Вкалывают роботы, где же человек?
Сервис "Работа.ру" провел исследование, где выяснялось, сможет ли искусственный интеллект заменить человеческий труд в некоторых профессиях, по мнению жителей России. В опросе приняло участие более 5000 пользователей сервиса из всех регионов страны.
Почти половина опрошенных (45%) на вопрос: "Как вы считаете, сможет ли искусственный интеллект заменить труд людей в некоторых профессиях?" - отметили, что уже сейчас замечают, как ИИ заменяет труд некоторых специалистов. 30% респондентов отметили, что широкое внедрение ИИ непременно произойдет в будущем. Четверть участников исследования (25%) уверены, что человека нельзя заменить машиной ни при каких обстоятельствах.
Коммерческий директор сервиса "Работа.ру" Владимир Корицкий говорит, что искусственный интеллект осваивает все больше функций существующих сегодня специальностей и становится помощником для многих профессий. Он отмечает, что ИИ делегируется часть обязанностей, которые связаны с монотонным, рутинным трудом - например, применение возможностей искусственного интеллекта по обработке и распознаванию резюме сегодня позволяет на 10% сократить время HR-специалиста на работу с базой кандидатов.
"Сегодня мы видим, что внедрение искусственного интеллекта стремится не столько лишить каких-то специалистов работы, сколько сделать их более квалифицированными, освободить от рутинного труда и дать время и ресурсы для творческой, интеллектуальной деятельности. По данным исследования The Future of Jobs 2020, к 2025 г. около 40% работников должны пройти курсы переквалификации, чтобы остаться востребованными на рынке. И многие воспринимают это положительно - мы проводили опрос, в результате которого выяснилось, что 95% работающих россиян готовы оплачивать дополнительное образование самостоятельно. На такие курсы 40% из них готовы тратить от 50 тыс. до 100 тыс. руб. в год. Часть профессий уйдут с рынка, но их место займут новые. Это будут специалисты, которые станут работать на стыке взаимодействия людей, машин и алгоритмов" - добавил Владимир Корицкий.
Как отметил директор департамента решений на базе ИИ компании Oberon Владимир Борисов, тезис, что часть профессий уже в ближайшем будущем заменит ИИ, очень близок к реальности. И в первых рядах это может коснуться водителей всех видов транспорта, пилотов самолетов, сотрудников КПП, диспетчеров на всех видах объектов.
"Эксперименты показывают, что ИИ определяет инциденты в десятки раз быстрее и точнее, чем человек. Почти все виды деятельности, где процесс можно полностью описать алгоритмически и расписать полную структуру принятия решений, могут быть заменены ИИ. Он, в свою очередь, будет использовать машинное зрение, видеоаналитику и т.д.", - говорит Владимир Борисов.
На вопрос ComNews о профессиях, в которых полностью труд человека заменит работа ИИ, ведущий эксперт практики инновационных технологий Лиги цифровой экономики Руслан Гатин отвечает, что уже сейчас колл-центры частично используют AI-ботов для работы с исходящими звонками клиентам.
"Во многих решениях голос робота предварительно записывается человеком, а после используется для обзвона клиентской базы, поэтому понять, говорит с тобой робот или человек, не всегда возможно. При этом бот распознает ответы и на их основе выбирает следующую записанную фразу для продолжения диалога. Робот далеко не во всех случаях может полноценно поговорить с собеседником, поэтому на определенном этапе переводит клиента на оператора. Так, частично робот уже может заменить труд человека, но до полной замены еще далеко", - добавляет эксперт.
В пресс-службе SuperJob отмечают, что профессии не исчезают с рынка труда моментально или в краткосрочный период, но есть те, что больше других подвержены риску и могут перестать существовать в ближайшие годы. Если специалист каждый день совершает одинаковый набор действий, а результат его работы заранее известен, предсказуем и хорошо описан, - он в зоне риска. Именно таким сотрудникам угрожает замена на алгоритм, механизм или сложную систему с его наличием.
"Появление новых индустрий открывает и возможности на рынке труда. Во-первых, возникают ранее не существовавшие профессии - например, продюсер для роликов в TikTok, специалист по Data-science или асессоры (так называют работников, которые оценивают, насколько результаты поиска соответствуют параметрам запроса). Во-вторых, многие профессии трансформируются вместе с развитием технологий - например из-за цифровизации и развития логистической инфраструктуры стало меньше почтальонов, однако благодаря развитию онлайн-торговли нам уже сложно представить свою жизнь без курьеров, и они сейчас крайне востребованы", - заявили в SuperJob, добавив, что со временем профессии бухгалтеров, водителей такси и дальнобойщиков, преподавателей иностранных языков и менеджеров по кадрам уйдут в небытие, оставив немного специалистов для работы в премиальном секторе.
Отвечая на вопрос со множественным выбором, в каких отраслях быстрее произойдет внедрение ИИ, 59% респондентов сказали, что быстрее всего это произойдет в отрасли ИТ и телекома, 34% участников исследования уверены, что быстрее внедрение ИИ произойдет в сфере банков, финансов и инвестиций, а 33% ответили то же самое о производстве и промышленности. 27% опрошенных считают, что заменить человека ИИ сможет в отрасли бухгалтерии, 25% отметили маркетинг, рекламу и PR, а 23% - транспорт и логистику. Каждый пятый респондент указал, что быстрое внедрение ИИ возможно в сфере охраны, 13% отметили отрасль образования, а 10% - ретейл. Респонденты отмечали и другие сферы, в которых возможно быстрое внедрение искусственного интеллекта, но они набрали менее 10% голосов. Вариант "Другое" чаще всего выбирали респонденты, которые затруднились с ответом.
Руслан Гатин отмечает, что в промышленности уже сегодня активно используется машинное обучение - к примеру, Лига цифровой экономики внедряет механизм выявления аномалий в данных, которые помогают операторам находить и устранять критичные ошибки, но такие механизмы не заменяют работу оператора, а только помогают ему решить проблему. Он добавляет, что в финансовом секторе также активно используют механизмы ИИ - например, для выбора стратегии взаимодействия с клиентами, а также для минимизации рисков и увеличения прибыли.
Архитектор машинного обучения Softline Digital Lab Николай Князев напоминает, что автоматизация - неизбежный спутник прогресса и профессии будут пропадать и дальше, отмечая, что в зоне риска находятся "средние по компетенциям" профессии: первоклассных специалистов ИИ не заменит еще долго, а низкоквалифицированный персонал заменять экономически нецелесообразно.
"Однако средняя прослойка в опасности: например, кассиры во всю вытесняются кассами самообслуживания, машинисты - автономными поездами, а не за горами и автономные машины, которые составят конкуренцию таксистам. Из представленных наиболее недооцененным выглядит производство: возможно, с ним сталкивались не все опрошенные, однако по объемам возможного эффекта оно стоит в первых рядах, и многие процессы на заводах находятся еще на низкой стадии. Некоторое время назад исследование Microsoft и РАНХиГС отметило производство как сферу с максимальной выгодой и наименьшим уровнем внедрения ИИ", - добавил Николай Князев.
Руководитель отдела внедрения и продвижения решений департамента цифровой трансформации Crosstech Solutions Group Никита Андреянов добавляет, что есть и такие области, где ИИ используется в качестве системы поддержки принятия решений - своеобразного умного помощника. Например, медицина и образование, где врач использует систему компьютерного зрения для выявления патологии на снимках МРТ/КТ, а учитель подбирает индивидуальный план обучения для каждого ученика.
"Резюмируя, востребованными в перспективе останутся не отдельно взятые профессии, а умение адаптироваться к меняющимся условиям и мыслить творчески. Любая ИИ-модель - это четко запрограммированные инструкции и алгоритмы, которые разработал человек. И эта модель, в любом случае, не сможет отклоняться от установленных инструкций, то есть проявлять творческий подход. Стоит понимать, что любые, пусть даже очень объемные и сложные знания современного человека, которые можно формализовано описать как некий алгоритм, рано или поздно станут уделом умных роботов" - заключил Никита Андреянов.
По мнению директора по маркетингу Guardian Glass в России Максима Колдышева, рано говорить, что ИИ заменит человека и люди останутся востребованными в программировании, креативной индустрии и др. Эксперт полагает, что в первую очередь ИИ может частично заменить человека в таких направлениях, как туризм (услуги бронирования), клиентский сервис, который заменят боты и системы самостоятельного обслуживания, административный персонал, контроль качества производимой продукции и логистика, в том числе внутрискладская.
Важнейшим навыком для работы с искусственным интеллектом 65% респондентов считают умение человека быстро обучаться (множественный выбор). 58% опрошенных указали, что немаловажны знания основ компьютерных технологий. 43% участников исследования считают, что специалистам будущего необходимо будет уметь быстро адаптироваться к меняющимся реалиям. 34% отметили важность коммуникабельности и умение человека донести преимущества продукта с ИИ потребителю.
Владимир Корицкий считает, что запрос на профессии, которые будут необходимы рынку в ближайшем будущем, уже сформирован - это специалисты по искусственному интеллекту, машинному обучению, анализу данных, автоматизации процессов, разработчики ПО. Еще высоко, по его словам, будут цениться профессионалы с хорошо развитым критическим мышлением, аналитическими способностями, умением комплексно решать проблемы, способностями к самоорганизации и с психологической устойчивостью, а навыки soft skills будут помогать специалистам, чтобы комбинировать возможности ИИ и традиционные парадигмы.
"Навыки, которые необходимы абсолютно каждому специалисту сегодня, это знание компьютерных технологий, умение развиваться ежедневно, получать необходимую информацию и обучаться в режиме нон-стоп. И конечно, развивать свои коммуникативные навыки", - говорит руководитель департамента подбора и адаптации персонала Softline Мария Григорович.
Николай Князев дополняет, что в представлении людей навыки для работы с ИИ совпадают с навыками обычного человека (адаптивность, коммуникабельность, умение учиться), но упускается важная составляющая - понимание статистики, умение классифицировать информацию. Эксперт подчеркивает, что ИИ, в отличие от человека, не имеет эмоциональной окраски своих суждений и не обладает общим контекстом. Из чего следует, что людям, с ним работающим, сложнее понимать, где он прав, а где нет и почему, как нужно интерпретировать его результат. Отсюда вывод - коммуникабельные и адаптирующиеся сотрудники без знания математической статистики могут быть опасны для бизнеса.
"Ключевым навыком для работы с ИИ является осознание, что это алгоритм, работающий по определенным принципам, поэтому степень "доверия" к принятым им решениям должна быть конечной. И это ограничение нужно всегда учитывать, чтобы правильно использовать плюсы ИИ - умение работать с большими объемами данных и систематизировать эти знания" - заключает Владимир Борисов.
Каждый десятый опрошенный (10%) уже начал изучать необходимые для будущего навыки, чтобы остаться востребованным на рынке труда. Еще 78% респондентов рассказали, что обучатся новым знаниям в будущем, а 12% участников исследования рассказали, что им новые навыки не нужны.