© ComNews
21.11.2018

Эксперты оценивают российский рынок инвестиций в финтех-проекты, применяемые в автопроме, в 80-120 млн руб. в год. При этом Frost & Sullivan подсчитало, что к 2025 г. объем инвестиций в финтех в автомобильной индустрии во всем мире увеличится в 15 раз по сравнению с 2016 г. Лидерами по объемам инвестиций в развитие финтеха в автопроме являются европейские страны, за которыми следуют США и государства Юго-Восточной Азии.

В мире сумма инвестиций в финтех-проекты, применяемые в автопроме, составит $230 млн к 2025 г. против $16 млн в 2016 г. Об этом говорится в отчете Frost & Sullivan. "$16 млн и $230 млн - это расходы среднего автопроизводителя на финтех", - уточняет представитель пресс-службы Frost & Sullivan. По оценкам компании, рост будет обусловлен внедрением цифровых технологий в сегментах розничной торговли как новыми, так и подержанными автомобилями, в лизинговой и страховой сферах, а также развитием мобильных и онлайн-платежей и платежных сервисов на базе блокчейн-технологии.

"По нашим прогнозам, в 2025 г. структура инвестиций в финтех в мировой автомобильной индустрии будет выглядеть следующим образом: из $230 млн 13,4% ($30,8 млн), составят инвестиции в решения для оплаты парковок, проезда, АЗС и других видов услуг - против 16,9% в 2016 г. На долю финансовых продуктов на базе блокчейна и смарт-контрактов будет приходиться 20,6% - $47,4 млн, - 29% в 2016 г. Снижение относительно 2016 г. будет связано с большим объемом работ по масштабированию и необходимостью обслуживания уже существующих систем", - говорит директор Frost & Sullivan в России Алексей Волостнов.  

Он отмечает, что инвестиции в решения для онлайн-продаж составят около 24,9% ($57,3 млн; 18,5% в 2016 г.), страхования - 30,9% ($71,1 млн; 24,8% в 2016 г.). "Объем вложений в финансовые продукты, предлагаемые банками и финансовыми агрегаторами, будет находиться на уровне 10,2% - $23,5 млн, - 10,8% в 2016 г., от общего", - добавляет Алексей Волостнов.  

В исследовании сказано, что ключевыми игроками финтех-рынка в автомобильной промышленности являются крупные автоконцерны и технологические компании, занимающиеся производством систем для приема оплаты за парковку, проезд, заправку топлива, разработкой мобильных платежных сервисов, финансовые организации (банки и агрегаторы), а также компании, предоставляющие услуги с возможностью онлайн-оплаты, включая лизинг, страхование, розничные продажи.

Аналитики Frost & Sullivan отмечают, что цифровизация лизинговых услуг позволяет автопроизводителям увеличить продажи в среднем на 3-4%, а при внедрении цифровых технологий в страховой сфере на 80% сокращается время на обработку клиентских запросов и примерно на 90% - сопутствующие расходы.

Одним из лидеров по объемам инвестиций в финтех среди автопроизводителей авторы отчета называют немецкий концерн Daimler. В период 2016-2017 гг. компания инвестировала или заключила партнерство более чем с 13 ИТ-компаниями, среди которых FlightCar, TaxiBeat, Uber, PayCash, Auto Gravity. Аналитики подсчитали, что внедрение сервисов мобильных платежей позволит Daimler экономить в среднем по 2% на комиссии с каждой транзакции.

Алексей Волостнов отмечает, что растет рынок услуг, предоставляемых по подписке, увеличивается количество автомобилей, подключенных к ИТ-системам ресторанов и заправочных станций. "Все это стимулирует рост количества платежей через мобильные сервисы и встроенные приложения. Голосовой помощник Alexa от Amazon, встраиваемый в мультимедиа-систему автомобилей Ford, активно используется для заказов в сети кофеен Starbucks. Также Alexa устанавливается в автомобили Hyundai, BMW и Volkswagen, а количество областей и возможностей для его применения постоянно увеличивается", - приводит он примеры.

Среди других наиболее известных партнерств аналитики Frost & Sullivan называют сотрудничество между концерном General Motors и платежной системой Mastercard (встраиваемая система для покупки запчастей и оплаты услуг), партнерство между концерном Honda и компанией Visa (встроенный сервис для оплаты топлива на АЗС), а также сотрудничество Toyota с блокчейн-стартапом R3CEV (сервис для повышения скорости обработки онлайн-платежей).

Представитель пресс-службы Frost & Sullivan говорит, что обычно российский рынок - это 2-5% от мирового.

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын отмечает: "Если мировой рынок составляет $16 млн, то более или менее привычная доля российского должна бы составлять порядка 5%. Мы оцениваем объем российских инвестиций в финтех в автомобильной индустрии в 80-120 млн руб. в год. Чтобы оценить рынок в целом, необходимо, чтобы одно из агентств, продающих исследования, маркетинговые или консалтинговые услуги в соответствующей отрасли, определило, что подразумевается под финтехом в автомобильной индустрии. К примеру, следует ли включать в финтех в автомобильной индустрии лидогенерацию - то есть привлечение целевых пользователей, заполнивших заявления, - для страховой индустрии. Первые российские проекты в этой сфере появились около семи лет назад. А как быть с картами лояльности, на которые начисляются баллы на автозаправках? Если подобного рода проекты считаются финтехом в автомобильной индустрии - относят ведь оплату парковок, - то общий объем соответствующих инвестиций можно оценить в 80-120 млн руб. в год".  

По словам Леонида Делицына, инвесторы предпочитают простые рынки с понятными бизнес-моделями, поэтому основные направления развития финтеха сегодня - это онлайн-платежи и лендинг, то есть новые схемы кредитования физлиц и бизнеса. "Автопром будет чрезвычайно значим через пять-семь лет, когда автопроизводителям потребуется стимулировать покупателей приобретать новые автомобили - с электродвигателями, беспилотные, управляемые искусственным интеллектом. Однако благодаря роботам и опять-таки искусственному интеллекту, к тому времени работать за зарплату будет считаться большой удачей. Поэтому, безусловно, потребуются новые и новые кредиты, в особенности тем, кто не может выплатить старые. В этой ситуации финтех-решения будут востребованы как никогда ранее", - прогнозирует Леонид Делицын.