Точка зрения / август 2021
Игры в пандемию: как 2020 год повлиял на развитие гейминга

Павел
Комаров

руководитель макрокатегории БТиЭ Авито
© ComNews
19.08.2021

Повышенный интерес к видеоиграм, обусловленный самоизоляцией, а также запуск консолей нового поколения, привели к тому, что 2020 год, несмотря на кризис, оказался для игровой индустрии крайне продуктивным. Павел Комаров, руководитель макрокатегории БТиЭ Авито, и предприниматели из Москвы и регионов рассказывают о тенденциях на российском рынке гейминга.

Играли, играем и будем играть

Исследователи из GlobalData считают, что к 2025 году годовая выручка игрового сектора по всему миру превысит $300 млрд. Рост российского рынка видеоигр в ближайшие годы оценивается экспертами в 5,1% ежегодно, и к 2025 его объем достигнет $2,7 млрд.

Эксперты Newzoo посчитали, что в 2020 году 2,7 млрд игроков по всему миру – играющие на ПК, консолях и мобильных устройствах –потратили на свое увлечение $159,3 млрд. А согласно прогнозам Statista, в 2021 геймером будет каждый третий житель земли.

"Пандемический 2020 год для рынка консолей и видеоигр стал более чем успешным, – говорит Павел Комаров. – Из-за карантинных ограничений большую часть свободного времени потребители проводили дома, что привело к взрывному росту спроса на товары для развлечений. Рост спроса год к году на некоторые модели приставок достигал 130%. При этом количество предложений росло медленнее, чем спрос. Из-за этого на рынке возник дефицит, что в свою очередь привело к росту цен".

Главенствующая роль в гейминге сегодня принадлежит мобильным играм в силу доступности и широкого распространения смартфонов, однако треть глобальной выручки сектора по-прежнему приходится на игровые консоли.

Каким был 2020 для индустрии гейминга

Пандемия сыграла на руку всей индустрии гейминга в России: только за первое полугодие 2020 на фоне самоизоляции россияне потратили на игры на 21% больше, чем в аналогичный период 2019. При этом в предыдущие годы рост стабильно держался в рамках 8-12%. Сильнее всего при этом выросли мобильные игры (37%).

Есть две основных предпосылки, которые обусловили успех сектора по время пандемии: во-первых, у людей появилось больше свободного времени, что обусловило рост спроса, во-вторых, в силу специфики ниши бизнес в этом секторе проще перешел в онлайн.

Дмитрий Наместников, основатель сети игровых магазинов "Бруталити" из Казани, рассказывает про свой опыт работы в период карантина: "Мы договорились с курьерской службой и работали, как обычно без выходных. Спрос на видеоигры в пандемию вырос в четыре раза, и оборот интернет-магазина превысил наши самые смелые ожидания. Мы за весеннюю пандемию продали почти весь б/у товар сети – спрос был колоссальным. У людей наконец появилось самое ценное – свободное время".

Денис Магафуров, владелец магазина GameShock из Челябинска, отмечает: "При пандемии увеличились продажи бюджетных игровых приставок – таких как Dendy Junior, Sega Mega Drive и портативок".

Олег Соколов, управляющий магазином игровых приставок "Геймер", Владимир: "В разгар пандемии мы в первую очередь работали на доставку. Сначала было непривычно работать в таком режиме, но через некоторое время мы увидели, что спрос растет. Мы стали развивать наши онлайн-сервисы: доработали сайт и сделали мобильное приложение, это несомненно пошло нам в плюс".

PS vs Xbox: нас не догонят?

Несмотря на успех Xbox, лидерство на рынке консолей по-прежнему принадлежит Sony. Ее культовых консолей PlayStation 2 в мире было продано больше, чем суммарно Xbox 360 и Xbox One – 157,7 млн. единиц.

По словам предпринимателей, российский рынок пока что продолжает голосовать рублем за Sony. "Про Playstation говорят все – потому что с нее все начиналось. Мы росли вместе с Playstation. Xbox отлично принимают на американском рынке, а вот нашей российской аудитории он зашел не так хорошо. Это не значит, что Xbox чем-то сильно уступает, нет. Но у Playstation и рекламная поддержка мощнее", – говорит Олег Соколов из компании "Геймер".

Как приходят в игровой бизнес?

В игровом бизнесе в России почти нет случайных людей. Многие из тех, кто сегодня занимается играми, начинали свой путь в гейминге с первых приставок.

Денис, GameShock: "Погружение в мир приставок я начал в 90-х с Dendy и SEGA. Позже появились Panasonic 3DO и PS1. Моя мечта – открыть магазин, который специализируется только на игровых консолях, – родилась как раз в тот период".

Глубокая увлеченность, знание рынка изнутри, понимание потребностей игроков – основа успеха сегодняшних компаний.

Олег признается: "Еще в детстве я играл очень много. Сначала были Dendy, SEGA, потом появились Dreamcast, PlayStation 2. Отец показал, как работать с паяльником – я научился перепаивать микросхемы, ремонтировать приставки. Сначала это было просто хобби".

"Создавая свои магазины, я думал, в первую очередь, о том, в чем мог бы нуждаться я, когда мальчишкой ходил на рынок, чтобы найти очередную игровую новинку. Так, например, я внедрил ремонт приставок и геймпадов и другие полезные услуги", – добавляет Дмитрий, "Бруталити".

Доля онлайн продаж в игровом бизнесе достаточно высока. Онлайн позволяет компаниям работать с клиентами по всей стране, не концентрируясь только на своем регионе. "Мы находимся во Владимире, но работаем по всей России. Заказы идут отовсюду – и Краснодар, и Красноярск – и в хороших объемах. Мы отправляем по всем регионам", – делится опытом Олег из "Геймера".

Продвигаться владельцы игровых компаний также предпочитают онлайн.

Дмитрий, "Бруталити": "Продвижение розничных магазинов осуществляем через Авито – сюда направляем около 90% нашего маркетинга. На платформе у нас уже сформировался пул постоянных клиентов. Для того, чтобы охватить бОльшую аудиторию, мы разрабатываем стратегию, вносим в нее корректировки и пользуемся внутренним продвижением. Мы также используем социальные сети - "ВКонтакте" и Instagram"

Что покупали в 2020?

"Самая популярная категория товаров в 2020 – это, конечно же, игровые диски для Playstation 4, а вот самая популярная и востребованная консоль – Sony Playstation 5. Достать ее очень сложно из-за дефицита", – рассказывает Денис.

В "Бруталити" наблюдали несколько иную картину: "Хиты продаж 2020 – это новые Playstation 4 и б/у XBOX 360. Они сделали нам порядка 70% оборота".

А вот ТОП-5 приставок, которые пользователи Авито приобретали в 2020 году чаще всего: Dendy (рост 66,9% по отношению к 2019 году), Nintendo Switch (38,6%), Nintendo Switch Lite (583,5%), PS 4 Pro (129,4%) и PS 4 Slim (78%).

По играм наиболее востребованная десятка по итогам 2020 года выглядела так:
GTA 5, Assassin's Creed, Red Dead Redemption 2,
Человек-Паук, The Last of Us 2, God of War, Mortal Kombat 11, Fortnite, Death Stranding, Call of Duty Modern Warfare.

Что год грядущий нам готовит?

В один голос представители индустрии называют очевидным трендом ближайших лет рост интереса к консолям, обусловленный выпуском новых продуктов от Sony и Microsoft. И это уже заметно: по статистике Авито, рост спроса на Xbox в четвертом квартале 2020 года по отношению к аналогичному периоду 2019 года составил 53,7%, на PlayStaton – 83,8%, а рост предложения при этом пока что еще значительно отстает (23,5% и 45,5% соответственно). Интерес к консолям, в свою очередь, неизбежно увеличит и спрос на игры.

Дмитрий из "Бруталити" выражает общее мнение: "Однозначно новое поколение консолей, Playstation 5 и новый XBOX Series, которые были недавно представлены миру, – это то, что еще несколько лет будет определять формат нашего бизнеса".

Несмотря на общий тренд приобретения игр в цифре, диски по-прежнему не утратят свою актуальность, считают предприниматели. "Кто умеет считать деньги, тот выбирает диск, – выражает популярное мнение Олег из "Геймера", - в цифре игру можно купить дешевле, но после покупки цифровую копию нельзя ни обменять, ни подарить. Диск всегда можно продать и выручить деньги, мы своим клиентам предлагаем услугу Trade-in как для приставок, так и для игровых дисков".

"На покупке игр на физических дисках можно сильно сэкономить", – соглашается Денис из GameShock. - Например, вышла популярная игра. Один пользователь покупает ее в цифре за пару кликов, быстро скачивает, уже играет и радуется. Другой в это время едет в магазин, покупает игру на физическом носителе, проходит ее за месяц, и уже может продать диск примерно за 70-75% его стоимости. В результате, первый потратил на покупку игры пару минут, и она обошлась ему в полную стоимость, а второй потратил час на дорогу до магазина и обратно, и игра обошлась ему более, чем на половину дешевле, теперь радуется уже он".

"В ближайшее время продажа консоли с играми на игровом аккаунте, скорее всего, останется гораздо менее выгодной, чем отдельная перепродажа консоли и физических игровых дисков, что гарантирует долгую и счастливую жизнь дискам", - подтверждает Дмитрий из "Бруталити".