Игорь Мацкевич, генеральный директор ООО "Итеранет Холдинг"
© ComNews
23.05.2019

23 мая 2019 года ИКТ-компания "Итеранет" отмечает 20 лет со дня основания. Начав как телеком-подразделение международной группы компаний (МГК) "ИТЕРА", в последние пять лет она развивается как независимый участник рынка, занимается большими комплексными проектами в разных отраслях экономики, как в государственном, так и в коммерческом секторе. В интервью главному редактору ComNews Леониду Конику генеральный директор ООО "Итеранет Холдинг" Игорь Мацкевич рассказал о том, с чем компания пришла к 20-летию и как трансформируется ее тактика на быстроменяющемся ИТ-рынке России.

- Компания "Итеранет" создавалась на базе ИТ-подразделения МГК "ИТЕРА" и полтора десятка лет была основным оператором для этого холдинга. Однако в 2013 году "Итеранет" вышла из периметра группы "ИТЕРА", а основным собственником компании стал созданный в том же году "Итеранет Холдинг". С чем были связаны эти события?

- В 2012 году основной актив группы "ИТЕРА" - одноименная нефтегазовая компания - был куплен "Роснефтью". У "Роснефти" есть свое подразделение, обслуживающее ИТ-системы (тогда - "РН-Информ", ныне - "Сибинтек" - прим. ComNews), поэтому мы постепенно отошли в сторону. В 2013 году мы создали холдинговую структуру "Итеранет Холдинг", в которую вошли "Итеранет", "CофтЭра" (была учреждена в 2011 г.) и "Моблнет" (зарегистрирована в 2014 г.) - каждая из них организовывалась под профильный вид деятельности: информационная безопасность (ИБ), программное обеспечение и информационные системы, телеком.

Пока "Итеранет" входил в группу "ИТЕРА", мы решали широкий набор задач и выполняли много функций, связанных с информационно-коммуникационным обеспечением деятельности группы: мы были оператором связи, разрабатывали и внедряли информационные системы, занимались ИБ, вели инфраструктурные проекты. На пике развития в группу "ИТЕРА" входило более 150 компаний, разбросанных по России и по миру, и мы обеспечивали весь этот комплекс заказчиков. Это позволило нам накопить большой опыт и наработать уникальные компетенции. К примеру, мы первыми в РФ установили пакет приложений Oracle E-Business Suite (в "ИТЕРЕ").

- Что принципиально изменилось для компании с момента, когда "Итеранет" стал независимым участником ИКТ-рынка?

- Мы занимались коммерческими проектами на открытом рынке и в те времена, когда "Итеранет" входил в периметр группы "ИТЕРА" - примерно с 2008 года. И к моменту выхода из группы "ИТЕРА" в 2012 году на ее заказы приходилась примерно треть оборота "Итеранет". Принципиально изменилось наше состояние: одно дело - быть в составе большой группы, которая могла помочь с финансированием, получением кредитов, с заказами, и совсем другое дело - находиться на открытом рынке, где все эти вопросы потребовалось решать самостоятельно. Нам пришлось научиться быстро реагировать на внешние факторы, связанные с динамикой рынка, потребностями клиентов и др. И выстраивание с этой целью процессов внутри компании оказалось непростой задачей. 

- Удалось ли вам заместить выпавшие доходы от МГК "ИТЕРА"?

- В 2012-2013 годах мы зафиксировали падение выручки, что потребовало даже прибегнуть к финансовому участию акционеров, но уже с 2014 года начался рост. И с того момента мы имеем динамичный рост выручки: например, в 2018 году она увеличилась на 45% год к году. За те неполные пять лет, которые "Итеранет" действует как независимый игрок, мы наработали новые компетенции во многих областях. 

- На портале "Итеранет" обозначено пять направлений деятельности: услуги связи, информационные системы, ИБ, инфраструктура (оснащение офиса комплексом слаботочных систем с последующим обслуживанием) и отраслевые решения. Как распределяется между этими направлениями выручка компании?

- С течением времени эта пропорция сильно изменилась. В последнее время на первое место для нас вышли вопросы, связанные с ИБ. Это диктуется и внешней средой для нашей страны, и внутренними факторами, и новой - постоянно меняющейся - законодательной базой в этой области. Мы делаем на сферу ИБ все больший упор, разрабатывая аппаратные и программные продукты и развивая компетенции. Второе приоритетное направление для нас - разработка программного обеспечения, как заказного, так и в рамках опытно-конструкторских работ. Мы выполняем и инфраструктурные проекты, включающие проектирование на всех этапах, поставку, внедрение и обслуживание оборудования - и сетевого, и серверного, и связанного с защитой информации.

В начале 2000-х годов основной областью деятельности нашей компании был телеком, а ныне мы лишь поддерживаем существующих клиентов, но не расширяем клиентскую базу. Причина в том, что конкурировать с государственными компаниями, которые могут вкладывать огромные деньги без ожидания быстрой отдачи, очень трудно. И объем выручки "Итеранет" от телеком-услуг снижается - сейчас это уже наименьшее с точки зрения доходов направление нашей деятельности. Некогда мы работали по регионам России, но это уже в прошлом: мы постепенно распродаем части сети в Московской области и сохраняем клиентов по услугам связи только в Москве. Мы сознательно не расширяем пул телеком-клиентов, работая лишь с теми, кому требуются другие наши услуги - прежде всего информационные системы и программные разработки, в совокупности со связью.

- Могли бы вы назвать крупнейших клиентов "Итеранет"?

- Например, нашими клиентами являются Минстрой России, московский аэропорт Домодедово, KDV - крупный российский производитель снеков и кондитерских изделий, а также многие другие. 

- В сфере цифровой экономики каждая отрасль и даже отдельное предприятие нуждаются в уникальных комплексных ИТ- и ИКТ-решениях. Способен ли оператор связи или ИТ-компания своими силами создавать такие industry-specific-решения?

- Как пример, с давних времен мы внедряем системы электронного документооборота. Поначалу мы пытались идти путем использования коробочных решений, которые сулили широкие возможности и короткие сроки реализации, но и тогда опыт показывал, что все равно требуется серьезная кастомизация под каждого клиента. И каждый раз выяснялось, что вендор - будь то иностранный или отечественный - не способен сделать дополнительный модуль или реализовать функцию по запросу одного клиента, либо это получается очень дорого. Так что, как тогда, так и сейчас, при переходе от клиента к клиенту с внедрением аналогичной информационной системы удается использовать лишь часть предыдущих наработок - а в значительной степени каждое внедрение уникально. Никуда от этого не деться: у каждого заказчика - свои потребности, и под них нужно подстраиваться. Конечно, было бы проще тиражировать стандартные решения, но так не получается.

- В 2012 году "Итеранет" разработал программный комплекс АПС СОРМ. Развивается ли этот продукт и пользуется ли он спросом?

- Как раз на этом примере можно показать, что даже такой стандартный продукт требует кастомизации. Действительно, мы пять лет назад разработали СОРМ для интернет-услуг. Задолго до этого, еще в 2000-х годах, мы создали своими силами DLP-систему Business Guardian - для защиты бизнеса от утечек информации. Система DLP (data loss prevention) имеет гораздо большую функциональность, чем СОРМ, и мы решили сделать на ее базе комплекс СОРМ - и для себя (как оператора телематических услуг), и для сторонних операторов связи. Однако из-за специфических требований ФСБ к системам СОРМ нам пришлось существенно доработать Business Guardian для этих задач.

- Был ли рыночный успех у вашей АПС СОРМ?

- На рынке есть ограниченный перечень компаний, которые разрабатывают СОРМ: они поделили весь российский рынок по географическому признаку и не очень открыты к сотрудничеству. Поэтому мы не стали дальше продвигать АПС СОРМ и продолжили развивать систему Business Guardian. Она внедрена у многих клиентов, и мы расширяем инсталляционную базу этой системы.

- Какие отрасли экономики являются для "Итеранет" самыми значимыми с точки зрения выручки и перспектив?

- Мы работаем с любым клиентом - из какой бы отрасли экономики он ни пришел, и не ставим приоритеты по отраслям или направлениям деятельности заказчиков. Много работая с государственными заказчиками, мы последовательно повышаем уровень присутствия и в коммерческом секторе, реализуя все больше проектов в банковском секторе, в ретейле, в аэропортах, в крупных производственных структурах, в управлении недвижимостью и проч.

- Сколь в целом значимо для компании направление собственной разработки программных систем и ИТ-решений?

- Это важное направление для нас, и "Итеранет" располагает очень большим опытом в части создания заказного программного обеспечения. О Business Guardian - нашей разработке в сфере ИБ, для контроля информационных потоков в сетях - я уже упомянул. Мы ее постоянно дорабатываем, так как меняются сети, меняются протоколы, меняются потребности клиентов. Отраслевой специфики для таких систем нет - различаются лишь задачи, которые клиенты могут решать с их помощью.

Еще один пример: сейчас в аэропорту Домодедово идет внедрение аппаратно-программного комплекса для передачи видеопотока высокой четкости в режиме реального времени, с широким набором функций по всему аэропорту, включая контроль стационарных и подвижных объектов. Мы выполняем программные разработки, а оборудование поставляет сторонний производитель.

Третий пример нашей программной разработки - платежно-пропускная система на горнолыжном курорте Сорочаны под Москвой.

Мы выполнили много сложных и уникальных проектов для государственных заказчиков, но по условиям контрактов не можем их называть. Почти в каждом проекте встают вопросы интеграции существующего ИТ-ландшафта заказчика с новой системой, создания единого центра управления - в этом "Итеранет" также обладает большой экспертизой. Создание интерфейсов интеграции - еще одна востребованная и растущая сфера деятельности "Итеранет".

- Видите ли вы возможности для развития "Итеранет" в новых государственных программах и инициативах - нацпроекте "Цифровая экономика РФ", ведомственном проекте "Умный город", государственных информационных системах типа ЕГАИС, "Меркурий", ГИС маркировки товаров и др.?

- Мы стремимся участвовать в конкурсах по таким проектам - где-то самостоятельно, а иногда в кооперации с другими крупными игроками. Группа компаний "Ростелеком" перетянула на себя немалую часть этого рынка, но и для независимых игроков остается возможность работы на нем. Наряду с федеральным уровнем много инициатив реализуют региональные власти, и мы выполнили немало проектов, к примеру, для структур правительства Москвы. По сути, такие проекты и обеспечивают нам рост, ведь на госконтракты приходится большая часть российского ИТ-рынка.

Конечно, госкомпании имеют большие инвестиционные возможности, но у любой крупной структуры, не обязательно государственной, есть очевидный минус - высокая забюрократизированность. Принятие решений в таких структурах - а будучи в структуре холдинга "ИТЕРА" я знаю об этом не понаслышке - представляет собой длительный цикл. В этом у нас есть преимущество: мы значительно быстрее способны подстраиваться под задачи клиента и оперативно принимать решения о том, куда направлять усилия.

- Каков главный итог первых 20 лет работы "Итеранет", и как вы видите стратегию развития на перспективу?

- Главный итог - это то, что за 20 лет мы не исчезли, а живем и успешно развиваемся. И на протяжении двух десятилетий динамика роста доходов у нас была всегда положительной, за исключением трех периодов. Первым стал экономический кризис 2009-2010 годов - тогда падения доходов не случилось, но была стагнация. Второй такой "плоский" с точки зрения доходов участок пришелся на кризис 2014-2015 годов, а третьим стал наш внутренний кризис 2012-2013 годов, когда мы вышли из "ИТЕРЫ" и потеряли треть выручки. Это говорит о том, что тактика работы у нас правильная и позволяет нам развиваться стабильно, а не скачкообразно, и весьма динамично.

Что касается стратегии - я читал много стратегий, и ни одна потом не выполнялась. Более чем на год-два вперед я планировать не берусь. У нас есть отдельные работы с горизонтом три года, но они не меняют общую картину бизнеса. Поэтому я бы скорее говорил не о стратегии, а о принципах и ценностях, на которых нужно основывать свою работу. Главное, что у нас есть, - это люди и их компетенции. И второе - финансовые ресурсы. Имея и то, и другое, можно с оптимизмом смотреть вперед.