29.02.2016

Кто стоит за быстрым ростом небольшой в прошлом региональной компании и что позволяет ей активно развиваться, охватывая город за городом в Сибири и на Урале? Нужно ли бороться с конкурентами? Честный тариф, умение смириться с особенностями рынка и возможность выгодно использовать их в своих интересах.

https://youtu.be/MGhwH0RPrHo

Андрей Яценко, генеральный директор компании "Горсвязь", Ольга Сигида, генеральный директор "Магазин Интернета"

Текст видеоинтервью

Андрей: Здравствуйте, дорогие друзья. В эфире программа Телеком Эксперт и я её ведущие Андрей Яценко и Ольга Сигида.

Ольга: Наш сегодняшний гость - Александр Шиляев, генеральный директор компании «Сибирские сети».

Андрей: Александр, очень рады приветствовать генерального директора региональной компании оператора связи. Причем такого оператора, который за последний год побеждает во множестве номинаций (личных и командных) в профессиональных конкурсах. Компания «Сибирские сети» не продается, а развивается, расширяется. Как удается региональной компании в глубинке Урала, Сибири так развиваться?

Александр Шиляев: Наверное, много работаем. Задачи, которые ставят акционеры компании, задают вектор развития. С того момента, как мы начали работать, когда компания только становилась на ноги, с тех пор и до настоящего момента у акционеров была задача её развивать.

Андрей: Это какие года?

Александр Шиляев: Компания создана в 2004 году. Сначала были Новосибирск, Новокузнецк. Потом мы привели еще одного серьезного акционера – инвестиционный фонд Capman Russia, и мы стали действительно региональной компанией. У нас появились Алтайский край и Кемеровская область. В прошлом году мы сделали серьезный шаг вперед на восток, в большую глубинку, у нас появился Красноярский край.

Ольга: Это достаточно большая территория охвата, получается практически вся Сибирь, правильно?

Александр Шиляев: Да, территория достаточно большая.

Ольга: Это акционеры поставили вам такие амбициозные планы - захватить всю Сибирь?

Александр Шиляев: Захватить – это слишком. Мы развиваемся и, скорее всего, это - не остановка. В текущем году перед нами стоит серьезная задача - апелляция активов. Мы впервые ставим цель объединить две большие компании. Соответственно понимаем, что это серьезные вопросы, серьезные риски по ведению корпоративных культур, интеграции технических средств, есть риск потери качества, серьезные потери абонентов. И мы сейчас очень внимательно планируем, все риски просчитываем, чтобы их минимизировать и за этот год получить единую большую структурированную компанию.

Андрей: Александр, а вы рассматривали развитие своей компании за счет новых строек, новых городов? Ведь эта сделка, которая произошла, она же - не денежная, насколько мы знаем? Просто два собственника договорились объединить компании. То есть, объединение позволяет сэкономить на затратах, которые дублируются схожими службами и более сильно представиться в регионе.

Александр Шиляев: Нужно рассматривать каждый конкретный случай. Стройка не дает быстрого роста компании. Особенно, если говорить о розничном рынке - это достаточно долгая история. Год строить, потом неделю - две заходить. Бренд неизвестен, нужно сформировать лояльность потребителей с нуля. Такие проекты - это три- пять- шесть лет с точки зрения окупаемости.

Андрей: Наверное, не осталось таких городов, где нет своих операторов? Нужно заходить вторым, третьим, четвертым - экономика уже не складывается?

Александр Шиляев: Мы продолжаем строить на тех территориях, где присутствуем, ведь у нас до конца не построены все города. Барнаул, Новосибирск, даже Красноярск, там перед нами много стоит задач. Но с точки зрения быстрого расширения территории - объединение компаний позволило шагнуть вперед.

Андрей: По нашим данным после объединения вы получите 350 тысяч абонентов, а годовая выручка совокупно достигнет двух млрд рублей?

Александр Шиляев: Ну опять же, как считать абонентов. Все компании считают абонентов по-разному: за 60-90 дней, или всех абонентов вместе, или по объему услуг. Но даже в таком среднестатистическом состоянии мы действительно получаем именно эти цифры по абонентской базе в целом по всем услугам.

Андрей: При интеграции этих активов «Норильск-Телеком» будет вливаться в «Сибирские сети», управление будет осуществляться со стороны «Сибирских сетей»?

Александр Шиляев: Да, корпоративный центр у нас переносится в Новосибирск, мы получаем серьезное сокращение административных затрат в «Норильск-Телекоме». Три компании со своими административными издержками или одна - это стандартная история масштабирования компаний. Один из способов повышения эффективности - это масштабирование и сокращение административных издержек.

Андрей: Что будет с клиентами «Норильск-Телеком», они уже знают, что тарифы и расчетный счет поменялся?

Александр Шиляев: Нет. Сегодня у нас только начало интеграции, ее планирование, некоторые конкретные действия. Затем планируется объединение биллинговых систем, возможно, это затронет изменение лицевых счетов абонентов. Возможно, также это затронет их способ платежей. Мы сейчас ищем варианты, как эти изменения сделать минимальными.

Ольга: Вы думаете это реально за год сделать?

Александр Шиляев: У нас уже был опыт интеграции, но меньших активов, когда компания «Сибирские сети» состояла из двух компаний: «Сибирские сети» в Новосибирске и «Сибирские сети» в Новокузнецке. Было два биллинга, два колл-центра. Достаточно болезненно проходила интеграция. Мы получили опыт и столкнулись с рядом ошибок, которых теперь намерены избежать. Думаю, что за год мы осилим интеграцию.

Андрей: «Сибирские сети» - достаточно уникальный проект, все время реализуют что-то новое, инновационное для клиентов. Сейчас объем услуг для обычного абонента – это ШПД? Я правильно понимаю, что клиенты - в основном физические лица? Или есть и юридические, бизнес-центры на всей территории? Какие наборы услуг предлагает компания?

Александр Шиляев: Есть и юридические лица, и физические. Мы - в основном розничный оператор. Мы думаем о рынке B2В в Норильске, там это серьезный кусок выручки. Но опять же, мы будем одними услугами дополнять другие. Например, выходим в Красноярский край: абоненты получат эмотивист со всеми необходимыми сервисами, приставками и дополнительными услугами.

Андрей: Теми, что действуют у вас в Новосибирске?

Александр Шиляев: Да, например, удобный личный кабинет. Т.е. те услуги, которые мы наработали, будем импортировать туда. Опять же, в Красноярском крае большое количество абонентов аналогового кабельного телевидения. На прежней территории sip-сетей кабельного телевидения не было, соответственно мы сейчас получаем новый опыт, несем новые затраты, вводим новую систему управления.

Ольга: Тарифная линейка или отдельные тарифы будут одинаковые на всей территории присутствия?

Александр Шиляев: Мы сейчас думаем об этом, но это связано и с затратами. Сегодня трафик в Красноярском крае дороже, чем, например, на территории Сибири.

Андрей: Магистральных сетей у вас нет, вы берете в аренду?

Александр Шиляев: Магистральной сети нет, в Норильске - только спутник, канала по земле нет, это еще дороже.

Андрей: Обсуждалось, что оптика будет строиться за счет Норильска?

Александр Шиляев: Да, но этот проект 2017 год.

Андрей: Вы его тоже ждете и будете участвовать?

Александр Шиляев: Да.

Ольга: Какие особенности отличают тарифную политику компании? Что новое, уникальное создаете для абонентов?

Андрей: Ваш тариф 100 Мбит известен по всей России, расскажите, как к этому пришли? Почему у всех десятки, а у вас один и честный?

Ольга: И честный ли он?

Александр Шиляев: Честный. Тут надо смотреть историю развития, может, чуть шагнуть назад, когда у всех был городской телефон, DSL-доступ и все развивалось.

В свое время «Сибирские сети» первые вводили на рынок безлимитные тарифы - 10/20/30 Мбит, когда у всех были трафиковые тарифы. Тогда говорили (и я так думал), что «Сибирские сети» опять продаются, опять нагоняют абонентскую базу. Тем не менее, всегда надо видеть горизонт. Если ты идешь вперед, то должен направление выбирать, а не идти последним. Раньше каждый оператор придумывал свои внутренние ресурсы, у каждого оператора была куча тарифов акционных, но сегодня мы видим, что с фейсбуком нельзя конкурировать.

Андрей: Т.е. с контентом нельзя конкурировать? И вы отказались от предоставления контента?

Александр Шиляев: Да, с контентом. Мы видим, что полоса абонентов сегодня - это миф и инструмент маркетинга, потому что 100 Мбит/сек - нет таких ресурсов, которые потребляют такую полосу для абонентов. Потому что 15 Мбит\сек онлайн видео есть в HD-качестве, это труба. Если мы говорим про телеком-оператора про фиксу, можно и про мобильную связь сказать, что это труба. Оператор должен абоненту предоставить трубу максимальной скорости.

Андрей: И вы, как генеральный директор, поняли, что клиентам нужна труба? Многие операторы и многие руководители всячески отвергают, эту мысль: мы не труба, а нечто большее и пытаются доказать это. А вы приняли решение, что вы труба и сделали акцент на это?

Александр Шиляев: Исторически телеком-оператор, особенно самостоятельный, это выросшие технари. Технарям всегда интересно. Тут важно совместить, что интересно технарям и что интересно рынку, важно выбрать интересы именно рынка. Вот, к примеру, сегодня рынку неинтересно ,какая скорость, какой красивый форум у оператора, потому что все общаются не у оператора, все общаются в фейсбуке. Поэтому да, мы - труба. И, наверное, надо с этим смириться, потому что, когда мы говорим - труба, то у нас, как у оператора, сокращается ряд издержек. Проще билл-центр, проще работать с трафиком, потому что ты его не шейпишь, а открываешь, откуда честно инструмент двигать, но у нас же нет этого инструмента, который трафик режет. Мы все открываем.

Андрей: Получается, до дома вы должны не 100 Мбит доставлять, а уже гигабит.

Александр Шиляев: Да, уже везде - оптическая сеть. До дома - гигабит. Гигабита не хватает - ставят еще один. Сегодня, хоть курс доллара и портит нам перспективы, тем не менее, идет серьезное снижение цен на телеком-оборудование. Но даже это стандарт достаточно доступных цен. Поэтому снижаешь издержки, улучшаешь качество, проще для потребителя становится услуга. И ты даешь цену, которая для потребителя приемлема.

Андрей: Когда вы эти тарифы запустили?

Александр Шиляев: В марте 2015 года.

Андрей: Итоги уже подвели? Все клиенты довольны? Оттока не произошло?

Александр Шиляев: Получили прирост порядка 15% абонентской базы за год. Это выше рынка. Мы хотели выше, мы хотели больше, и по факту 2015 года именно такой результат и получили. Но не надо гоняться за цифрами. Я всегда и своим сотрудникам говорю, что не надо работать против конкурентов. Меня спрашивают: "Как вы боретесь с конкурентами?" Да мы не боремся с конкурентами, не надо с ними бороться, надо бороться за потребителя.

Андрей: Как региональные операторы business-to-customers борются с кризисом? Сильно ли он на вас отражается?

Александр Шиляев: Это какая-то странная история: очень удобно находить причины, почему тот или иной бизнес в стране начинает загибаться. Все же работают в одинаковых условиях? Да, у нас есть рост курса доллара, у нас есть какие-то санкции и еще много чего можно придумать в оправдание, почему компании становится плохо. Но, наверное, это один из инструментов руководителя компании, с помощью которого он манипулирует акционерами: "Чего вы от меня требуете, кризис в стране..."

На самом деле, кризис - в головах, ведь мы работаем в равных условиях. Есть анекдот такой, где русский и немец от медведя убегали, и непонятно еще, кому от кого убегать надо было. Все находятся в равных условиях, поэтому если становится сложнее, то надо больше работать, надо больше думать. Приходит время грамотных и взвешенных решений.

Когда рынок растет, всем легко, и клиенты все покупают легко. Нет необходимости в такие периоды говорить об эффективности бизнеса, о маркетинге, о персонале. Но, к сожалению, телеком-рынок сейчас не такой. Вот сейчас надо обо всем этом думать, и пришло время профессиональных решений.

Андрей: Какие кардинальные решения за последнее время вам пришлось принять? Оптимизация или увольнения были?

Александр Шиляев: Когда мы принимали решение о выводе на рынок нового тарифа "300 за 100", в нем заложено снижение ARPU - это было непродуманное решение. Мы говорили о том, что выводим на рынок доступный потребителю продукт, но в этом продукте не нужно было закладывать снижение качества, и этот продукт не должен ухудшать финансовое состояние организации.

Андрей: До этого ARPU было больше, чем 300 рублей? Снизив ARPU, вы ожидали нового притока абонентов и увеличения оборота?

Александр Шиляев: Эта история сложнее, чем 300-400. Понятно, что это не только ШПД, сегодня в пакете «Сибирских сетей» присутствует IPTV и продажа оборудования.

Андрей: Но в тариф "300" это не входит?

Александр Шиляев: Да.

Андрей: Вы демпинговали на рынке, запуская "300 рублей"?

Александр Шиляев: Кажется, что нет, когда говорим о демпинге, подразумеваем вывод на рынок продукта по цене, которую никто не предлагает. В этом отношении акционные предложения других игроков были такими же. Но в отличие от них, мы сказали: "Хватит обманывать потребителя", пора переходить к открытой работе. И мы ввели честный тариф. Кто-то отнесся с недоверием, но уже год мы работаем и все хорошо.

Андрей: Это решение повлекло рост продаж и приток выручки? А как осуществляли оптимизацию расходов?

Александр Шиляев: Важно работать эффективно. Есть хорошие теории, идут они с производства. Например, бережливое производство, как на «Тойоте». Я был в свое время на «Тойоте» - это сумасшедшее предприятие, у нас нет таких в России.

Когда мы говорим о теории статической устойчивости деминга, мне как математику ближе такие теории, речь об эффективности бизнеса, эффективности процесса, о работе. Мы с этой точки зрения смотрим на свое предприятие и выявляем этапы ненужного контроля.

Андрей: Вы сами погружаетесь в бизнес-процесс и выстраиваете его?

Александр Шиляев: Когда мы начали этим заниматься в 2014 году, мои руководители меня не понимали. Потребовалось много времени, чтобы встать с ними на одну волну. Сегодня руководство компании понимает, что эффективно, а что не эффективно.

Ольга: Какой вы лидер для своей команды, демократичный или авторитарный?

Андрей: В 2015 году вы получили премию "Лица бизнеса", это же не просто награда «Сибирским сетям», а признание ваших лидерских качеств, показатель, что руководств компанией осуществляется на высоком уровне.

Александр Шиляев: Я считаю, что важно быть ближе к сотрудникам. У меня, например, нет секретаря, и дверь в мой кабинет всегда открыта, и ко мне всегда можно прийти.

Рынок сегодня требует быстроты, эффективности. В классической компании-пирамиде снизу до небес надо записываться за неделю, и не факт, что попадешь. Сегодня такие компании умирают.

Понятия - региональная и федеральная, альтернативная и традиционная компания, мобильная и фиксированная перемешиваются. Классические федеративные компании становятся мобильными, так как идет борьба за потребителя, и мы, несмотря на наши амбиции и свое мнение, должны подстраиваться под потребителя, получать его лояльность. Нужен повторный покупатель - это значит, нужен потребитель, довольный предоставляемой услугой.

Андрей: Вы сделали хорошую карьеру - от инженера до генерального директора. Расскажите о ключевых моментах, о том, что давало силы и возможности двигаться вперед, расти?

Александр Шиляев: Я - инженер, и до сих пор у меня дома лежит паяльник. Я в свободное время могу что-то сделать. Может, кто-то стыдится тем, как начинал, я - нет.

Андрей: Я после института монтажником пошел работать.

Александр Шиляев: Еще в армии меня поставили руководителем лаборатории. И в первый раз я подсоединил телеграфный аппарат к компьютеру. Для меня это было шоком, ведь это были старые технологии, чтобы отправить сообщение, нужно было набирать пять раз, а тут на компьютере один раз кнопку нажал, и вот оно - сообщение.

К вопросу о том, что мотивирует двигаться вперед: неважно, кто ты - монтажник или инженер, руководитель, топ-менеджер или генеральный директор. Важно осознавать результат, понимать , ради чего работаешь. Работа должна нравиться.

Своим сотрудникам я говорю, что не нужно работать там, где тебе не нравится. Не тратьте свою жизнь, свое время на то, от чего вы мучаетесь. В жизни много интересных вещей, надо найти свое место.

Мне везло. Все места, где я работал, мне нравились. Мне попадались хорошие руководители, у которых я учился. Попадалась хорошая работа, которая приносила результат. Система меня выталкивала на большие задачи. После объединения компании акционеры приняли решение делегировать мне руководство объединенной компании. Опять же это шаг вперед, новые вызовы, новые задачи, с которыми мне теперь необходимо справиться как руководителю.

Андрей: Образование у вас техническое, но сейчас и коммерцией занимаетесь, и финансами, и стратегическим руководством, и управлением персоналом. Обучались ли вы этому, стремились к новому? Или набирались опыта и набирали в команду определенных людей, которые отвечают за эти блоки?

Александр Шиляев: У меня есть управленческое образование (МБИ, госуниверситет) и финансовое. Но я считаю, что дело не в образовании, а в любознательности. Ты должен выходить за границы дозволенного.

Обычно большинство людей сами себя ограничивают, они - зашоренные. Например, бухгалтер. Он привык к тому, что ему положено одни бумажки переложить из определенного места в другое. Если его попросят сделать что-то большее, он считает, что это не его. А это шора, которая людям не дает развиваться. Смотрите по сторонам, учитесь у людей, которые вас окружают. Это поможет вам расти дальше, развиваться, взрастит ваши интересы к окружающей жизни.

Ольга: В чем вы находите идеи, драйв? Что дает вам стимул и мотивацию на дальнейшие достижения? Помимо зарплаты.

Александр Шиляев: Зарплата, я считаю, вообще не главное. Хотя меня и критикуют за это. Если ты ориентирован на деньги, то никогда не будешь расти. Потому что ты сначала приносишь результат, а потом приходят деньги. И на каждом уровне находишь свои какие-то решения. Когда я инженер, я выдаю какие-то технические решения, которые удивляют других. Когда я руководитель, я должен выдавать решения, которые с точки зрения управленческой плоскости изменяют организацию.

В 2014 году мы серьезно изменили подход. Организация должна была стать структурированной, управляемой, с уровнями управления. Пришлось видоизменять руководителей, менять философию биржевых производств. Уходить с профессиональной плоскости в управленческую. Это был вызов, и мы прошли его. Сейчас - новый вызов. Поэтому на каждом месте, где ты находишься, важно видеть горизонт, дальние цели, ставить их и достигать.

Андрей: Александр, к сожалению, наша программа подходит к концу. Кратко резюмируйте пожелания, рекомендации сотрудникам, партнерам на 2016 год.

Александр Шиляев: Всегда говорю - надо работать больше, тогда все получится. Каждый должен понимать, зачем он нужен. Если ты понимаешь смысл своего существования, то от тебя есть результат. Если ты считаешь себя винтиком в каком-то механизме, считаешь себя зависимым от чего-то, то ты результата не добьешься. Ты должен всегда выводить себя из состояния комфорта, потому что много спать и много есть - вряд ли это ваша мечта. Мечта - в другом. Но мечта идет через работу, через преодоления. В 2016 году надо делать свою работу.

Андрей: Александр, спасибо вам большое. Уважаемые друзья, в эфире была программа «Телеком Эксперт», с вами был наш гость Александр Шиляев и ведущие Ольга Сигида и Андрей Яценко. До новых встреч!

Программа "Телеком Эксперт" посвящена современной стремительно развивающейся телеком отрасли. Связь становится обязательным атрибутом жизни современного человека, и это обстоятельство вынуждает телекоммуникационные компании обеспечивать широкий спектр и качество предоставляемых услуг, неизменную эффективность обслуживания, не зависящую от времени или местонахождения абонента.

Программа "Телеком Эксперт" – это независимый взгляд на отрасль, программа в которой вместе с экспертами и профессионалами телеком рынка ее ведущие Андрей Яценко - генеральный директор компании "Горсвязь" и Ольга Сигида - генеральный директор компании "Магазин Интернета" обсуждают наиболее актуальные темы отрасли, ее проблемы, перспективы, инновации и успешные кейсы.