Пользователи поделились прогнозами насчет развития искусственного интеллекта. Большинство (41%) уверены, что он станет неотъемлемой частью повседневной жизни и поможет людям с рутинными делами. Почти треть (30%) считают, что он полностью заменит людей в некоторых профессиях, но при этом и создаст новые направления деятельности. Почти четверть (23%) прогнозируют, что ИИ в любом случае всегда будет под контролем человека, и 6% не думают, что он станет чем-то большим, чем частью интернет-сервисов.

Константин
Скурат
© ComNews
11.11.2021

Данные приведены согласно опросу медиахолдинга Rambler&Co на тему отношения российских пользователей к искусственному интеллекту. В опросе, который проходил на портале "Рамблер" с 3 по 9 ноября 2021 г., охват составил 2 151 965 пользователей, среди которых 65% мужчин и 35% женщин, участвовали пользователи разных возрастных групп. Результаты исследования подготовлены к Международной конференции по искусственному интеллекту и анализу данных AI Journey 2021, организованной Сбером, которая проходит 10-12 ноября.

Отношение к искусственному интеллекту напрямую зависит от возраста. Больше половины (58%) опрошенных россиян 18-30 лет доверяют ИИ, тогда как у 31-45-летних этот показатель ниже - 31%, у людей старше 45 лет - 25%.

"Повысить доверие можно с помощью применения технологий в повседневной жизни. Например, компьютерное зрение уже используется для разблокировки смартфонов, оплаты в транспорте и ретейле, верификации в банковских сервисах. Все эти сервисы повышают наш комфорт, и в ближайшем будущем сложно будет представить их отсутствие. Кроме того, необходимо больше говорить о принципах работы технологий и способах их применения, чтобы пользователи понимали их устройство. Также поможет распространение реальной статистики по безопасности и эффективности ИИ. И конечно, немаловажно повышение качества самих решений - чем лучше и эффективнее они будут работать, тем быстрее будет видна реальная польза технологий", - отмечает генеральный директор VisionLabs Дмитрий Марков.

Респонденты считают, что наибольшую пользу ИИ приносит в сфере новых технологий (27% в возрастной группе 18-30 лет, 33% - 31-45 лет, 43% - 45+), медицине (23% - 18-30 лет, 29% - 31-45 лет, 24% - 45+), науке (по 18% - у 18-30 лет и 31-45 лет, 16% - 45+) и охране правопорядка (15% - 18-30 лет, 11% - 31-45 лет, 10% - 45+).

Директор по продуктовой стратегии группы Т1 Сергей Иванов отмечает, что B2C-сегмент бизнеса наименее зарегулирован в России и имеет наименьшую долю участия государства в отрасли, и это расширяет возможности для развития.

"Однако в наукоемких и развивающихся отраслях добычи и переработки углеводородов, например, действует жесткая система ГОСТ, СНИП и иных надзорно-контрольных ограничений, и поэтому внедрение технологии идет не так быстро. Хотя в некритичных производственных процессах уже активно используются апробированные решения", - говорит Сергей Иванов, добавляя, что, согласно совместному исследованию Т1, Huawei и TAdviser "ИТ-инфраструктура искусственного интеллекта в России", на конец 2020 г. 68% из опрошенных крупных организаций уже использовали решения в сфере ИИ или машинного обучения, а планировали запуск таких инициатив или пилотов еще 24% респондентов в ближайшую пару лет.

Дмитрий Марков из VisionLabs выделяет два основных направления для применения технологий - безопасность и удобство. По его словам, задача по их обеспечению универсальна для любой отрасли, и VisionLabs разрабатывает решения практически для каждой сферы экономики, так как у компьютерного зрения широкий спектр применения. Он обращает внимание, что исторически все начиналось с банков, да и сейчас они продолжают быть активными пользователями таких систем - для подтверждения операций, в кредитном конвейере, при удаленном обслуживании.

Молодые люди чаще задумываются о получении профессии, связанной с ИИ. Около четверти респондентов 18-30 лет или уже получают соответствующее образование (26%), или планируют в дальнейшем (24%), пятая часть проголосовавших уже его имеют и работают по специальности (20%). Для пользователей в возрасте 31-45 лет эти показатели соответственно равны 35%, 27% и 7%, для людей 45+ лет они еще меньше - 25%, 15%, 5%. Остальные допускают присутствие ИИ только в своей повседневной жизни, но не в профессиональной (30% у 18-30 лет, 31% у 31-45 лет и 55% у 45+).

По словам Сергея Иванова, в условиях значительного и устойчивого роста ИТ-индустрии нехватка прикладной экспертизы будет только увеличиваться, в текущем году рост спроса составил 64%, а кратно растущий спрос побуждает работодателей создавать учебные центры и стимулировать обучение специалистов наравне с учебными заведениями.

Архитектор Softline digital Николай Князев, основываясь на личном опыте преподавания, замечает, что в последнее время неуклонно растет количество изучающих ИИ среди подростков.

Дмитрий Марков отмечает, что доля таких людей увеличивается и будет продолжать расти пропорционально росту самой отрасли искусственного интеллекта, увеличивается с каждым годом и спрос на технологии, растет количество AI-компаний, усиливается конкуренция на рынке.

"Развивающейся индустрии будут необходимы высококвалифицированные кадры. Люди и таланты станут конкурентным преимуществом, так как развитие отрасли напрямую завязано на качестве подготовки специалистов. Востребованность соответствующего технического образования напрямую связано с применением ИИ, и в частности нейронные сети все активнее применяются в различных сферах - банках, ретейле, сельском хозяйстве, промышленности. Соответственно, точек соприкосновения с технологиями все больше и, как следствие, потребность в специалистах, умеющих взаимодействовать с ними, также растет", - резюмирует Дмитрий Марков.

Все возрастные группы допускают помощь искусственного интеллекта в быту. Четверть участников опроса (25%) доверили бы ему заботу о здоровье, пятая часть (20%) - работу с документами, 15% - контроль бюджета, 13% - прохождение интернет-опросов, каждый десятый (10%) обратился бы за помощью с выбором надежных товаров, 8% дали бы ИИ полномочия составлять еженедельно список продуктов и заказывать их, каждый 20-й (5%) - подбирать варианты отпуска и всего 4% - отвечать на письма и сообщения.

Сергей Иванов подчеркивает, что ИИ уже активно используется практически во всех клиентских сервисах и сегментах: операторские сервисы; финансовые предложения от банков, где более 70% клиентов используют цифровые каналы, так или иначе взаимодействуя с алгоритмами ИИ; медиаконтент онлайн-кинотеатров и музыкальных сервисов; голосовые помощники "Алиса" и Siri; запросы в ретейле, где доля компаний, активно использующих ИИ, в 2020 г. составила более 42%; цифровые сервисы логистических компаний.

"Это не сможет успешно работать без массового применения ИИ -решений, и поэтому доля неявного проникновения в бытовые сферы будет только расти", - заключает Сергей Иванов.

Николай Князев считает, что ожидания от ИИ во многих сферах превосходят текущие возможности, бывают неоправданными - к примеру, параллель с кризисом доткомов в 2008 г., когда вложения в интернет считались потерянными, но сегодня никто не говорит, что развитие интернета было ошибкой.

"Надо понимать, что, например, задача уборки в доме, об автоматизации которой мечтают многие, - очень сложная задача, ведь надо распознать все вещи, их хрупкость, за что их можно брать и как протирать, множество сложных случаев ориентирования, задача с гораздо большим количеством ситуаций в сравнении с вождением автомобиля. А ведь полностью автономные машины еще не запущены в производство. Революции проходят незаметно, - заключил Николай Князев, процитировав Илью Сегаловича: - Прогресс неостановим, работать все равно ничего не будет". И прибавил, что работать придется пока нам.

Новости из связанных рубрик