Этика цифровой трансформации оказалась дискуссионной
Заседание состоялось на полях Петербургского экономического форума (ПМЭФ-2022), ровно через неделю после создания этой рабочей группы 8 июня. "Цифра слишком активно и агрессивно внедряется в жизнь, что может вызвать даже отторжение новых технологий", - заметил в ходе заседания вице-губернатор Санкт-Петербурга Станислав Казарин. В качестве примера такого отторжения и технического невежества он привел недавние призывы некоторых людей, включая знаменитостей, к запрету установки базовых станций - из-за того, что они якобы негативно влияют на здоровье. "Рабочая группа по этике цифровой трансформации является для нас площадкой, которая позволяет обсуждать все подобные вопросы", - сообщил Станислав Казарин.
"Рабочая группа должна взять на себя сбор, анализ и обобщение информации о состоянии, проблемах и направлениях развития нормативно-правового обеспечения этических аспектов цифровой трансформации", - сообщил руководитель этой рабочей группы, проректор по цифровой трансформации Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Алексей Боровков.
По словам заместителя руководителя рабочей группы, заместителя гендиректора Российского общества "Знание" Арсения Майорова, наряду с оценками регулирующего и фактического воздействия (ОРВ и ОФВ) проектов правовых актов, необходима и оценка их гуманитарного воздействия (ОГВ). По его мнению, это позволит сформировать эффективную, комфортную и безопасную технологическую среду для людей, а также сделает последствия внедрения цифровых технологий понятными, прогнозируемыми и, как следствие, управляемыми.
Директор Центра технологий электронного правительства Национального исследовательского университета ИТМО Андрей Чугунов предложил запустить пилотные проекты для отработки процедур и норм взаимодействия при создании межсекторных цифровых экосистем, а в ходе этих пилотов проработать индикаторы ОГВ при внедрении цифровых технологий. Однако Арсений Майоров высказал иное мнение: "По сравнению с ОРВ, оценка гуманитарного воздействия не предполагает оценок и не исходит из формально закрепленных критериев. "ОГВ производится с субъективной точки зрения на базисе этических норм, принятых в обществе, и их толкования в контексте проекта нормативно-правового акта". Арсений Майоров добавил, что давно существует эффективная методика technology assessment, "хотя сейчас и не очень принято смотреть в сторону наших западных партнеров".
Директор по аналитике в государственном секторе Московской школы управления Сколково Алексей Гусев убежден, что важно изучать и оценивать непрямые последствия внедрения новых технологий. Он рассказал, что до начала пандемии отношение к базовым цифровым технологиям в разных регионах России было примерно одинаковым. "Но в 2020 г. ситуация поменялась. В регионах, которые вводили цифровые пропуска, отношение к передаче персональных данных и к цифровому контролю было хуже", - заявил он. Алексей Гусев подчеркнул, что ОГВ - особенно в части воздействия на права граждан - очень важно для хорошего "социального самочувствия". "Замеряя дистанцию между властью и населением, мы видим, что там, где люди чувствуют себя причастными к принятию решений, доверие к цифровым технологиям выше", - заключил он.
Взгляды на этику при внедрении цифровых технологий у участников мероприятия оказались весьма широкими. Например, директор Центра исследований науки и технологий Европейского университета в Санкт-Петербурге Ольга Бычкова огорошила собравшихся такой проблемой: "Женщины с высоким уровнем образования не могли найти себе партнера в приложении для знакомств Tinder. Оказалось, что разработчики мужского пола при разработке алгоритма исходили из того, что мужчина никогда не захочет знакомиться с женщиной, которая более образованна". После этого Ольга Бычкова задалась риторическим вопросом о том, какие идеалы могут быть у ИТ-разработчика 25-летнего возраста и к каким изменениям в обществе он может привести.
Входящий в состав рабочей группы по этике цифровой трансформации генеральный директор компании "Ашманов и партнеры", президент АО "Крибрум" Игорь Ашманов был максимально эмоционален в оценках: "В последние три-четыре года мы находимся внутри пузыря цифровизации. Это ненормально, что человек - подросток или взрослый - по семь-восемь часов в сутки сидит в смартфоне. Это цифровая зависимость, что может подтвердить любой психолог. Закон о самоцензуре соцсетей действует с февраля 2021 г., но все письма в адрес VKontakte получают один ответ: "будет требование от Роскомнадзора - уберем". Далее он заявил, что в соцсетях "можно найти целые сообщества педофилов". "Соцсети не ведут к социализации. Человек общается там с неизвестными ему людьми - вместо общения с близкими. Это средство разобщения. TikTok является абсолютным злом, независимо от того, что он заблокировал размещение видео из России. Подросток может в него уткнуться, очнуться через несколько часов и не помнить, что смотрел. Интернет-среду необходимо зачистить! TikTok нужно вообще заблокировать - нечего там делать!" - провозгласил Игорь Ашманов, позиционирующий себя как гуру интернет-маркетинга.
Формально Игорь Ашманов выступил вне заседания рабочей группы по этике цифровой трансформации, но в предыдущей сессии мероприятия, частью которого оно было, - Международной конференции по цифровому развитию (ее 15 июня 2022 г. провело правительство Петербурга).
В тон Игорю Ашманову выступил руководитель Управления Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу Альберт Шестаков: "Роскомнадзор - боевое подразделение, и его оружие - реестр запрещенных сайтов. Как любое оружие, реестр имеет определенные правила: интернет-ресурсы могут быть внесены в него по решению суда, прокуратуры или во внесудебном порядке уполномоченным органом. Максимальный эффект достигается, когда решение о запрещении контента принимает уполномоченный орган. Я предлагаю на законодательном уровне расширить перечень информации, которую можно блокировать без решения суда".