Сотрудники считают, что им дают слишком много инструментов для удаленной работы, не предлагая при этом эффективных способов их использования. И это снижает производительность труда. Такие данные приводит компания Citrix совместно с OnePoll по итогам исследования.
© ComNews
05.07.2021

Исполнительный вице-президент компании Citrix по бизнес-стратегии Тим Минахан отмечает, что люди работают столько же и даже больше, но фактически делают меньше, потому что технологии начинают им мешать. Выстраивая свою деятельность вокруг новых гибридных моделей работы, компании должны пересмотреть роль технологий и их применение в масштабе организации, чтобы сотрудники были настроены на успех, а не на разочарование.

Существенно выросло число приложений, необходимых сотрудникам для работы, а вместе с этим усложнились процессы на рабочем месте. Опрос показал, что 64% специалистов сейчас используют больше инструментов для совместной работы и коммуникаций, чем до пандемии. 71% заявили, что это усложняет работу.

Что касается российского рынка, то 82% сотрудников адаптировались к удаленной работе буквально в первый же месяц, а 24% из них - уже в первые дни. 40% респондентов вообще не испытывали стресса от перехода на удаленку - это отметили и руководители, и сотрудники. Такие данные приводит компания Honor по итогам исследования.

Профессиональное выгорание, по мнению руководителей, коснулось работников тоже только в течение первого месяца удаленки (82%). При этом 4% по-прежнему остаются в состоянии выгорания.

Удаленка не помешала коммуникациям. Подавляющая часть респондентов отметили, что количество рабочих контактов не изменилось или даже возросло. При этом почти 40% участников опроса заметили, что общение в связках "руководитель-сотрудник" и "сотрудник-сотрудник" стало менее формализованным. И только 29% работодателей отметили сложности в личном взаимодействии в онлайне.

Директор по организационному развитию hh.ru Марина Львова отмечает, что массовый переход на удаленный режим работы стал определенным технологическим вызовом и для сотрудников, и для самих компаний. Параллельно с трансформацией ежедневных офисных ритуалов и действий в непривычном для большинства в то время формате удаленной работы приходилось осваивать на ходу новые программы и технологические решения, помогающие выполнять свои задачи и не выпадать из рабочих коммуникаций.

"Естественно, сам по себе процесс освоения новых инструментов - это тоже работа, поэтому и создается вполне обоснованное впечатление, что из-за них объем задач на удаленке стал больше. Но это лишь впечатление - без внедрения новых решений невозможно представить себе эффективность и "бесшовность", которых многие технологические компании смогли достигнуть при переходе из офисного режима в home office и далее в гибридный", - отмечает Марина Львова.

Она считает, что необходимо проводить централизованное обучение сотрудников новым инструментам или, как вариант, делать доступную и понятную инструкцию, которую можно в любой момент найти на корпоративных ресурсах. Категориям персонала, которые в силу разных причин не могут быстро освоить тот или иной инструмент, можно выделить наставников, активно пользующихся всеми новинками. Также надо сделать ревью всех уже внедренных в компании инструментов на предмет дублирования функций или смыслов рабочих операций. Кроме того, не раскатывать новые инструменты сразу на всю компанию - на первых этапах можно и нужно выбрать два-три подразделения хотя бы на краткосрочный период, провести чек-ап с этими командами и по итогам фидбека (например, нет ли багов, удобно ли все с точки зрения UX) принимать решение о внедрении для всех сотрудников.

Руководитель департамента по реализации проектов Softline Дмитрий Исаев отмечает, что, несмотря на развитие современных средств удаленных коммуникаций, живое человеческое общение остается необходимым элементом эффективного взаимодействия. Часть вопросов наиболее быстро решаются только в "диалоге у кулера". Многие компании осознают это и пытаются внедрять все больше технологических решений, которые обеспечили бы наиболее тесное взаимодействие сотрудников онлайн, - корпоративные мессенджеры, средства совместной работы. При этом для того, чтобы эффективно освоить любой новый инструмент, требуется время и обучение. Поэтому, как следствие таких резких организационных перемен, люди пытаются сопротивляться изменению привычного хода вещей, игнорируя предложенные новые инструменты.

"Для эффективного внедрения инструментов удаленной работы необходимо выполнение нескольких обязательных шагов. Во-первых, поддержка на уровне высшего руководства компании - выступления онлайн-лидеров компаний с рассказом о преимуществах использования новых инструментов для каждого, в том числе на личном примере. Во-вторых, обучение сотрудников эффективному использованию новых инструментов и дальнейшее сопровождение уже после внедрения. Например, в нашей компании при переходе на Microsoft Teams проводились еженедельные короткие онлайн-вебинары для всех желающих, где наши эксперты делились полезными для сотрудников возможностями совместной работы этого решения и отвечали на вопросы", - отмечает Дмитрий Исаев.

Директор по административно-кадровым вопросам ИТ-компании "Крок" Любовь Трунина подчеркивает, что в эпоху COVID-19 наступил золотой век технологий, их актуальность и востребованность очевидна.

"Вместе с этим решений и услуг так много, что сотрудники зачастую дезориентированы в том многообразии, что есть сейчас. Какая из технологий действительно облегчит им работу, а какая усложнит, на поверхности не очевидно. Что можно предложить - взять ИТ-компаниям на себя роль некоего фильтра. На входе оценивать, что действительно будет полезно, соответствует культурному коду организаций и отвечает требованиям безопасности. А после дать рекомендации, на что стоит обратить внимание, оставив вместе с тем пространство для собственного выбора. Так, компании проявят заботу не только о "цифровом здоровье" сотрудников, но и об их ментальном состоянии", - отмечает Любовь Трунина.

Директор по информационным технологиям "Группы Т1" Павел Шульга подчеркивает, что фактически до пандемии рынок организации гибридных рабочих мест находился в начале своего пути и его развитием ИТ-компании занимались в основном для себя: им нужны были вычислительные рабочие мощности, огромные по объемам или работающие в условиях повышенных требований информационной безопасности. Поэтому рынок предложений оказался не готов к массовому переводу персонала в режим удаленной работы. Отдельные технологии на нем присутствуют, но явного лидера, охватывающего все аспекты сопровождения сотрудника в режиме удаленной работы или в гибридном формате, нет.

"Многие компании сейчас устремились в эту нишу и нарабатывают опыт, пытаясь нащупать сценарии и варианты автоматизации, которые действительно приносят пользу бизнесу. Думаю, года через полтора сформируется несколько эталонных сценариев гибридного формата работы и сотрудник совершенно не будет ощущать разницы работы на удаленке или из офиса", - считает Павел Шульга.

Партнер компании Kontakt InterSearch Russia Ольга Сабинина уверена, что люди больше не будут работать как раньше. Сейчас появляются новые вопросы со стороны кандидатов на ключевые позиции, главный из них - есть ли в компании возможность частично удаленной работы, используется ли так называемая гибридная модель.

"При этом в первое время после перехода на удаленный формат работы многие сотрудники действительно жаловались на неготовность ИТ-систем и процессов к новой реальности. Потребовалось некоторое время на адаптацию. После того как ключевые компании оптимизировали свою ИТ-среду и инструменты, продуктивность сотрудников выросла, равно как и удовлетворенность работой в целом. Ключевое тут - универсальный и удобный интерфейс, позволяющий работать с корпоративными ИТ-системами с разных устройств", - отмечает Ольга Сабинина.

Новости из связанных рубрик