Екатерина
Ясакова
Наталья
Демченко
16.02.2022

Зарубежным ИТ-компаниям, которые не выполнили требования закона о "приземлении" в России, грозит запрет на рекламу, сообщил замглавы Роскомнадзора. Сейчас не выполнили требования закона Google, Meta, Discord, Twitch и Telegram

В ближайшее время Роскомнадзор запустит "меры принуждения" для иностранных компаний, не выполнивших российский закон о "приземлении", который подразумевает открытие представительства в России. Об этом сообщил замглавы Роскомнадзора Вадим Субботин, передает корреспондент РБК.

"До конца месяца Роскомнадзор запустит меры принуждения для тех компаний, которые вообще не начали "приземляться" [в России], <...> в частности это запрет рекламы для тех компаний, которые не начали выполнять "закон о приземлении", — сказал Субботин во время расширенного заседания Комитета по информполитике Госдумы о реализации этого закона.

Только две иностранные компании в полной мере выполнили закон — Apple и Spotify.

Частично выполнили требования закона Tik-Tok, Likeme, Twitter, Zoom и Viber.

Tik-Tok и Likeme зарегистрировали личный кабинет, создали формы обратной связи, планируют открыть представительства компаний в России. Twitter открыл личный кабинет, Zoom "буквально вчера" направил заявление на регистрацию личного кабинета, Viber также уже направил документы о создании юрлица в России, однако там пока "отсутствует закрепление соответствующих полномочий", рассказал Субботин.

Вообще не выполнили требования закона Google, Meta, Discord, Twitch и Telegram.

Еще две компании решили "приземлиться" в России в "инициативном порядке" и уже зарегистрировали личные кабинеты на сайте Роскомнадзора, это Wargaming и Aliexpress.

В компании Viber "только сегодня" узнали, что не все сделали для "приземления" в России, рассказал РБК Илья Жабровский, учредитель ООО "ЭРВИАЙ РУ" (юрлицо Viber в России). В Likeme РБК сообщили, что уже направили документы о регистрации представительства в России в Роскомнадзор через личный кабинет на сайте.

Роскомнадзор ведет диалог со всеми иностранными компаниями, у ведомства нет задачи кого-то наказать, подчеркнула замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Белла Чекесова.

Зарубежные ИТ-компании с суточной аудиторией более чем 500 тыс. пользователей до 1 января 2022 года должны были открыть в России филиал, представительство или уполномоченное юридическое лицо, а также зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора и разместить на ресурсе электронную форму для обратной связи. Эти требования предусмотрены законом "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Тем, кто не выполнил требования нового закона, грозят запрет на рекламу, на прием платежей от российских физических и юридических лиц и другие ограничения вплоть до блокировки ресурса в России. Всего, по данным Роскомнадзора, "приземлиться" в России должны были 13 зарубежных компаний.

Субботин напомнил, что Роскомнадзор может применять к компаниям нарушителям одну или сразу несколько мер.

Всего таких мер восемь: информирование пользователей сети о нарушениях законов стороны ИТ-компании в поисковой выдаче, запрет на распространение рекламы в качестве объекта рекламирования, запрет на распространение рекламы на ресурсах иностранного лица, ограничения приемов платежей в адрес иностранных компаний, запрет на информационную выдачу в поисковых системах о иностранных компаниях, запрет на сбор и трансграничную передачу личных данных пользователей и — самая жесткая мера — полное ограничение доступа к ресурсам компании.

Объясняя, зачем в России нужен закон о "приземлении" ИТ-гигантов, замглавы администрации президента Сергей Кириенко говорил, что существующие офисы не имеют достаточных полномочий для полноценного взаимодействия с властями.

Один из авторов закона депутат Госдумы Александр Хинштейн говорил, что многие ИТ-компании "откровенно злоупотребляют своим монопольным положением", а также нарушают российское законодательство.

Новости из связанных рубрик