ВШГУ РАНХиГС запустил первый поток новой программы по обучению цифровых руководителей – проректоров по цифровой транрсформации. Ранее вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко поручил Минобрнауки ввести в вузах эту новую должность. В обязанности нового руководителя войдет планирование инициатив по цифровизации вуза. Оценивать работу руководителей цифровой трансформации университетов будут Минобрнауки и Минцифры.
© ComNews
24.08.2021

В ВШГУ РАНХиГС стартовал специальный поток программы "Реализация проектов цифровой трансформации". Командам вузов помогут подготовить цифровые стратегии. Напомним, что вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко поручил Минобрнауки ввести должность проректора по цифровой трансформации. В обязанности нового руководителя войдет планирование инициатив по цифровизации вуза. Оценивать работу руководителей цифровой трансформации университетов будут Минобрнауки и Минцифры.

Центр подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС обучает государственных и муниципальных служащих основам цифровой трансформации и цифровой экономики по четырем направлениям. Программа "Реализация проектов цифровой трансформации" рассчитана на руководителей цифровой трансформации, и отличается тем, что слушателей обучают по приоритетным отраслям социальной сферы и экономики. Потоки реализуются совместно с министерствами — программу адаптируют под запросы ведомств, учитывают актуальные задачи. Так, уже завершили обучение сотрудники Минприроды, Минпросвещения, Минэнерго, Минздрава и Минпромторга.

Если команды других ведомств создавали прототипы цифровых проектов, то слушатели нового потока Минобрнауки разработают стратегии цифровой трансформации учебных заведений. 94 руководителя в сфере образования и науки пройдут обучение по трем модулям и научатся использовать цифровые технологии для трансформации образовательного и научного процессов, при этом учитывать этические риски.

По мнению директора Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС Ксении Ткачевой, несмотря на то, что процесс цифровой трансформации — уже давно не новость, а необходимость для большинства организаций и структур, не всем удается двигаться с одинаковой скоростью и гибкостью.

Перед цифровыми проректорами стоит амбициозная задача — создать среду, способствующую цифровой трансформации университетов, организовать взаимодействие с работодателями, от которого зависит востребованность выпускников. И для этого специалистам вузов нужно самим стать учениками.

"В традиционно консервативной сфере высшего образования только вследствие пандемии и необходимости организации дистанционной работы и обучения вузы начали активно внедрять новые цифровые инструменты и сервисы. Для ускорения этого процесса вышло распоряжение правительства о необходимости назначения руководителя цифровой трансформации в каждом вузе. Вместе с командой назначенные РЦТ должны будут представить стратегию цифровой трансформации организации, реализация которой приведет к новому качеству как образовательных услуг, так и эффективности процессов внутри организации", - сообщила Ксения Ткачева. По ее словам, с 2019 года Центр РАНХиГС обучил более 20 тысяч человек: руководителей и команды цифровой трансформации государственного сектора. Теперь университет обобщил этот опыт, привлек экспертов и готов помочь командам вузов эффективно справиться с поставленными задачами. "Специально для них мы запускаем отраслевой поток на базе программы "Реализация проектов цифровой трансформации". Обучение стартует 23 августа и продлится до 15 октября. За это время на потоке обучатся 15 команд, которым мы поможем не только сформулировать цели цифровой трансформации в соответствии со спецификой вуза и уровнем цифрового развития региона, но и заложить фундамент будущей стратегии, реализовать которую им предстоит в ближайшие годы", — считает Ксения Ткачева.

Ксения Ткачева подчеркивает, что РАНХиГС проводит отраслевой поток совместно с Минобрнауки в ходе программы повышения квалификации "Реализация проектов цифровой трансформации". "Наша цель — чтобы слушатели разобрались с цифровой трансформацией с учетом специфики отрасли, подготовили фундамент стратегии цифровой трансформации своего ВУЗа или доработали ее, и получили обратную связь на свои проекты перед экспертной комиссией.Во время первого модуля программы слушатели изучают теорию: основы цифровой трансформации, что такое стратегия, как ее написать не "в стол", а чтобы добиться результата. Со второго модуля, который начинается 6 сентября, они будут работать над проектами стратегий цифровой трансформации. Во время третьего модуля слушатели доработают проекты с учетом замечаний экспертов и в конце представят их на защите. Обучение проводится за счет субсидии федерального бюджета для реализации федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" национальной программы "Цифровая экономика РФ"", - объяснила Ксения Ткачева.

По словам Ксении Ткачевой, в этом году РАНХиГС запланировал 10 отраслевых и 4 межотраслевых потока, на которых всего 1000 мест. В каждом потоке обучается до 115 человек, они работают над проектами в командах до 7 человек. РАНХиГС сообщает, что отраслевые потоки посвящены приоритетным направлениям: здравоохранение, образование и наука, сельское хозяйство, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, промышленность и торговля, экономическое, — и разработаны вместе с отраслевыми ведомствами. "В будущем планируем формировать группы по мере поступления запросов от вузов, и с учетом многообразия отраслей — не исключаем, что в будущем дополнительные потоки для ВУЗов потребуют финансирования с их стороны. Сегодня стандарты вузовского образования меняются, поэтому необходимо пересматривать образовательные программы, требования к компетенциям кадров, оцифровывать процессы и обучение. Этим должен заниматься человек с соответствующими компетенциями и опытом. Ему предстоит оптимизировать процессы, запускать цифровые проекты и учитывать этические риски и риски безопасности, менять культуру принятия решений и работать с оргкультурой. Таких специалистов сложно найти на рынке труда — сейчас они востребованы во всех отраслях, поэтому спрос на них высок", - отметила Ксения Ткачева.

По оценке Ксении Ткачевой, пандемия и высокий спрос на дистанционное обучение еще в прошлом году продемонстрировали острую необходимость трансформации учебных заведений, то есть запрос на кадры по цифровой трансформации, можно сказать, был еще вчера. Поэтому, как считает Ксения Ткачева, нужно стремиться устранять этот дефицит в максимально сжатые сроки.

"По сравнению с коммерческой отраслью вузы более консервативны, имеют менее гибкую организационную культуру, также важно, что они ориентированы не на прибыль, а на достижение образовательных и научных результатов. Все это нужно будет учитывать "цифровым проректорам" — они будут проводить фундаментальные изменения в подходах к управлению, в корпоративной культуре, внешних коммуникациях, при этом повышая эффективность достижения целей вузом, а не мешая этому. Кроме того, цифровая трансформация сферы науки и высшего образования требует изменения не только процессов внутри самой организации, но и образовательных программ, методов обучения и управления кадровым потенциалом", - говорит Ксения Ткачева.

Проректор по цифровой трансформации МФТИ Дмитрий Корэ рассказал, что в этом году общение вузов с абитуриентами в полном объеме прошло в онлайн-режиме: на собственных сервисах вузов и на супер-сервисе "Поступление в вуз онлайн" на Госуслугах. Это, по словам Дмитрия Корэ, послужило своего рода проверкой качества цифровых компетенций университетов. Вызов был принят проректорами по CDTO, большинство из которых доказали значимость своей позиции в вузе. "Как и во многих высокотехнологичных, быстроразвивающихся сферах, мы безусловно можем фиксировать дефицит квалифицированных кадров в области цифровой трансформации. Особенно остро это касается областей, где надо трансформировать процессы, ключевыми игроками которой выступают люди. И это, в первую очередь, образование и медицина. Особенность подготовки CDTO для вуза заключается ровно в том, что наряду с компетенциями в области "цифры", менеджмента и управления изменениями, такой специалист должен обладать высоким уровнем знания процессов, по которым функционирует университет, выраженными soft skills, большим опытом, который позволит видеть проблемы с разных углов", - сообщил Дмитрий Корэ.

Дмитрий Корэ уверен, что успех работы проректоров по цифровой трансформации в образовательных организациях заключается в реализации трехступенчатой модели построения команды CDTO. "Во-первых, проректор по цифровой трансформации должен найти или завоевать единомышленников из числа первых лиц университета – проректора по учебной работе, административно-хозяйственной деятельности, международным связям. Команда проректоров должна в рамках стратегических сессий, форсайтов и проектной работы выработать общее видение цифровой трансформации вуза. Следующим этапом будет доведение этой дорожной карты до линейных руководителей и вовлечение их в трансформационные процессы. Заключительным шагом формирования команды должна быть проектная сессия с решением кейсов с участием представителей подразделений вузов, цель которой – выстраивание горизонтальных связей, уточнение точек роста и решение коммуникационных проблем", - объясняет Дмитрий Корэ.

Доцент кафедры информатики РЭУ им. Г.В. Плеханова Александр Тимофеев отмечает, что трансформация современного бизнеса имеет высокие требования к трансформации системы образования в вузах. Совершенный сотрудник компании, как подчеркивает Александр Тимофеев, должен обладать навыками использовать искусственный интеллект и виртуальная реальность, робототехнику и цифровые форматы самообучения в системе вузовского образования. "Поэтому важно, чтобы в образовательной системе были конкретные должности лиц отвечающих за цифровую трансформацию университета. Появились новые форматы обучения, цифровая образовательная среда, цифровые образовательные сервисы и Приложения (электронные дневники и зачетки). Сегодня мы наблюдаем массовый запрос на персонификацию образования, на индивидуальный подход в обучении. Успешно решить эту задачу мы можем, в том числе при условии внедрения цифровых технологий в образовательный процесс. Сами преподаватели и студенты являются генераторами данных и имеют большой цифровой след. Конечно же важно все это выстроить в систему и нужен курс обучения, как эту систему выстроить на уровне руководства", - считает Александр Тимофеев.

Новости из связанных рубрик