Положение половины столичных технологических стартапов не изменилось или улучшилось по сравнению с началом года. При этом компании связывают свои успехи не со снижением конкуренции после ухода иностранных игроков, а с собственными усилиями по развитию и доработке созданных ими продуктов и сервисов. Такие данные по итогам исследования приводит Агентство инноваций Москвы.
© ComNews
14.07.2022

В ходе данного исследования опрошено более 250 предпринимателей. Также использовались данные базы стартапов Startup Guide. Всего же в Москве работает более 4,5 тыс. стартапов. Большая часть из них находится на ранней стадии (только начали продажи). Среди московских стартапов выделяется более 200 быстрорастущих компаний (выручка растет не менее чем на 20% в год в течение последних трех лет), способных в перспективе занять значимые позиции на российском и международном рынке.

Как ответил на запрос ComNews представитель пресс-службы Агентства инноваций Москвы, деление по отраслям и направлениям в ходе исследования не учитывалось: "Как нам кажется, дело, скорее, не в той или иной отрасли, а в способности каждого основателя бизнеса и его команды быстро адаптировать бизнес-модель, маркетинговую стратегию и внутренние процессы под экономическую ситуацию".

По мнению руководителя офиса развития инновационных проектов ПАО "МТС" Сергея Деревцова, здесь нет простого ответа: "Чтобы от чего-то оттолкнуться, имеет смысл выделить два направления - hardware и software. Возьмем hardware, оставим за скобками микроэлектронику: она чувствует себя хуже. Шансы на успех - в начинаниях, необходимых для развития классических отраслей: сельскохозяйственной и пищевой промышленности, машиностроения, легкой и добывающей промышленности. В software пространство вариантов больше. Во-первых, существует перспектива собирать решения для B2B и enterprise на территории ушедших с рынка западных компаний под грифом "импортозамещение". Во-вторых, никуда не делся спрос на частотные социальные приложения в B2C - изоляция рынка усиливается, что делает актуальной стратегию копирования популярных мировых продуктов на локальном рынке".

Согласно исследованию Агентства инноваций Москвы, у каждой шестой компании в период кризиса ситуация улучшилась. 57% из них расширили клиентскую базу, 55% усилили команду, 45% увеличили продажи. Свои успехи опрошенные связывают не с уходом конкурентов, а с собственными усилиями по развитию и доработке продуктов и сервисов.

Текущие экономические условия заставили свыше 60% московских технологических компаний адаптировать бизнес-модель под новые обстоятельства. Предприниматели, чья прибыль выросла, не ограничились только изменениями маркетинговых инструментов, но и расширили географию продаж, а также оптимизировали цепочку создания добавленной стоимости.

В качестве сложностей для развития бизнеса 46% респондентов назвали дефицит средств на операционные расходы, 38% зафиксировали снижение продаж, 28% отметили усложнение коммуникации с потребителями (например, из-за блокировки в России ряда популярных соцсетей) и 28% указали на потери иностранных клиентов или партнеров. Более 80% рассчитывают, что большая часть их продаж будет ориентирована на внутренний рынок России.

Более трех четвертей опрошенных признались, что весной текущего года сократили хотя бы одну из статей расходов. В первую очередь предприниматели уменьшали затраты на содержание команды (56%), маркетинг и рекламу (56%), аренду офисов (47%) и исследования и разработки (47%). Важно отметить, что в кризисное время горизонт планирования у большой массы компаний не превышает двух месяцев, хотя у большинства все же бизнес-планы построены на полгода и более.

При этом перемещать свои офисы подавляющее большинство компаний не планирует: 83% сообщили, что не намерены перевозить головной офис за рубеж. Те, кто настроен на переезд, рассчитывают на налоговые льготы (44%) и специальные визовые программы (33%) принимающей стороны. Но в числе мест релокации предприниматели называют не только центры притяжения бизнес-мигрантов в Европе, Азии и на Ближнем Востоке, но и российские города (чаще других упоминались Казань, Калининград, Новосибирск, Саратов, Таганрог).

"Мы считаем, что текущие тенденции будут постепенно меняться в лучшую сторону. С одной стороны, сейчас развитие технологического бизнеса тормозит общее ощущение нестабильности. Особенно это касается горизонтов планирования - стартапы с осторожностью строят планы на долгий период, - ответил представитель пресс-службы Агентства инноваций Москвы на вопрос корреспондента ComNews о том, как изменится ситуация к концу года. - С другой стороны, в столице запущены разнообразные финансовые и нефинансовые меры поддержки: от льготного кредитования и грантов на импортозамещение, оборудование или пилотные тестирования до сервисов по восстановлению цепочек поставок, подборке помещений или, например, биржи контрактного производства. Как нам кажется, внимательное отношение к технологическому бизнесу со стороны государства как раз будет способствовать улучшению делового климата".

По мнению Сергея Деревцова, ситуация на рынке изменилась, сейчас мы находимся в своего рода турбулентности, но тенденции уже наметились, и в ближайшее время они не сменят вектор.

"Центральные регионы России, в частности Москва, традиционно привлекали стартапы доступностью инфраструктуры и широким нетворком. Однако пандемия COVID-19 изменила ряд паттернов и показала, что для того, чтобы стартапу успешно представить свою идею перед инвесторами, физическое присутствие совсем необязательно. Термин "региональный стартап" прекратил существование, а привязка к городу, который представляет та или иная команда, существует лишь в том, какой инновационный или научный кластер представлен в конкретном регионе", - считает Сергей Деревцов.

Однако не все настроены столь оптимистично. "Если говорить о хайтек-сегменте, то в этой сфере наш город и регион - пыльный и неухоженный бабушкин чердак с кучей спрятанных драгоценностей. Большая часть "драгоценностей" сконцентрирована в академических институтах и университетах. Но есть несколько больших проблем. Во-первых, заходить в университеты "сверху" - часто просто лишняя трата времени на пустые разговоры с малоинтересными людьми. Создание МИПов с участием вуза гарантирует проблемы на всю оставшуюся жизнь проекта: никакому потенциальному акционеру не нужен ректор, распоряжающийся 30% компании. Во-вторых, многие коллективы избалованы "глупыми" - в противоположность "умным" ангельским инвестициям - грантовыми деньгами: не их количеством, а качеством, когда можно просто формально отчитаться, и ты работаешь "на бумажки", а не на рынок", - так описал ситуацию в Нижнем Новгороде директор AcquiHunter и эксперт по инвестициям Илья Соколов в интервью екатеринбургскому изданию "Деловой квартал". В Нижнем Новгороде работает около 300 высокотехнологичных стартапов.

Серьезной проблемой является дефицит кадров. "Те, кого мы собеседуем, находятся на уровне компетенций 80-х годов прошлого века. Поэтому мы вынуждены, как ни странно, привлекать китайских специалистов, которые могут создавать инновационные инженерные решения. Я бы хотел видеть здесь специалистов, которые могут делать что-то реально инновационное и помогать компаниям выходить на глобальные рынки. Как мы можем повлиять на то, чтобы в Новосибирске появились нужные кадры и чтобы российские инновационные компании меньше боялись выходить на международные рынки и активно продавали там свою продукцию? Беда России в том, что в принципе инновации не нужны никому, кроме самих новаторов, а в глобальном масштабе они не нужны ни чиновникам, ни правительству", - отметил в своем выступлении на круглом столе предприятий инновационного бизнеса Новосибирска директор компании Neosun Energy Илья Лихов.

Новости из связанных рубрик