Новости / май 2021
Сбербанк ждет поддержки от регулятора для поимки преступников

Депутаты и представители банка обсудили законодательные предложения, направленные на повышение эффективности борьбы с преступлениями в сфере ИКТ, во время выездного заседания межфракционной рабочей группы Госдумы по кибербезопасности в офисе Сбера.
© ComNews
20.05.2021

По словам заместителя председателя правления ПАО "Сбербанк" Станислава Кузнецова, для повышения уровня безопасности клиентов банка и сокращения числа телефонного мошенничества нужно сотрудничество со стороны как операторов, так и регуляторов. "Есть одна штука, которую можно будет решать, я предлагаю о ней серьезно задуматься. Мы о ней говорили раньше. Сегодня, когда используется подменный номер, он прогоняется через сервер другого государства. (Может прогоняться и через сервера нашего государства, мы тоже это можем видеть, но для нас это уже посложнее). Когда происходит звонок из Москвы в Москву через Испанию, Францию и т.д., все операторы связи это видят. Когда мы стали поверять, то поняли, что в 99% случаев это мошенники. У нас возник вопрос, можно ли заблокировать данные звонки. Ответ: можно. Телекомы, "большая четверка", провели пилотный проект, и гипотеза, что такие звонки можно заблокировать, подтвердилась. Но для этого нужно внести изменения в закон "О связи". Сейчас этот законопроект перенесен на осень", - рассказал Станислав Кузнецов. По его словам, согласно оценке Сбербанка, трафик мошенничества можно сократить на 70% при блокировке данных звонков. Станислав Кузнецов призвал правительство ускорить процедуру рассмотрения поправок.

Кроме того, по его словам, региональные операторы слишком увлеклись продажей так называемых свободных номеров. "Операторы обязаны идентифицировать клиента, посмотрев его паспорт, и лишь тогда продать ему номер. Это не выполняется. Роскомнадзор должен проверять. Ни одной проверки за последние пять-шесть лет не было. У них не хватает на это ресурсов. Нужно здесь обязательно наводить порядок", - считает Станислав Кузнецов.

Руководитель службы кибербезопасности ПАО "Сбербанк" Сергей Лебедь рассказал, что до 2017 г. телефонного мошенничества не было. Но после внедрения банками системы, запрещающей рассылку смс-сообщений с номеров, похожих на банковские, мошенники стали искать новые способы обмана граждан. "Во II квартале 2019 г. злоумышленники начинают совершать преступления с использованием IP-номеров. До 2020 г. количество подобных преступлений росло, но в 2020 г. вышло на плато. Специалисты Сбербанка считают, что это связано с тем, что злоумышленники стали пользоваться данными других банков", - рассказал Сергей Лебедь.

В целом, по его словам, потери мировой экономики от кибератак в 2020 г. составили $3,5 трлн, а потери российской экономики от кибератак в 2020 г. - $9,8 трлн. При этом в 2019-2020 гг. количество попыток телефонного мошенничества увеличилось в два раза, при этом в первом полугодии 2020 г. в России рост телефонного мошенничества составил 76%. В 2020 г. Сбербанк зафиксировал 3,7 млн жалоб на попытки мошенничества.

Сергей Лебедь рассказал, что сам звонок - это только начало атаки, а дальше злоумышленники пользуются различными схемами телефонного мошенничества. 61% используют схему перевода или взнос на "безопасный счет", когда клиент сам снимает деньги со своего счета и кладет их в другой банк на счет злоумышленников. 14% преступлений связаны с разглашением данных (номер карты, CVV-код). 8% - это возврат кредита, 7% - удаленное управление, а 4% - компенсация и социальная помощь.

Председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Государственной Думы Александр Хинштейн подчеркнул, что мошенники очень быстро приспосабливаются к изменению обстановки. Так, например, по его словам, в последнее время появился тренд в сторону мошенничества от лица представителей власти и правоохранительных органов. "Поэтому, если мы с вами объявим, что все звонки из банков идут только через единый телефон 900, который невозможно подделать, вам начнут звонить люди, представляющиеся следователями, оперативными сотрудниками ФСБ и т.д. Не факт также, что все банки к этому присоединятся. Однако решение этих проблем есть. Это установление ответственности за использование подменных номеров, а также усиление контроля номеров из-за рубежа", - рассказал Александр Хинштейн.

Новости из связанных рубрик