© ComNews
06.06.2019

ФГУП "Почта России" запускает телемедицинские сервисы в почтовых отделениях, расположенных в отдаленных населенных пунктах некоторых регионов России. Как считают в экспертном сообществе, проект охватит 80-100% пациентов региональных государственных медицинских учреждений.

Как рассказали в "Почте России", телемедицинские сервисы запускаются в тестовом режиме в ряде регионов России, в том числе в партнерстве с компанией ММТ (ООО "Мобильные Медицинские Технологии"). О выборе партнеров для реализации проекта в "Почте России" сказали следующее: "Мы прорабатываем различные форматы сотрудничества с компаниями, обладающими соответствующей экспертизой. ММТ - одна из широкого списка наших партнеров" Для каждого региона работы сервисов, как указали в "Почте России", определяются свои партнеры. Также в каждом регионе сервисы предоставляются компанией в своем формате.

"Социальная платформа хорошо зарекомендовала себя в Новгородской и Самарской областях. В рамках пилота почтальоны с помощью планшетов проводили опросы граждан. Сейчас в активной фазе взаимодействие с Костромской и Калининградской областями", - сообщили в "Почте России".

По итогам пилотных проектов, как указали в компании, будут определены лучшие технологии и практики, которые в дальнейшем получат распространение. "В этом направлении предполагается тесное взаимодействие с регионами", - отметили в "Почте России". Относительно того, в скольких, каких именно регионах и в течение какого периода будут запущены еще телемедицинские сервисы, в компании сказали следующее: "Об этом пока рано говорить. В 2020 г. будет приниматься решение о масштабировании данных услуг". Что касается привлечения в проект компаний-партнеров телемедицинской направленности, в "Почте России" заявили: "Мы открыты для сотрудничества и готовы работать со всеми заинтересованными организациями".

Какие-либо данные о финансировании проекта в компании не раскрыли.

В каждом отделении "Почты России" телемедицинский сервис будет осуществлять работу благодаря соответствующему установленному на ее территории комплексу.

Опытный образец такого комплекса представлен на ПМЭФ-2019. Что касается спектра услуг, будущих предоставляться сервисом, это консультация дежурного врача-терапевта в течение трех минут, повторная консультация после очного визита к лечащему врачу и проведение диагностики - измерение артериального давления и добавление полученных данных в консультацию с врачом.

О том, что выступило причиной решения "Почты России" о запуске телемедицинских сервисов в ее отделениях в отдаленных населенных пунктах в компании сказали: "Почта России - предприятие, несущее на себе важную социальную нагрузку. Мы выступаем проводником роста качества жизни каждого гражданина РФ через наши совместные с регионами социальные решения, которые предполагают широкий спектр форматов взаимодействия с гражданами. На текущем этапе оснащение отделений "Почты России" телемедицинским оборудованием рассматривается нами как один из пилотных проектов. Мы экспериментируем с рядом наших партнеров, которые обладают необходимыми компетенциями. Тестируем на площадках различных регионов технологии и форматы. По итогам года у нас появиться полная картина и будет приниматься решение о дальнейших шагах. Сейчас нам важно выяснить, чем "Почта России" может быть полезна для граждан и здравоохранения. Мы видим себя в качестве логистической и цифровой инфраструктуры, которая позволяет донести технологии до населения".

Что касается того, где будут пользоваться популярностью телемедицинские сервисы, в "Почте России" заметили: "Мы ожидаем, что социальная платформа "Почты" будет востребована прежде всего в сельской местности и отдалённых труднодоступных территориях. Не редки случаи, когда почтовое отделение в сельской местности - фактически единственный представитель государства и центр притяжения".

В компании ММТ о том, что собой представляет комплекс, благодаря которому осуществляют работу телемедицинские сервисы в отделениях "Почты России" в отдаленных населенных пунктах тех регионов, где "Почта России" реализует проект совместно с ММТ, сказали следующее: "Комплекс - это компьютер-моноблок с интерфейсом сервиса "Онлайн Доктор" и интегрированным медицинским прибором - тонометром". В ММТ также добавили, что консультации в отделениях "Почты России", где установлены ее компьютеры-моноблоки, будут проводиться на базе сервиса "Онлайн Доктор". Что касается регионов, где "Почта России" ведет работу совместно с ММТ, одним из них, как указали в ММТ, является Ульяновская область.

Говоря с корреспондентом ComNews о запускаемом "Почтой России" проекте, генеральный директор ONDOC Александр Константинов отметил, что в отдаленных населенных пунктах есть потребность в дистанционных консультациях у всего населения. "Часто узких специалистов мало, а терапевт может находиться в другом городе, расстояние до которого - десятки, а то и сотни километров. В этом смысле телемедицина поможет повысить оперативность оказания медицинской помощи. Отдельным блоком можно вынести важность телемедицинских пунктов для незащищенных и маломобильных людей. Со временем внедрение таких "мобильных" пунктов с телемедициной поможет стереть понятие "расстояние" для медицинской услуги и снизить количество случаев самолечения - будет быстрее связаться с врачом, чем заниматься самодиагностикой и лечиться народными средствами", - указал Александр Константинов. При этом, по его словам, переговоров о запуске своих телемедицинских сервисов в отделениях "Почты России" компания ONDOC не ведет.

В компаниях DOC+ и DocDoc корреспонденту ComNews комментариев не предоставили.

Относительно запускаемых "Почтой России" телемедицинских сервисов в Ульяновской области аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын сказал следующее: "Выручка от проекта в Ульяновской области может составить 80 млн руб., а прибыли от него партнеры, скорее всего, ни в первый год, ни в первые пять лет не получат. Быструю прибыль можно было бы получить лишь в таких сегментах, в которых "Почта" по многим соображениям работать не будет, и вряд ли она ставит такую цель. Ей нужны направления развития и высокий объём выручки в долгосрочной перспективе".

При этом Леонид Делицын отметил, что на такую прибыль, которую "Почта" сможет показать в своей отчетности, рассчитывать не следует, даже если бы речь шла не об одной области. "Даже и выручка в 2 млрд руб. от общероссийского проекта на фоне общих доходов "Почты России" - 190 млрд руб. - составляла бы 1%. Но для этого потребовалось бы, чтобы в каждом её отделении раз в неделю хотя бы один посетитель заказывал бы телемедицинских услуг на сумму не менее 1000 руб. Быстро это не произойдёт, по крайней мере до тех пор, пока обычные врачи не начнут подсказывать пациентам, что лечиться надо идти на "Почту", - заявил Леонид Делицын.

Что касается того, при каких условиях будет успешен телемедицинский проект "Почты России" во всех тех регионах, где он сейчас тестируется, Леонид Делицын заметил: "Если говорить с практической точки зрения, то инновационный медицинский проект может быть прибылен для партнеров в двух случаях. Это может быть оказание очень сложной и очень дорогой услуги VIP-клиентам, но такую услугу не будут оказывать в почтовых отделениях. Когда шунтирование потребовалось президенту Ельцину, для оценки его готовности к операции известный кардиохирург Майкл Дибейки прилетал в Москву лично. То же, в общем, касается дорогой медицинской помощи - ее и дальше будут оказывать в дорогих швейцарских, немецких или израильских клиниках тем, кто готов заплатить соответствующую цену. Это не значит, что медицинские или похожие на них услуги нельзя с выгодой оказывать удаленно массовому пациенту, вопрос лишь в характере услуг. Алан Чумак заряжал воду миллионам людей по телевизору даже и без телемедицины. А в сегодняшнем "Инстаграме" диетологи и косметологи успешно помогают тысячам своих подписчиц. В этом плане те ниши телемедицины, которые могут быть прибыльны прямо сегодня, напоминают онлайн-курсы - это работает в некоторых сегментах, таких как дефицитные программистские специальности. Но "Почта", как крупная госкорпорация, себе позволить зарабатывать в таких нишах не может, от ее проектов ждут какой-то реальной помощи. Понятно, что специалисты - даже куда менее знаменитые, чем Дибейки, - бесплатно консультировать малообеспеченного клиента в отделении "Почты" могут лишь в рекламных или благотворительных целях. А обеспеченный доедет и до клиники. В общем-то, даже к колдунам и экстрасенсам ходят лично, а эти специалисты очень инновационны, и если бы почувствовали шанс на прибыль, то уже засыпали бы и "Почту", и операторов связи бизнес-предложениями. Поэтому в течение лет пяти-семи для медиков это будет либо просто гуманитарная помощь населению, либо форма рекламы. В итоге работоспособные бизнес-идеи будут, конечно, найдены".

В свою очередь аналитик управления операций на российском фондовом рынке "Фридом Финанса" Александр Осин указал следующее: "С точки зрения доступности предложения и потенциального рынка для него, можно сказать, что, поскольку в проект включается "Почта России" с её сетью офисов, можно рассчитывать на 80-100%-ный охват пациентов региональных государственных медицинских учреждений новой услугой. Это порядка 1,25 млн человек. Если "Почте России" и "Мобильным Медицинским Технологиям" удастся пролоббировать реализацию данного проекта в рамках ОМС, то тогда, учитывая среднюю стоимость первичного и повторного приема у врача терапевта для регионов, составляющую в среднем приблизительно 200-300 руб., учитывая, что в год практически каждый человек обращается за помощью к специалистам-терапевтам, а долю жителей сельских (читай - отдаленных) районов Ульяновской области можно оценить в 20-30%, выручка от проекта составит приблизительно от 50 млн до 110 млн руб. в год. С учетом средней оценочной, по данным отраслевых источников, требуемой рентабельности в экономике РФ, прибыль организаторов проекта составит 10-20 млн руб. Рост выручки в ближайшие годы с учетом текущего тренда в экономике и динамики численности регионального населения, в отсутствие инфляционных шоков и при условии неизменности текущей экономической политики, будет составлять от нескольких до 10-15% в год, в рамках инфляции. Однако если данный проект будет реализовываться как частно-медицинский, то есть за услугу будут платить не страховые компании в рамках ОМС, а непосредственно сами пациенты, то здесь надо учитывать, что доля услуг частной медицины в РФ в общем объеме услуг в данной сфере составляет приблизительно порядка 10% и в последние годы на фоне снижения реальных доходов населения прирост выручки этого сектора крайне невелик, от нуля до нескольких процентов в год. То есть рост рынка платных услуг ограничен, есть угроза его сокращения на отдельных сегментах. В данном случае можно рассчитывать на прибыль от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов рублей в год при повышенных рисках для проекта".