в России в долларах, а не в евро. В целом расценки локальных игроков российского рынка сравнимы с тарифами SES, в частности потому, что мы обновляем контракты со всеми клиентами на индивидуальной основе, с тем чтобы обе стороны были уверены во взаимной выгоде сотрудничества.

- С мая 2015 года SES передала права использования орбитальной позиции 183° в. д. компании "Газпром космические системы". Почему вы не задействовали эту точку самостоятельно?

- SES всегда использовала позицию 183° в. д.: в ней расположен наш спутник NSS-9, работающий только в С-диапазоне, услуги которого доступны в Азии, Тихоокеанском регионе и на российском Дальнем Востоке. К слову, этот космический аппарат активно используют российские клиенты SES, к примеру – ​"ВымпелКом".

- Как развивается сеть спутникового ШПД O3b Networks, в которой SES имеет 45 %-ную долю? Есть ли у O3b Networks клиенты в России?

- С точки зрения законтрактованной емкости O3b Networks является самой быстрорастущей спутниковой сетью в мире и к настоящему времени обслуживает 40 клиентов в 31 стране мира. Семь из первых восьми заказчиков O3b уже расширили используемую емкость. Объем заказов на емкость O3b с июля 2013 года по июль 2015 года вырос на 48 %, превысив $510 млн.

Орбитальная группировка O3b захватывает лишь самые южные территории России (ниже 45° с. ш.), и у нее пока нет клиентов в РФ или СНГ. Но оператор видит растущий интерес к его услугам со стороны действующих в этом регионе игроков нефтегазового рынка: высокоскоростная передача данных с малой задержкой представляет для них особый интерес, так как позволяет повысить производительность и операционную эффективность.

- Недавно SES объявила о том, что количество HD-каналов на ее спутниковой платформе превысило 30 %. Можно ли ожидать, что в формате высокой четкости будут идти 100 % ТВ-каналов, транслируемых через ваши космические аппараты?

- Действительно, SES доставляет свыше 7100 телеканалов, из которых более 2100 передаются в формате HD. Этот контент принимают 312 млн домохозяйств по всему миру, что делает нашу компанию глобальным лидером в сегменте непосредственного спутникового вещания (DTH).

Все спутники SES готовы к передаче видеоконтента не только в HD, но даже в Ultra HD. При этом мы не можем влиять на количество HD-каналов, которые наши заказчики хотят передавать со спутника, это зависит от состояния и потребностей обслуживаемых ими рынков.

В развитых регионах, таких как Северная Америка и Европа, уровень проникновения HD выше, поскольку телеаудитория там имеет больший аппетит к качественному контенту (и соответствующую платежеспособность). В развивающихся странах количество HD-каналов также постоянно увеличивается, но мы полагаем, что потребуется еще несколько лет, чтобы стандарт HD превратился в мировую норму.

- В октябре 2015 года SES вместе с шестью другими глобальными операторами спутниковой связи подписала Хартию о связи в кризис (Crisis Connectivity Charter) с Офисом по координации гуманитарных вопросов и Кластером телекоммуникаций в чрезвычайных ситуациях ООН. Что этот документ значит для вашей компании?

- SES неоднократно быстро реагировала при возникновении различных катастроф, предоставляя пострадавшим спутниковую связь. Подписание Хартии на глобальных консультациях Всемирного гуманитарного саммита иллюстрирует нашу готовность к работе в таких ситуациях, а также формализует условия и протоколы соединения, для того чтобы увеличить возможности полноценной спутниковой связи для групп экстренного реагирования в 20 странах с высоким риском чрезвычайных ситуаций – ​в Европе, на Ближнем Востоке, в Африке и Азии.

- Также в октябре компания Global Eagle Entertainment (GEE), интернет-провайдер для авиаиндустрии, удвоила объем арендуемой у SES емкости. Насколько значим для вас рынок интернет-услуг на борту самолета?

- Авиапассажиры хотят получать доступ к контенту (включая потоковое видео, видеосообщения и ТВ-программы в реальном времени) с таким же качеством, как и дома. Но обеспечение ШПД в полете и развлечений на борту для повышения удовлетворенности клиентов не единственный драйвер развития связи в самолете. Не менее важным фактором является улучшение работы экипажа. Наличие связи в любой точке воздушного судна для сбора критически важных данных о расходе топлива и состоянии двигателей имеет для авиакомпаний ключевое значение, так как создает возможности повышения доходов и сокращения операционных затрат.

Для того чтобы обогнать конкурентов, авиакомпании сотрудничают с интеграторами и провайдерами услуг связи в полете, такими как GEE. Требования пользователей постоянно и быстро меняются, соответственно, развивается и экосистема связи на борту воздушных объектов. В ближайшие годы спрос на широкую полосу пропускания со стороны авиапассажиров возрастет драматическим образом. GEE подготовилась к этому, арендовав у нас дополнительную емкость, в том числе в системе узких лучей.

SES, обеспечивающая полное покрытие земного шара, предлагает услуги и региональным, и глобальным авиакомпаниям. По данным IATA, в 2015 году количество воздушных путешествий увеличилось на 7,3 %, и этот ежегодный рост показывает потенциальный рынок для нас и наших партнеров.

- В 2014‑2015 годах в мире стали появляться компании, предлагающие услуги сборки, интеграции и тестирования космических аппаратов (AIT-услуги). Они возникли в Турции, Малайзии, Канаде, вероятно их появление в Казахстане и России. Готова ли SES получать спутники от подобных AIT-центров, а не от традиционных партнеров, таких как Airbus или Thales Alenia Space?

- Появление новых игроков в индустрии создания спутников – ​хорошая новость, так как более широкий выбор заставляет производителей дифференцировать предложения и быть более инновационными. Это может пойти только на пользу операторам спутниковой связи, потребителям услуг и сектору в целом. SES открыта для изучения возможностей новых игроков при заказе спутников, а также ракет-носителей, которые они предполагают использовать.

- Во всем мире быстро растет количество наноспутников и иных малых космических аппаратов на низкой орбите. Видят ли такие традиционные игроки рынка, как SES, опасность в этих аппаратах, которые отличают дешевизна, высокая серийность и условно бесплатный вывод в космос?

- С начала 2015 года было сделано множество анонсов низкоорбитальных группировок. Некоторые проекты находятся на ранних стадиях, и потребуется немало времени для их материализации. Их инициаторам предстоит решить такие вопросы, как защита от помех, лицензирование, наземная инфраструктура и приемное оборудование.
Если они смогут успешно стартовать в будущем, эти орбитальные группировки увеличат широкополосную связность, что пойдет во благо локальным бизнесам и сообществам.

SES уже сейчас предлагает уникальную комбинацию широких лучей с геостационарной орбиты и высокоскоростные каналы с малой задержкой со среднеорбитальных спутников O3b. Сообща мы обеспечиваем высокую пропускную способность, малую задержку сигнала и расширенный охват для удовлетворения растущих потребностей вещателей, корпораций и правительственных структур.

- По итогам девяти месяцев 2015 года выручка SES уменьшилась на 2,9 %, а показатель EBITDA – ​на 3,6 % по сравнению с тремя кварталами прошлого года. В чем причины снижения и ожидает ли компания роста выручки по результатам года?

- Если рассчитывать по реальному курсу американского доллара в каждом периоде, то выручка SES за три квартала 2015 года увеличилась на 6,1 %, отчасти этому способствовало снижение курса евро и других валют к доллару. Сокращение выручки на 2,9 % – ​это бухгалтерский показатель, при расчете которого использовался курс доллара из предыдущего периода (он называется constant FX). Произошло это в основном из-за разовой продажи емкости компании Eutelsat в 2014 году и уменьшения объема контракта на обновление спутников с EchoStar (после истечения его изначального 10‑летнего срока действия). С учетом constant FX по итогам всего 2015 года мы ожидаем сокращения выручки примерно на 3 %, а EBITDA – ​приблизительно на 3,5 % в сравнении с 2014 годом. При этом с учетом реального курса доллара в текущем и прошлом годах SES покажет по обоим показателям рост, близкий к результатам первых трех кварталов. Наши ожидания по показателю EBITDA margin остаются неизменными и превышают 82 % в инфраструктурном бизнесе, а в сегменте услуг колеблются в пределах 14‑18 %.

- Какими будут ключевые ниши рынка фиксированной спутниковой связи в 2016 году?

- Клиенты рассматривают подключенность и мобильность как насущную необходимость. Проверяют ли они электронную почту или смотрят потоковое видео, они потребляют все больше полосы пропускания – ​повсеместно и ежедневно. Их всегда включенные средства связи увеличивают трафик данных до невиданных прежде масштабов.

Это оказывает влияние на сервис-провайдеров, в том числе в морском и авиационном сегментах рынка. Они ищут возможности для предоставления услуг лучшего качества и большей емкости, что стимулирует рост их бизнеса и создает дополнительные условия для получения доходов.

Аналогичную динамику мы видим в корпоративном секторе: ШПД необходим в любой отрасли экономики, включая коммунальные услуги, розницу, банки и телекоммуникационный сектор. Растущие потребности в услугах передачи данных по мобильным сетям являются катализатором увеличения спроса на магистральные спутниковые каналы со стороны сотовых операторов. В свою очередь, эти тенденции обеспечивают растущий спрос на VSAT-сети, которые соединяют множество площадок и офисов корпоративных клиентов, в том числе удаленных.

Глобальная группировка SES, насчитывающая более 50 геостационарных спутников, дополняется, как я уже сказала, среднеорбитальными космическими аппаратами O3b с малой задержкой, а также мощной сетью телепортов и спутниками высокой пропускной способности (HTS), которые мы запустим в ближайшем будущем. Мы фокусируемся на удовлетворении нарастающих потребностей в спутниковых коммуникациях вещателей, корпораций и правительственных организаций. SES предоставляет бесшовную и гибкую космическую связь повсеместно, в том числе в удаленных регионах и на самых загруженных в мире авиа- и морских маршрутах, обеспечивая эти новые потребности. С помощью HTS-спутников мы организуем надежную и масштабную кастомизированную емкость.