© ComNews
13.11.2018

ПАО "МТС" запустило продажу пакетов телемедицинских услуг SmartMed в розничной сети в Москве и Подмосковье. В пакет включены круглосуточные онлайн-консультации дежурных терапевтов и кардиологов клиник "Медси" (АО "Группа компаний "Медси"). Также пользователи могут записаться на онлайн-консультацию или очный прием к узкопрофильным специалистам - аллергологу-иммунологу, дерматологу, гастроэнтерологу. По самым оптимистичным прогнозам экспертов, потенциальный доход МТС от совместного проекта с "Медси" в 2018 г. достигнет 50 млн руб., что составляет около одной десятитысячной от годовой выручки оператора.

МТС запустила продажи пакетов услуг телемедицинского сервиса SmartMed, разработанного оператором совместно с сетью клиник "Медси". Пакеты услуг будут доступны клиентам во всех салонах АО "Русская телефонная компания" (РТК, управляет розничной сетью МТС) в Москве и Подмосковье.

В пакет на три месяца входит шесть онлайн-консультаций с дежурными терапевтами и кардиологами и одна онлайн-консультация или очный прием узкопрофильного специалиста - аллерголога-иммунолога, дерматолога, гастроэнтеролога, отоларинголога, невропатолога и эндокринолога. Цена пакета составляет 2800 руб. Очный прием ведется в любой из московских клиник "Медси".

В пакет на год включено 12 онлайн-консультаций с дежурными терапевтами и кардиологами и три онлайн-консультации или один очный прием узкопрофильного специалиста. Цена годового пакета - 5450 руб. Покупатель подписки получит код активации для приложения SmartMed, который открывает доступ к приобретенным услугам.

Приобрести пакеты услуг SmartMed пока можно только офлайн. Однако МТС уже планирует запуск онлайн-продаж подписок. Таким образом, оператор стремится популяризировать телемедицинские сервисы, которые появились в России не так давно и еще не стали привычной для большинства россиян услугой. Например, оператор собирается предложить коробочный продукт тем, кто не доверяет онлайн-сервисам в чистом виде и хочет перед покупкой уточнить детали в офлайне.

В ближайшее время единственным партнером МТС по сервису SmartMed останется "Медси". "Сотрудничество с одной сетью клиник и максимальная интеграция платформы SmartMed в информационную систему клиники позволяют нам обеспечивать высокое качество медицинских услуг и предоставлять клиентам такие возможности, как, например, ведение единой медицинской карты для онлайн- и очных приемов", - пояснил представитель пресс-службы МТС. При этом "Медси" продолжает расширять список клиник - партнеров в регионах.

Как замечает главный аналитик Промсвязьбанка Богдан Зварич, фактически выход МТС - это попытка занять рынок телемедицины на стадии его зарождения. При этом компании придется объяснять своим клиентам, что такое телемедицина и плюсы данного вида услуг.

По мнению Богдана Зварича, на текущий момент не стоит рассчитывать на то, что продажи услуг телемедицины займут существенный объем в выручке оператора. Более активное проникновение телемедицины он ожидает не ранее чем через пять-семь лет. "К этому моменту может сформироваться устойчивый спрос на подобные услуги. В результате компании, которые уже сейчас полноценно запускают свои проекты, к моменту активного роста рынка наработают лучшие практики и будут иметь определенные конкурентные преимущества", - рассуждает аналитик.

Начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко полагает, что МТС сосредоточит усилия на продажах услуг среди абонентов старшего возраста. "Кампания, вероятно, принесет определенные успехи, возможно, удастся набрать до 100 тыс. клиентов за три месяца. Для МТС это небольшой объем доходов, порядка 100 млн руб., - спрогнозировал аналитик "Фридом Финанса". - Но акция поможет резко увеличить бизнес "Медси", входящей в холдинг АФК "Система".

"Финам" оценивает в 10-50 млн руб. среднюю выручку, которую оператор связи может получить от продажи телемедицинских услуг в текущем году. "Наша верхняя оценка потенциального дохода МТС от совместного проекта с "Медси" в 2018 г. составляет 50 млн руб. Это всего лишь около одной десятитысячной от выручки МТС (по итогам 2017 г. выручка МТС составила 442,9 млрд руб. - Прим. ComNews), поэтому в сегодняшних показателях этой услуги не будет видно", - делает прогноз аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын.

ПАО "МегаФон" видит перспективу в сфере телемедицины и активно работает в этом направлении. Год назад оператор запустил решение для онлайн-консультаций с врачами - приложение "МегаФон Здоровье". В приложении представлено более 1000 врачей 39 специальностей, которые могут дистанционно консультировать абонентов.

Также "МегаФон" делает упор на обеспечение современными цифровыми технологиями удаленных территорий страны. "Уже пять лет мы сотрудничаем с Красноярской клинической больницей - реализуем совместный проект по дистанционному ЭКГ-консультированию и оборудуем мобильные кардиографы SIM-картами, информация с которых передается с помощью технологии M2M. Сейчас в крае работает 226 переносных ЭКГ-регистраторов с передающими устройствами и SIM-картами, которыми оснащены бригады скорой помощи и лечебные учреждения на 54 территориях. В 2018 г. "МегаФон" вновь заключил контракт с Краевой клинической больницей и в течение 2018 г. будет обеспечивать бесперебойную работу более 200 портативных кардиографов на территории региона, а также телефонов дежурной сотовой связи для врачей клиники", - сообщили представители пресс-службы оператора.

"МегаФон" также планирует реализовывать пилотные проекты в других регионах страны. Например, в Великом Новгороде оператор собирается протестировать цифровую платформу для оказания телемедицинских услуг.

В июне этого года Tele2 (ООО "Т2 Мобайл") в партнерстве с компанией DOC+ (ООО "Новая Медицина") запустил проект в области цифровой медицины - приложение DOC+, представляющее собой мобильную клинику в смартфоне (см. новость ComNews от 25 июня 2018 г.). В течение месяца клиенты Tele2 могут советоваться с любыми врачами службы бесплатно, а по истечении этого периода стоимость безлимитных консультаций составляет 5 руб. в день. Подписка дает право на неограниченное число и время онлайн-консультаций с врачами DOC+.

Представитель пресс-службы Tele2 сообщила о том, что пользователи довольны сервисом. "Средняя оценка клиентов составляет 4,9 балла из пяти возможных. У сервиса есть постоянные пользователи, которые обращаются повторно. Это обуславливается высокой квалификацией специалистов DOC+ и выгодной стоимостью сервиса для клиентов Tele2: стоимость услуги значительно ниже посещения врача в клинике. Среднее время консультации - 28 минут", - поделилась информацией с ComNews представитель пресс-службы Tele2. По ее словам, в основном пациенты обращаются за расшифровкой анализов (30%), поскольку это быстро, не нужно идти к врачу, а результат общения со специалистом почти как при очном приеме. Также за консультациями пользователи часто обращаются в путешествиях - например, когда родителям необходимо задать специалисту вопрос о здоровье ребенка.

В ближайшее время "Билайн" (ПАО "ВымпелКом") собирается запускать телемедицинский сервис. При этом оператор уже работает с проектами в сфере телемедицины в рамках партнерских программ. "Абоненты "Моего Билайна" могут воспользоваться предложениями от медицинских и ветеринарных онлайн-сервисов", - отметили в пресс-службе "ВымпелКома".

"Телекоммуникационный оператор подходит к рынку телемедицины как оператор - серьезно, основательно, с дальним прицелом, а не так, как это сделают стартапы, которые будут зарабатывать прямо сегодня на консультациях косметолога и диетолога, раскручивающих бизнес при помощи страничек в Instagram. Основательность операторского подхода следует хотя бы из списка перечисленных у МТС узкопрофильных специалистов - иммунолога, гастроэнтеролога, невропатолога и т.п. С учетом стоимости пакета консультаций создается ощущение, что сервис адресуется обеспеченным инноваторам, у которых категорически отсутствует время и уже начало слабеть здоровье. Однако в таком случае сегодняшний рынок услуг может оказаться очень мал", - предупреждает аналитик "Финама" Леонид Делицын.

Георгий Ващенко отмечает, что в России рынок телемедицины только развивается. Аналитик оценил его объем менее чем в 1% от общемирового, который оценивается в $26 млрд. "Для бурного развития рынка телемедицины необходимо инвестировать в разработки средств удаленного контроля здоровья. В России пока идут по пути, который предполагает, что телемедицина - это один из каналов продаж услуг традиционных лечебных учреждений", - говорит Георгий Ващенко.