Денис
Шишулин

выпускающий редактор ComNews.ru
© ComNews
28.09.2020

Минувшая неделя, ознаменовавшаяся подтверждением "сделки года" между "Яндексом" и банком "Тинькофф", также подарила нам новый зонтичный бренд Сбербанка, который укоротился до Сбера. Эти события, на первый взгляд не связанные, на самом деле являются продолжением борьбы между Сбером и "Яндексом", которая набирает обороты в последние месяцы. И эта борьба, вопреки расхожему мнению, может завершиться вовсе не в пользу Сбера.

На прошлой неделе пресс-служба компании "Яндекс" подтвердила информацию о переговорах с TCS Group Holding PLC (который владеет банком "Тинькофф"), касающихся возможного предложения о покупке "Яндексом" 100% акционерного капитала "Тинькофф" (см. новость ComNews от 22 сентября 2020 г.).

В ряде СМИ эту сделку, сумма которой составляет примерно $5,48 млрд, уже окрестили одной из самых громких на российском рынке. И причина не только в сумме сделки, но и в том, что покупка ИТ-компанией банковской организации - ситуация для российского рынка если не уникальная, то по крайней мере очень редкая. Для нашего рынка характерна скорее обратная картина - банки (некоторые так особенно рьяно) скупают ИТ-компании и интернет-сервисы.

Помимо сиюминутного эффекта, которого добился "Яндекс" (после новости о возможной покупке акции "Яндекса" обновили исторические максимумы и подорожали на торгах 23 сентября более чем на 15%), он также сможет продемонстрировать эффект долгосрочный.

Банк "Тинькофф" входит в топ-20 по активам в российском банковском секторе. Аналитики говорят, что это сильный игрок, а самое главное - у "Тинькофф" высокий потенциал синергии именно при слиянии с такой ИТ-компанией, как "Яндекс". Сам банк изначально позиционируется как финансовая организация нового типа с упором на онлайн-взаимодействие с клиентами и инновационность, что ближе "Яндексу", чем классическая банковская структура с множеством офлайн-отделений. Этой покупкой "Яндекс" сможет добавить финансовые услуги в свой портфель, объединить получаемые данные об интересах клиентов с данными о транзакциях и в конечном счете окружить клиента своей экосистемой со всех сторон, добравшись напрямую до самого "вкусного" - его кошелька.

И еще один немаловажный аспект: заявление об этой сделке - очевидный "ответный ход" со стороны "Яндекса" в противостоянии со Сбером. "Яндекс" явно хочет показать, что стать "ИТ-компанией с банковской лицензией" можно, зайдя с другой, нежели Сбер, стороны.

Напомним, что взаимоотношения этой "парочки" можно охарактеризовать как "все сложно". Продвинувшись достаточно далеко в совместных проектах на первом этапе, "Яндекс" и Сбер в какой-то момент перестали удовлетворять друг друга как партнеры. Последовал "развод" и дележка активов, по результатам которой летом этого года "Яндекс" продал Сберу свою долю в "Яндекс.Деньгах", а Сбер вернул "Яндексу" его "Маркет".

После этого мы наблюдали (и наблюдаем сейчас), как Сбер с утроенной энергией начал выводить на рынок сервисы, аналогичные тем, что есть у "Яндекса" (чего, например, стоит свежий сервис облачного хранения "СберДиск"), и выходить на те рынки, на которых "Яндекс" присутствует давно и занимает заметное место. Из недавних примеров: в начале сентября стало известно, что Сбер, как и "Яндекс", создает отдельную компанию для развития направления беспилотных автомобилей (см. новость ComNews от 7 сентября 2020 г.). А буквально на прошлой неделе Сбер купил стриминговый музыкальный сервис Zvooq, выйдя таким образом на рынок, где "Яндекс.Музыка" работает уже не первый год (см. новость ComNews от 24 сентября 2020 г.).

Сбер, судя по всему, серьезно настроен на то, чтобы если не выдавить, то по крайней мере серьезно потеснить "Яндекс" по большинству направлений бизнеса. И намерения свои он демонстрирует однозначно, как и то, что окончательно "прощается" со своим банковским прошлым и видит себя как экосистему сервисов и бизнесов, выходящих далеко за пределы финансовых услуг. На это намекает и объявленный на прошлой неделе ребрендинг, в результате которого слово "банк" в названии было обрезано. А еще, одновременно с ребрендингом, Сбер запустил "СберПрайм" - семейство подписок на сервисы экосистемы Сбер, и семейство это очень напоминает аналогичный проект "Яндекс.Плюс".

В целом же проведенный ребрендинг позволил в очередной раз во всей красе увидеть то, что Сбер называет своей экосистемой. И увиденное вызывает оторопь. На сегодняшний день экосистема Сбера простирается по бизнес-ландшафту страны от сервисов доставки еды, кибербезопасности и телемедицины до мобильной связи, беспилотных авто и медиаактивов. То, как Сбер растет и захватывает рынки, вызывает не самые лучшие ассоциации с ростом злокачественных клеток в организме, а шутка про покупку колбасного завода с целью выпуска "СберДокторской" колбасы уже не выглядит фантастикой и вызывает скорее кислую улыбку.

Учитывая все это, противостояние Сбера и "Яндекса" выглядит как битва сил несопоставимых, где у первой есть все (Сбер контролируется государством с его ресурсами, у него много денег и большие амбиции), а у второй - почти ничего.

Есть, однако, одно "но". Сделки, подобные той, которую затеял "Яндекс" и "Тинькофф", в нашей стране едва ли проходят без одобрения "наверху". И если предположить, что такое "добро" дают, скажем, на уровне администрации президента, то можно предположить, что у "Яндекса" там есть "сторонники". Это не обязательно поклонники "Яндекса", но это могут быть как минимум противники того, чтобы Сбер превращался семимильными шагами в крупнейшую российскую мегакорпорацию (некий "ВсёСбер"), а топ-менеджеры этого гиганта набирали "вес", и не только в коммерции. Ведь часто бывает так, что от коммерческих успехов амбиции ведут к желанию власти политической.

Так что вполне реально, что и за "Яндексом" стоит какая-то "башня Кремля", которой не по вкусу амбиции Сбера и его главного руководителя. И эта борьба, вопреки очевидному мнению, может завершиться вовсе не в пользу Сбера. Преимущества Сбера могут очень быстро стать его недостатками. Большое количество денег не гарантирует успеха на рынке. Конечно, можно "всех купить", но это еще не значит быть в состоянии успешно управлять купленными активами. То, что Сбер - контролируемый государством банк, тоже может сыграть свою негативную роль. Амбиции руководства Сбера могут быть восприняты как вызов тем, кого принято у нас называть властью. Со всеми вытекающими.

Таким образом, "Яндекс", возможно, не один "в поле воин", и нельзя однозначно сказать, что в противостоянии экосистем Сбера и "Яндекса" победитель известен заранее. Главное же, что дает нам это противостояние на данном этапе - сохранение рыночного баланса. Конкуренция не даст возвыситься одной силе настолько, что это станет критичным для рынка.