Новости / ноябрь 2021
Цифровые технологии рассчитались по порядку

Наиболее востребованными цифровыми технологиями в области связи и ИТ оказались облачные сервисы, которые в 2020 г. внедрили в своей деятельности треть организаций данных сфер (31,9% и 34,6% соответственно), в среднем по экономике облачные решения применяют 25,7%. Такие данные предоставляет Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ. Вторые по популярности - технологии сбора, обработки и анализа больших данных, которые применяют более 29% компаний рассматриваемых отраслей. Цифровые платформы замыкают тройку наиболее востребованных технологий, с показателями в секторе "Информация и связь" 22,6% и ИТ-отрасли - 24,2%.
Константин
Скурат
© ComNews
29.11.2021

Из главных выводов исследования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ - в обеих отраслях востребованными оказались облачные сервисы, избавляющие компании от необходимости создавать собственную ИТ-инфраструктуру для хранения данных, которые в прошлом году внедрили в своей деятельности организации категории "Информация и связь" и ИТ-отрасли (31,9% и 34,6% соответственно). В среднем по экономике облачные решения применяют чуть более четверти организаций (25,7%).

Вторые по популярности, по данным ИСИЭЗ, - технологии сбора, обработки и анализа больших данных. Их применяют 29,1% в отрасли связи и 29,5% компаний в ИТ (в среднем по экономике - 22,4%). В основном используются данные учетных систем (ERP, CRM, SCM, HRIS); сведения, считываемые с цифровых датчиков или радиочастотных меток; информация операторов сотовой связи, корпоративных сайтов и соцсетей; данные геолокации с портативных устройств. Все типы данных применяются преимущественно для производственного процесса, а также в сфере продаж и маркетинга. Цифровые платформы замыкают тройку наиболее востребованных технологий. В их использовании компании сферы "Информация и связь" и ИТ-отрасли заметно опережают средний уровень по экономике с показателями соответственно 22,6% и 24,2% (17,2% в среднем по экономике).

Директор по продуктовой стратегии группы Т1 Сергей Иванов обращает внимание, что дольше всех на рынке присутствуют облачные сервисы, особенно популярной услугой стал SaaS - онлайн-сервисы, где ПО не требует установки на компьютер. Он напоминает, что эпохальным в этом отношении можно назвать 2009 г. - тогда компания Google и другие крупные разработчики стали предлагать приложения на базе браузера, например Google Apps; в это же время Microsoft закрепила себя на рынке бизнес-приложений, вложив силы в развитие облачной версии Office 365.

"Однако если критерием оценки взять ширину охвата аудитории, то будут лидировать цифровые платформы, так как они охватили практически все сферы жизни современного человека: это банковские сервисы и услуги, развлечения, доставка товаров, трудоустройство, операции с недвижимостью и т.д. Все эти решения относятся к сегменту B2C, клиентским сервисам и услугам", - замечает Сергей Иванов.

Менеджер по продуктам VMware в Selectel Иван Колегов выделил преимущества при использовании облачных сервисов, которые помогают значительно сократить Time-to-Market при выпуске ИТ-продуктов, обеспечивают их быстрый запуск и возможность протестировать продуктовые гипотезы, сделать пилот, а если что-то не получилось, то быстро свернуть решение, тогда как традиционная инфраструктура может тормозить процесс вывода решений на рынок. Кроме этого он отметил легкость масштабирования систем, отсутствие капитальных затрат и гибкость формата оплаты pay-as-you-go, при котором оплачиваются только ресурсы, которые используются, а это сокращает затраты на администрирование.

"Если говорить о дальнейших прогнозах, то рынок облачных сервисов России в целом будет только расти - появятся компании, которые будут строить свои сервисы по новым инфраструктурным лекалам. А нынешнему бизнесу придется адаптироваться под реалии рынка: наличие онлайн-площадки, удаленное взаимодействие с клиентами, анализ больших данных и т.д. Все это сложно или очень дорого без облаков. Дальнейшее распространение получит гибридная облачная инфраструктура. Она сочетает частные, на локальных серверах, и публичные облака, включающие как виртуальные ресурсы, так и bare metal - выделенные серверы - для самых ресурсоемких задач", - заключил Иван Колегов.

Согласно исследованию, почти вдвое реже в поле зрения ИТ-компаний и организаций сферы "Информация и связь" попадала другая триада цифровых технологий: интернет вещей (12,8% в ИТ, 14,6% в связи, в среднем по экономике 13%), геоинформационные системы (12,5%; 15,2%; 13% соответственно) и RFID-технологии (12,0%; 13,6%; 10,8%). То есть они распространены чуть более чем в 12% ИТ-компаний и не более чем в 15,2% организаций сферы "Информация и связь".

Сооснователь Proto Group Денис Безкоровайный полагает, что, поскольку опрашивали "флагманов цифровизации", к которым отнесли ИТ-компании и компании связи, занимающиеся разработкой ПО, результаты закономерны и тройка лидеров категории наиболее универсальна, используется для разработки всех остальных ИТ-решений, а иные перечисленные технологии являются прикладными.

"Популярность нишевых решений будет выше, если опросить их непосредственных потребителей - промышленные компании, добывающие компании, ретейл. Ведь данные собирались методом опроса об использовании технологий. ИТ-компании, являющиеся разработчиками ПО, скорее всего, не является пользователями RFID-технологий, цифровых двойников, промышленных роботов, хотя могут все эти системы разрабатывать для своих заказчиков. Поэтому в данном случае результат частично продиктован методикой исследования", - заключил Денис Безкоровайный.

CTO Softline Digital Максим Милков подчеркнул, что облачное направление наиболее развито на рынке, так как предлагает разные уровни сервисов (IaaS, PaaS, SaaS), что делает его максимально гибким.

"Также переход от CAPEX к OPEX очень привлекает руководителей, которые принимают решения о внедрении технологии. В целом все три направления еще не насытили рынок и будут расти и дальше. Из тех, кто не входит в топ-3 в данном рейтинге, наибольшие перспективы роста у технологий ИИ. Они применимы практически в любой отрасли, а фундаментом для их внедрения является входящая в топ-3 Big Data. Другие технологии более узкие и специфичные", - отметил Максим Милков.

Потенциал технологий искусственного интеллекта (ИИ) раскрыли для себя 8,1% организаций ИТ-отрасли и 7,8% - сферы "Информация и связь". В среднем по экономике их применяют 5,4% компаний. Согласно данным ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, анализ использования субтехнологий ИИ показал, что наиболее востребовано среди них машинное обучение, его используют чуть более 3% компаний обеих отраслей. Еще реже (менее 2,7%) компании применяют в своей деятельности технологии предиктивной аналитики, основанные на алгоритмах глубинного обучения; технологии обработки естественного языка; технологии, имитирующие человеческие действия, в том числе с участием роботов; компьютерное зрение; технологии, преобразующие разговорную речь в машиночитаемый формат (последние - в основном в целях продаж и маркетинга).

В пресс-службе ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") отметили, что облачные технологии и технологии больших данных весьма успешны на рынке, особенно в крупных компаниях, но, несмотря на это, их использование еще не достигло зрелого уровня, и для их развития есть еще огромный потенциал. В операторе добавили, что во многих отраслях экономики эти технологии пока не применяются или применяются не везде, особенно в госсекторе и сельском хозяйстве.

"В этом исследовании ИИ далеко не на лидирующих позициях, хотя за ним будущее. В реальности ИИ проникает во все сферы и экономики, и жизни человека. Количество кейсов применения ИИ будет только расти по мере появления квалифицированных специалистов, которые занимаются внедрением ИИ в бизнес-процессы", - отметили в "Билайне".

Денис Безкоровайный из Proto Group соглашается, что у технологий искусственного интеллекта сейчас наибольшие перспективы роста, и добавляет, что они уже незаметно встраиваются в привычные системы и процессы, такие как управление взаимоотношениями с клиентами, сервисное обслуживание, логистика и многое другое.

"В перспективе каждая привычная ИТ-система будет включать технологии ИИ, но их использование скорее будет не замечено пользователями. ИИ станет одной из базовых технологий, используемых повсеместно, как какая-нибудь СУБД, давно присутствующая практически в каждой ИТ-инфраструктуре", - отмечает он.

Согласно исследованию, наименее востребованы в секторах связи и ИТ промышленные роботы/автоматизированные линии, аддитивные технологии и цифровые двойники: каждое из этих решений применяют не более 1,5% организаций отраслей, деятельность которых направлена на производство цифрового контента, предоставление услуг связи и разработку программного обеспечения. Если точнее - "роботы" показали в среднем 4,3% (1,4% в связи, 1,5% в ИТ), аддитивные технологии - 1,4% (1,2%; 1,5%), "двойники" - 1,1% (1%; 1,4%).

"Использование технологии цифровых двойников и внедрение программных роботов не получили широкого охвата по двум причинам. Во-первых, они относятся к технологиям для бизнеса B2B, где разработка подобного решения потребует большого объема инвестиций - времени, финансов, компетенций и т.д. Во-вторых, подобные решения имеют ценность в глазах потенциального заказчика исключительно в тех случаях, когда решение разработано с учетом всех индустриальных особенностей потребителя. Это крайне сложно для ИТ-компаний, не имеющих отраслевой специфики", - отметил Сергей Иванов из Т1.

Архитектор Softline digital Иван Корсаков в ответе на вопрос ComNews, почему же направления цифровых двойников, роботов и аддитивных технологий меньше используются и есть ли предпосылки к изменению ситуации, отметил, что дело в малом количестве решений высокой степени готовности и отсутствии стандартизации в отрасли. По его мнению, как только мы увидим некий удобный стандарт, который можно брать и эффективно применять повсеместно, количество решений вырастет, как и их популярность.

Ведущий эксперт Центра статистики и мониторинга информационного общества и цифровой экономики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Кристина Утятина, подводя итог, говорит, что важно отметить исследование Росстата об использовании новейших цифровых технологий, которое впервые состоялось только на основе данных пандемийного 2020 г., когда организациям пришлось массово переводить свои бизнес-процессы в цифровую среду.

"Неудивительно, что самыми популярными у компаний ИТ-отрасли и сферы "Информация и связь" стали облачные сервисы. Их использование в совокупности с другими цифровыми технологиями позволяет организациям более эффективно выстраивать бизнес-процессы и адаптироваться к рыночным изменениям. Достаточно низким оказался уровень внедрения технологий искусственного интеллекта в организациях обеих отраслей, которые создают основу для цифровизации других секторов экономики. С учетом внимания государства к стимулированию развития ИИ-технологий, можно ожидать расширения практик их применения в будущем. Так, например, облачные решения, работающие с поддержкой искусственного интеллекта, могут повысить эффективность управления ресурсами компании, защиту данных, а также производство продукции. Особенно востребованными ИИ-технологии могут стать при разработке программного обеспечения", - резюмирует она.

Пресс-секретарь МТС Алексей Меркутов отметил, что по итогам III квартала 2021 г. более 60% прироста выручки группы МТС пришлись на новые экосистемные направления - финтех, облака и медиа. Он добавил, что компания в то же время активно использует аналитику больших данных и технологии ИИ в своих продуктах. И подчеркнул, что именно на озвученные продуктовые направления, а также на горизонтальные технологии, такие как AI и Big Bata, компания делает ставку в ближайшие годы.

Исследование подготовили директор центра статистики и мониторинга информационного общества и цифровой экономики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Гульнара Абдрахманова и ведущий эксперт того же центра вышеупомянутая Кристина Утятина. Эмпирической базой анализа послужили результаты федерального статистического наблюдения, проведенного в 2021 г. на основе модернизированной формы № 3-информ, проект которой по заказу Минцифры России разработали специалисты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. Согласно ОКВЭД, к сфере "Информация и связь" отнесены компании, продуктом деятельности которых является производство контента и предоставление услуг связи; в ИТ-отрасль входят компании, сосредоточенные на разработке высокотехнологичного программного обеспечения.

Новости из связанных рубрик