Игорь Хомич, партнер компании AT Consulting, директор блока "Инновационные решения"
Игорь Хомич,
партнер компании AT Consulting, директор блока "Инновационные решения"
28.01.2016

Tele2 позиционирует себя как оператор-дискаунтер и, похоже, всерьез собирается продолжать демпинговать на столичном рынке. Это определенный вызов московским игрокам, но выживет ли компания среди таких серьезных конкурентов, как МТС, "МегаФон" и "ВымпелКом"? Я считаю, что в среднесрочной перспективе у Tele2 не так много шансов занять значимое место на рынке Москвы, и вот почему.

С одной стороны, выход на московский рынок на пике кризиса - неплохое решение. Tele2 может забрать часть доходов от мобильных услуг в столице и даже значимую часть абонентской базы других участников рынка. Но с другой стороны, это самые необеспеченные, самые нелояльные абоненты. Возможно, некоторые приобретают SIM-карты Tele2 в качестве второго номера, а основной клиентской группой станут студенты, школьники и мигранты.

Обойти ведущих игроков в Москве по объемам выручки - это сложная, дорогостоящая и долгосрочная задача. Имеющихся в наличии мощностей и сети покрытия Tele2 хватит максимум на ближайшие два года. Базовых станций у оператора сейчас около 5000 в диапазоне 3G и еще меньше в стандарте LTE - этого мало для полноценного присутствия в регионе. Кроме того, отсутствие сети 2G в значительной степени ограничит покрытие классическими телеком-услугами, а это серьезное ограничение для потребителя. Многие абоненты до сих пор используют устаревшие телефоны и не собираются их менять.

Доля Tele2, конечно, будет расти, но это будет меньший объем выручки по сравнению с объемами конкурентов. Новый оператор даже спустя несколько лет роста будет занимать в Москве четвертое место, сильно отставая от тройки лидеров. Полагаю, что база Tele2 будет наращиваться, в первую очередь, путем попыток "захвата" абонентов конкурентов. Это дорого и не всегда эффективно.

Основная борьба операторов сосредоточена сейчас вокруг платежеспособных абонентов, а главным аргументом для них является высокое качество услуг. Сам по себе показатель количества абонентов уже никому не интересен, важно, чтобы имеющиеся клиенты ежемесячно приносили доход.

Пользователи мобильной связи привыкли к качественным услугам, которые предоставляют операторы "большой тройки". Сегодня Tele2 мало просто выйти на рынок с низкими ценами. В ближайшие несколько лет новому оператору будет необходимо построить качественные сети и значительно расширить зону покрытия, а на это уйдут миллиарды рублей, потребуется кропотливая работа в условиях крайне высокой конкуренции.

Судя по мировому опыту, России достаточно трех федеральных операторов мобильной связи. Думаю, что в перспективе для страны хватило бы даже двух основных федеральных операторов для поддержания конкурентной среды и какого-то разумного количества региональных. Например, в Германии сейчас три ключевых общенациональных оператора - T-Mobile, Vodafone и O2, в Великобритании тоже три ключевых и три второстепенных, в Китае также есть "большая тройка" - China Mobile, China Telecom и China Unicom.

С приходом агрессивного конкурента выручка у "ВымпелКома", "МегаФона" и МТС может сократиться, но затраты у потребителей не будут снижаться. Для удержания своих позиций на рынке операторы повысят качество связи, усилят программы лояльности клиентов, внедрят новые цифровые услуги и контент.

Как ни парадоксально, но появление и дальнейшее развитие четвертого оператора на телеком-рынке Москвы может привести даже к повышению среднего чека у всех операторов. Маржинальность бизнеса уже давно и планомерно сокращается, с появлением нового игрока всем существующим приходится как-то восполнять доходы. За дополнительные совокупные расходы уже четырех операторов в конечном счете заплатит потребитель, и появление Tele2, пусть даже и со стратегией дискаунтера, может привести в среднесрочной перспективе к удорожанию услуг мобильной связи в Москве.

Сейчас я вижу у Tele2 перспективы только за счет мощного ресурса ВТБ и "Ростелекома", акционеров компании. Без продолжительной финансовой поддержки в ближайшие пять-десять лет компания может стать первым кандидатом на банкротство.

Tele2 к 2018 году планирует стать одним из трех крупнейших игроков рынка мобильной связи в России. Но для этого не обязательно обгонять кого-то из "большой тройки", ведь можно конкурента просто купить. Сегодня фактически идет передел рынка телекоммуникаций, так как появился новый стратегический инвестор в лице банка ВТБ, который вкладывает в перспективные и инновационные проекты (например, проект почтового банка на базе розничного "Лето Банка"). С учетом тенденций консолидации в отрасли впереди нас ждут интересные перемены, а именно - процесс слияния операторов.

Мнения авторов рубрики "Точка зрения" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты