Обучение цифровым специальностям в рамках субсидируемых Минцифры и Минэкономики программ пройдет около 100 тыс. человек до конца текущего года. В 2023 г. эти цифры будут как минимум удвоены. Данные программы охватывают широкие массы, от школьников до взрослых, которые хотят получить новые навыки.
© ComNews
24.08.2022

23 августа в ММПЦ МИА "Россия сегодня" прошла пресс-конференция "Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли", посвященная первым результатам проектов, направленных на увеличение количества тех, кто овладевает востребованными цифровыми профессиями в рамках программ, субсидируемых Минцифры и Минэкономразвития.

Как отметил президент СО НКО "Обрсоюз" Евгений Нежданов, данные программы решают сразу две задачи. С одной стороны, их реализация помогает восполнить дефицит ИТ-специалистов. С другой - программы, которые ориентированы на учащихся школ, являются формой профориентации, где будет значим даже отрицательный результат, поскольку позволяет школьнику уже на ранней стадии понять, что называется, "мое это или нет". По оценке Евгения Нежданова, в общей сложности обучение по данным программам в течение текущего года пройдет около 100 тыс. человек. В 2023 г. это число удвоится.

Директор департамента развития системных продуктов "Ред Софт" Роман Симаков считает спрос на высококвалифицированных специалистов по-прежнему высоким: "Перед государством и ИТ-отраслью стоит стратегическая задача по достижению технологического суверенитета. Для ее решения необходимо наращивать качество и независимость программно-аппаратного комплекса, внедрять его во все ключевые отрасли экономики. Для обеспечения этого процесса требуется больше специалистов, чем есть сейчас на рынке".

HR-директор компании "Ракета" Ксения Коскова отметила, что весной и в первой половине лета имело место постепенное уменьшение количества вакансий и рост количества резюме (по данным HH.ru), но затем ситуация изменилась: "В какой-то момент спрос на новых сотрудников даже оказался ниже предложения. К концу лета количество вакансий начало расти. И мы считаем это положительным признаком. В ИT-сфере мы видим две основные тенденции. С одной стороны, часть специалистов лишились работы, так как были не готовы к релокации при переносе некоторых бизнесов за рубеж, а также по причине закрытия части компаний. С другой стороны, у компаний, занятых в восполнении потерянных сервисов и замене ушедших с рынка ИT-продуктов, в данный момент огромная потребность в новых специалистах. Поэтому относительный дефицит ИT-специалистов сохраняется".

Генеральный директор "Ланит-Терком" Вадим Сабашный также напомнил, что имело место охлаждение рынка, что, однако, не помешало дефициту кадров в отдельных сегментах оставаться высоким: "Всегда есть узкие специализации, например искусственный интеллект (ИИ) и компьютерная безопасность, где спрос значительно превышает предложение. Но это краткосрочный показатель. Я наиболее доверяю отчетам профильных ассоциаций - например, РУССОФТ. Но всегда есть много нюансов, зависящих от конкретного региона, отрасли и технологического профиля".

HR-директор IW Group Надежда Алтухова напоминает, что сейчас очень многие сотрудники ИТ-компаний работают без профильного образования, сами изучают технологии с помощью онлайн-курсов и более опытных коллег. По ее мнению, во многом это связано с тем, что в ИТ факт оконечного высшего не так важен, как, например, в медицине: "В ИТ приходит очень много самоучек из других сфер. Насколько человек профессионален и насколько подходит по уровню, можно оценить на собеседовании и в первые месяцы работы над проектами. Многие компании на испытательный срок предлагают работу над внутренними проектами, где ошибки не повлекут за собой финансовые потоки и будет возможность посмотреть на сотрудника в работе. Профильное высшее образование - скорее преимущество, чем фактор, прямо влияющий на возможность получить работу".

Генеральный директор R-Style Softlab Лев Френкель напоминает, что есть немало примеров, когда компании работают со студентами технических специальностей: "Студенты могут начать знакомство с будущим работодателем с начальных курсов, проходить практику и получать первый профессиональный опыт. И в дальнейшем, ближе к выпускному курсу, студент уже может получить место в компании. Такой вариант может быть даже предпочтительнее для работодателя, поскольку такой сотрудник уже знаком с ключевыми коллегами, с организацией, ему не потребуется период адаптации и сможет сразу приступить к выполнению своих обязанностей. Мы проводим различные мероприятия, митапы и хакатоны, где даем возможность проявить свои навыки и протестировать идеи".

Координатор проекта "Путь таланта" Андрей Ершов назвал главной задачей поиск талантов, которых нужно воспитывать и обучать с самого раннего возраста. При этом в процессе поиска не стоит ограничиваться только большими городами. Значительная часть находится в селах, поселках, небольших городах.

Заместитель директора по подбору персонала компании "Аурига" Любовь Хрипко также считает, что надо готовить перспективные кадры с раннего возраста: "Безусловно, стоит начинать готовить кадры со школьного возраста, я бы даже сказала - с младшего школьного возраста. Существует большое количество литературы и курсов для детей".

Вадим Сабашный видит главной задачей программ, рассчитанных на детей, информирование и профориентацию: "Со школьного возраста следует не только готовить кадры, но и информировать о возможностях работы в сфере ИТ, более подробно знакомить с особенностями и карьерными возможностями. Здесь стоит говорить о профориентации школьников, чтобы дать им максимально возможный объем информации для последующего выбора карьеры. Большинство ИТ-специалистов начинают путь еще в вузе, а на момент старта работы в компании у них нет профильного образования".

"Базовые ресурсы в сфере образования, высшей школы для этого есть, но здесь нужно больше вовлекать школьников, абитуриентов, предоставлять больше бюджетных мест, предлагать интересные новые направления в ИТ- образовании. Кроме этого, сейчас есть разнообразные курсы в сфере ИТ, в том числе и в рамках госпрограммы субсидирования курсов - некоторые категории граждан могут получить скидку 100%, - считает Ксения Коскова. - Хотя нужно понимать, что курсы - не панацея и не всегда они могут полноценно подготовить будущего специалиста, особенно если у него нет базового ИТ-образования".

По мнению главы комитета по информатизации образования АРПП "Отечественный софт", руководителя направления работы со школами "Базальт СПО" Татьяны Губиной, программы обучения формируются на срок в четыре-пять лет, обновление содержания рабочих программ тоже происходит не одномоментно: "Содержание учебников и учебно-методических пособий, с учетом необходимости времени на их переработку и модернизацию, прохождение процедур рецензирования и публикации, идут тоже не очень быстро. Особенно остро проблема стоит в области ИТ, поскольку именно эта отрасль стремительно развивается, технологии совершенствуются, меняются подходы к разработке ПО, а вместе с тем - пользовательский интерфейс. По некоторым оценкам, интервал устаревания знаний в сфере ИТ уже сейчас составляет не больше одного года, а в перспективе будет ещё короче".

Для поиска потенциальных учеников нужны порталы, которые позволяли бы свести вместе учеников, вузы и потенциальных работодателей. По словам Андрея Ершова, работа над таким порталом уже находится на завершающей фазе и его запуск запланирован на осень текущего года.

Командир центрального штаба Молодежной общероссийской общественной организации "Российские студенческие отряды" Дмитрий Парамонов рассказал об опыте возглавляемой им организации. В 2019 г. проведено исследование ВЦИОМ, которое показало высокий интерес студенчества к ИТ-специальностям, что и стало толчком к созданию специализированных отрядов. Хотя такой опыт был и раньше. По оценке Дмитрия Парамонова, вторую специальность, связанную с ИТ, получили около 10 тыс. студентов, и есть немало примеров, как вторая специальность стала основной.

Ректор Российского нового университета (РосНОУ) Владимир Зернов назвал ИТ-грамотность важной частью фундаментального образования. По его мнению, важное конкурентное преимущество российской системы образования - высокий уровень математической культуры, которого не хватает бурно развивающимся Индии и Китаю. И в целом, по его мнению, необходимо активизировать работу по популяризации естественных и математических наук среди школьников, что, однако, является непростой задачей.

"Возможно, сегодня это достаточно непопулярно мнение, но диплом имеет значение. Он не только говорит о фундаментальной подготовке специалиста, но и о его зрелости, способности нести ответственность, - считает Роман Симаков. - Дипломированные специалисты не только получили знания по программе, но и научились думать, расширять кругозор, выдерживать нагрузку, находить разные подходы к решению задач. У выпускника вуза трудоустроиться в "Ред Софт" шансов больше. Однако есть и исключения, случаи бывают разные".

Надежда Алтухова также обращает внимание, что в вузах сейчас основной упор идет на изучение фундаментальных основ, что приводит к проседанию качества. Однако выбор технологии для изучения и дальнейшей работы - это выбор самого студента. Необходимо применять знания на практике: создавать пет-проекты, участвовать в опенсорс-проектах, искать стажировку в компаниях для работы над реальными задачами.

"Очень важно, чтобы вузы работали совместно с бизнесом. Понятно, что есть утвержденные образовательные программы, однако зачастую они не в полной мере отвечают требованиям времени. Работодатель, с одной стороны, получает молодого, энергичного дипломированного специалиста, с другой - вынужден актуализировать полученные в учебном заведении знания", - сетует Лев Френкель.

"Работодателю приходится доучивать практически всех выпускников. При подборе сотрудников в штат мы знаем, что потребуется какое-то время на их становление ценными специалистами. Хотелось бы получать их более подготовленными после обучения в вузах. Ряд учебных заведений, с которыми мы работаем, пытаются это учитывать, они адаптируют студентов и учебные программы под потребность отрасли", - считает Роман Симаков.

Директор по образовательным программам "1Т Студио" Иван Тугой назвал одной из главных проблем образования отрыв теории от практики. Но ориентация на получение востребованных навыков существенно повышает мотивацию учащихся. По его мнению, большой потенциал также имеют разные формы целевого переобучения кадров для компаний и учреждений. Однако Иван Тугой назвал опасным заблуждением высокие зарплатные ожидания у тех, кто прошел такие курсы.

"Разработчиков уровня senior действительно стало меньше, на рынке много специалистов уровня junior и middle. Каждая компания хочет нанимать профессионалов. Мы понимаем, что у кандидатов часто одновременно несколько офферов, поэтому готовы предложить не только конкурентоспособный компенсационный пакет, но и интересные задачи, амбициозные проекты, комфортную атмосферу, а еще возможность работать с профессионалами своего дела и постоянно развиваться, - делится своими наблюдениями директор по персоналу "МойОфис" Александра Мин. - В вопросах обучения, на мой взгляд, важно применять комплексный подход. Краткосрочные курсы узкой направленности не могут в полной мере закрыть все необходимые темы. Но и теория, оторванная от практики, принесет мало пользы".

"Сейчас идет борьба стран за ИТ-специалистов, как в разрезе найма, так и в образовательной сфере. Крайне быстро развиваются страны Азии. В частности, Университет Малайя всего за восемь лет поднялся со 156-го до 59-го места в рейтинге университетов QS и обогнал МГУ. Но все же ИТ-специалисты из России продолжают высоко цениться вне зависимости от наличия высшего образования, так как скорость развития ИТ-сферы и появление новых языков программирования диктуют необходимость саморазвития и повышения квалификации непосредственно в рабочей среде. Поэтому наша компания, как и многие идущие в ногу со временем и ценящие своих сотрудников, нашла решение в виде создания тренинг-центра для подготовки и переподготовки специалистов", - считает Любовь Хрипко.

Новости из связанных рубрик