Новости / июль 2019
"МегаФон" представил экосистему IoT

© ComNews
23.07.2019

ПАО "МегаФон" представило экосистему IoT-решений для бизнеса и муниципалитетов. В состав экосистемы входят решения "ВидеоАналитика", "Умное ЖКХ", "Цифровая управляющая компания" и "Экологический мониторинг". Как заявляют в "МегаФоне", данные продукты используют ПО отечественной разработки и поддерживают широко распространенные в России информационные системы, благодаря чему могут использоваться как в решении задач частного бизнеса, так и для формирования систем "умный город" на региональном и муниципальном уровне.

Как рассказали в пресс-службе "МегаФона", в серию решений на платформе IoT, входят продукты оператора, предназначенные для дистанционного контроля, учета и автоматического анализа различных параметров функционирования производств, предприятий и городской среды. "Линейка новых продуктов компании для умного города построена на платформе отечественной разработки, включенной в реестр российского программного обеспечения. Это позволяет использовать ее не только в B2B, но и в B2G-процессах. Это критически важно для продуктов, предназначенных для интеграции и эксплуатации в формате "умного города", - отметили в "МегаФоне".

Говоря о запуске экосистемы IoT-решений, в "МегаФоне" обратили внимание, что в целом решения оператора для "умных городов" успешно применяются сегодня в Брянске, Иннополисе, Сочи, Самаре, Челябинске. В стадии внедрения, как указали в компании, находятся проекты в Москве, Санкт-Петербурге, республике Удмуртия, Ульяновской, Псковской, Новгородской и Саратовской областях. Помимо того, в компании отметили, что в настоящее время "МегаФон" обслуживает 40% всех использующихся в России sim-карт для IoT-решений. "Выйдя на рынок "интернета вещей" в 2016 году, "МегаФон" к настоящему времени довел общую абонентскую базу в этом секторе до 7 млн клиентов, уверенно занимая первое место по этому показателю", - заявили в "МегаФоне".

В компании также добавили, что оператор обладает сегодня собственной автоматизированной платформой управления sim-картами, поставляемой клиентам в составе пакетов услуг и продуктов. "Автоматизированная платформа предназначена для повышения удобства при операциях с сотнями и тысячами sim-карт, позволяя быстро и незатратно активировать и блокировать sim-карты, подключать и отключать услуги и пакеты услуг. Решение действует в автоматическом режиме согласно сделанным пользователем настройкам и не нуждается в постоянном участии операторов", - проинформировали в "МегаФоне".

Говоря с корреспондентом ComNews о представленной "МегаФоном" экосистеме IoT-решений, в пресс-службе ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") обратили внимание, что на Петербургском международном экономическом форуме в этом году компания подписала соглашения о сотрудничестве с шестью регионами, в рамках которого намерена предоставлять свои технологические решения, в том числе big data-аналитику и решения для умного города, а также помогать развивать информационно-технологическую инфраструктуру регионов.

"Внедрение технологий в регионах-заказчиках ПАО "ВымпелКом" поможет повысить качество жизни граждан за счет умных решений – например, по учету электроэнергии и управлению общественным транспортом. Наши технологические решения также должны повысить уровень жизни с точки зрения равного и свободного доступа к сети с высокой скоростью передачи данных. Это не только удобно жителям регионов, но и создает дополнительные экономические преимущества регионам как субъектам с развитой технологической инфраструктурой. Наконец, применение больших данных и искусственного интеллекта поможет увеличить приток туристов, оценивать миграцию трудового населения и развивать транспортную инфраструктуру с учетом интересов жителей", - отметили в "Билайне".

В пресс-службе ПАО "МТС" в разговоре с корреспондентом ComNews заметили, что экосистема решений IoT в понимании МТС заключается в предоставлении комплекса технологических продуктов и сервисов для решения задачи клиента. "В составе него сеть IoT, платформа IoT, на которой реализованы решения для ЖКХ, производства, ритейла и так далее, датчики и устройства учета, системная интеграция, облачные технологии и хранилища. МТС уже предоставляет экосистему этих сервисов, что позволяет реализовывать проекты разного масштаба: от автоматизации и мониторинга небольшого автопарка до комплексного проекта умного дома или умного квартала и промышленной автоматизации". – указали в МТС.

Беседуя с корреспондентом ComNews в пресс-службе Tele2 (ООО "Т2 Мобайл") отметили, что, оператор, прежде всего, активно развивает использование IoT-решений в энергетическом секторе. "В 2018-2019 гг. Tele2 развернула две пилотные зоны NB-IoT в жилых домах Москвы и Санкт-Петербурга в партнерстве с Nokia, Ericsson и "Ростелекомом". Мы протестировали сервис на более чем 150 электросчетчиках в реальных условиях, проверили точность передачи данных и доказали эффективность решения. Безусловно, внедрение интернета вещей способно вывести жизнь горожан на новый уровень: энергосбытовые компании получат экономическую выгоду, а пользователи – комфорт при расчетах за электричество", - рассказали в Tele2.

Вместе с тем, в компании заметили, что Tele2 предлагает IoT-решения не только в традиционных для цифровизации сферах – для создания "умных" домов и городов, но и также в сельском хозяйстве, рыбохозяйственном комплексе и экологическом мониторинге. "Возможности их применения в России в этих отраслях пока недооценены и имеют огромный потенциал роста. В мае 2019 года Tele2 запустила первый проект на базе технологии IoT для мариферм Приморского края. Цифровое решение помогает фермерам повысить эффективность выращивания морских гидробионтов: онлайн-мониторинг в мировой практике повышает выживаемость марикультур на 20-30%. Установленные в акваториях марифермеров датчики измеряют физические и гидрохимические параметры воды, наиболее критичные для выращивания морских гидробионтов. По мобильной сети Tele2 информация с датчиков в режиме реального времени поступает на IoT-платформу, а фермер получает актуальные оповещения о состоянии марикультур. Инфраструктура на базе IoT в марикультурной отрасли может также снизить уровень урона от краж продукции, оптимизировать логистику и управлять рисками отказа или поломки оборудования. Данные от цифровизации марикультуры полезны не только фермерам – на их основе можно мониторить состояние акватории и реализовывать масштабные проекты цифровой экологии", - проинформировали в Tele2.

В компании также отметили, что оператор внедряет "умные" решения в агропромышленном комплексе, что позволяет фермерам отслеживать поголовье крупного рогатого скота в условиях свободного выпаса на больших пастбищах. "Фермеры при помощи Tele2 налаживают цифровой мониторинг автоматизированного оборудования, обслуживающего животных (поильные и поливальные аппараты, электрогенераторы)",  - пояснили в Tele2.

Что касается рынка в целом рынка решений IoT, в компании сказали следующее: "Участники рынка уже сейчас предлагают бизнесу и городу развитые экосистемы IoT, но, конечно, новый импульс развитию цифровых решений придаст запуск 5G. Особенно в тех отраслях, где важны высокая скорость и малая задержка передачи данных. Использование технологии 5G будет способствовать повышению уровня обслуживания и развитию новых сервисов в области промышленной автоматизации, беспилотного транспорта, дистанционной медицины, виртуальной и дополненной реальности".

Директор Ассоциации Интернета вещей (АИВ) Андрей Колесников в разговоре с корреспондентом ComNews констатировал тот факт, что операторы сегодня начинают предлагать готовые экосистемы для вертикальных отраслевых решений. "Однако, большого успеха и взрывного роста продаж не стоит ожидать. Дело в том, что продаются не технологии, а решения конкретных проблем и лечение конкретных болей на земле. Поэтому продажи пойдут не от готовых решений, а от работы с конкретными предприятиями с обязательным глубоким погружением в проблемы заказчика. IoT это всего лишь инструмент, а не цель", - указал Андрей Колесников.

В качестве сфер, со стороны которых в первую очередь следует ожидать активного спроса на решения IoT, он отметил сферы производства, транспорта, логистики, энергетики (то, что назвается utilities - прим. ComNews). "Следом ритейл и традиционные добывающие отрасли. Сельское хозяйство тоже обладает огромным потенциалом", - заявил Андрей Колесников.

Что касается компаний, у которых есть перспективы роста в направлении решений IoT есть, Андрей Колесников сказал следующее: "Прежде всего, такие перспективы есть у интеграторов, обслуживающих традиционные отрасли. У больших и малых. Операторам нужно стать немного интеграторами, либо вступать с ними в серьезное партнерство", - указал Андрей Колесников, добавив, что операторам было бы также полезно присмотреться к компаниям, предоставляющим конкретные решения Iot. "Приобретение или партнерство с такими компаниями, возможно, быстрейший выход на рынок. Например, в сфере ЖКХ, транспорта и логистики", - обозначил Андрей Колесников.

По мнению директора департамента телекоммуникационных услуг J’son & Partners Consulting Кирилла Кучерова, операторские предложения на данный момент все еще носят фрагментарный характер. "Операторы заполнят те ниши, в которых либо у них и их партнеров есть готовый продукт, либо они видят большой потенциал развития и монетизации", - заявил Кирилл Кучеров. Ативный спрос на решения IoT, на его взгляд, в первую очередь следует ждать в тех отраслях, где его использование может стать реальным конкурентным преимуществом. "Таковыми, по мнению экспертов, можно считать розничную торговлю, транспорт и логистику", - указал Кирилл Кучеров.

Наиболее перспективными с точки зрения применения решений IoT, по его мнению, все еще остаются сегмент транспорта и логистики и "умных счетчиков". "В данных сегментах есть предложение довольно зрелых продуктов, удовлетворяющих потребности клиентов и понятная модель монетизации, а насыщения рынка пока нет. Еще одним перспективным направлением является промышленный интернет вещей, но его освоение значительно сложнее, особенно для операторов, чья парадигма продуктового портфеля не слишком подходит для этого сегмента", - заметил Кирилл Кучеров.