Виктор Савицкий
корреспондент ComNews.ru
© ComNews
14.06.2016

Полноценного развития MVNO-сегмента в структуре телеком-рынка в России как не было, так и нет, и вряд ли в будущем ситуация изменится. Базовым операторам просто не выгодно пускать на "все готовое" виртуальных операторов, которые не согласны вкладывать средства в развитие инфраструктуры мобильных сетей. Более того, в условиях дефицита радиочастот базовые операторы, скорее всего, предпочтут не перегружать сеть работой MVNO-операторов. Да, количество абонентов в сегменте MVNO растет, демонстрируя поразительные темпы. Но ведь рост абонентов генерируют не MVNO чистой воды, а так называемые суббренды сотовых операторов. А это, мягко говоря, далеко от истинной природы MVNO, когда независимая компания, не располагающая собственной инфраструктурой, арендует ее или эфирное время у одного или нескольких операторов сотовой связи, после чего формирует свои тарифные планы.

Среди участников Национальной конференции "Виртуальные операторы подвижной радиотелефонной связи в РФ - MVNO Russia 2016", которая состоялась на прошлой неделе, разгорелась интересная дискуссия о принципах отношений между базовым оператором и оператором, который применяет бизнес-модель виртуальных сетей подвижной радиотелефонной связи (без использования собственного радиочастотного ресурса). Один из представителей "большой четверки" высказал резонное замечание: в то время как базовый оператор вкладывает миллиарды в развитие инфраструктуры сетей, MVNO-оператор приходит "на все готовое" и заявляет, что будет использовать его ресурс для развития своего бизнеса. "Становитесь базовым оператором по модели MVNO. Частоты возьмете наши, но развивайте свою сеть. Оператор MVNO по модели full - это точно такой же на равных правах оператор, как и базовый оператор. Но это оператор, который вкладывает деньги в инфраструктуру своей сети", - обозначил позицию представитель сотовых операторов, отметив, что MVNO-оператор, по сути, является лишь некоторой надстройкой на инфраструктуру базового оператора, и недопустимо, когда он действует по принципу: "Дайте мне доступ, и я пройду".

Действительно, MVNO-оператор является потребителем инфраструктуры сети базового оператора. Логично, что у последнего возникает вопрос: сколько денег виртуальный оператор будет вкладывать в развитие сетей? Естественно, что базовый оператор заинтересован именно в такой форме сотрудничества и открывать доступ к ресурсам абы кому он не захочет. Поэтому и возникает определенный барьер, когда сотовый оператор заламывает такие условия, которые виртуальный оператор просто не может выполнить. Но, возможно, ему просто экономически невыгодно вкладывать средства в инфраструктуру сети, так как доход, который он может получить от той или иной ниши (к примеру, MVNO для спортивных болельщиков или MVNO для домохозяек), мягко говоря, не слишком велик.

Другой вопрос, насколько вообще перспективны отдельные ниши MVNO? Сейчас есть ряд компаний, которые успешно работают в так называемом сегменте для трудовых мигрантов, предлагая им выгодные тарифы. К примеру, full MVNO-оператор SIM SIM (ООО "Сим Телеком", 50,2% доли в уставном капитале принадлежит ПАО "ВымпелКом" - бренд "Билайн"). Или MVNO-оператор Aiva Mobile (магистральный оператор ОАО "Межрегиональный ТранзитТелеком" - МТТ), который работает на сети ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС). Казалось бы, они заняли лакомый сегмент, однако у операторов сотовой связи и так предостаточно различных тарифных планов для этнического сегмента, и они вполне могут с этим справляться без участия MVNO. Тогда зачем в будущем базовому оператору понапрасну перегружать сеть? И здесь виртуальные операторы сталкиваются с главной проблемой, которая беспокоит сейчас базовых операторов, - дефицит радиочастот.

В Европе, в условиях зрелого рынка телекоммуникаций, когда притока абонентов уже нет и ждать его неоткуда, операторы сотовой связи идут на то, чтобы пускать MVNO-операторов на свои сети, так как это - возможность получить дополнительный доход. Но в Европе много свободных радиочастот. Ситуация же в России кардинально противоположная. Множество лакомых частот в нашей стране занимают военные. Понятно, что российским операторам сотовой связи невыгодно пускать на свои частоты MVNO, когда им самим их не хватает. И эта ситуация вряд ли скоро изменится. Так, недавно Министерство обороны РФ заявило, что реализация мер по высвобождению полосы радиочастот 726-960 МГц от радиоэлектронных средств (РЭС) Минобороны РФ, Росавиации и Минпромторга РФ потребует 12 лет и 88 млрд руб. (см. новость ComNews от 30 мая 2016 г.). Кроме того, не стоит забывать, что в ближайшее время частоты будут еще более загружены в связи с развитием сетей следующего поколения LTE.

Но что говорят цифры? По данным "ТМТ Консалтинга", количество абонентов виртуальных операторов мобильной связи в РФ за прошлый год выросло более чем в два раза по сравнению с 2014 годом - с 1,2 млн до 2,5 млн человек. Казалось бы, поразительные темпы. Но самое интересное то, что сегмент MVNO в России формируют суббренды базовых операторов. Так, MVNO-оператору Yota (ООО "Скартел", 100%-ная "дочка" ПАО "МегаФон") в 2015 году принадлежало 72% абонентов в структуре рынка. На долю остальных пришлось всего 23%. Формально - это рост. Но что такое рост за счет дочерних компаний? Это уже не MVNO.