Максим
Сапронов

технический директор "Авито" и генеральный директор "Авито Тех"
© ComNews
03.10.2022

О том, как компания справляется с техническими аспектами работы платформы, перспективах направления "Авито Тех" и влиянии законодательных инициатив на рынок классифайдов, корреспонденту ComNews рассказал технический директор "Авито" и генеральный директор "Авито Тех" Максим Сапронов.

Использовала ли платформа "Авито" облачные решения от зарубежных поставщиков? Если да, то как был реализован процесс переезда на отечественные облака?

В области пользовательских сервисов "Авито" мы никогда не использовали зарубежные облачные платформы. Регулярно делали расчеты, сравнивали стоимость владения собственной инфраструктурой с облаками и неизменно приходили к выводу об экономической нецелесообразности переезда в облака, в том числе и с точки зрения скорости доступа к контенту.

Тем не менее у нас есть определенный набор софтверных продуктов, которыми мы пользуемся по модели SaaS (Software as a service) для внутренних бизнес-процессов, не относящихся к основному сервису, - офисный софт, инструменты для разработки и т.п. Для определенной части таких решений, где все же возникли вопросы со стороны вендора с дальнейшей поддержкой из облака, мы уже нашли либо аналоги на базе open source, либо занялись разработкой замены собственными силами.

Мы в целом уже долгое время стараемся работать в основном с open-source-решениями, поскольку зависимость от вендора - не лучшая стратегия и без привязки к внешним обстоятельствам. Мы стремимся придерживаться подхода, при котором все решения, задействованные в бизнес-процессах, должны быть на 100% безрисковыми с точки зрения интеллектуальной собственности, лицензий, надежности.

Насколько значимым для технической работы платформы с точки зрения "железа" стал уход зарубежных вендоров? Потребовалось ли срочное импортозамещение, в каких бизнес-процессах и насколько оно масштабное?

Поскольку у нас есть опережающая программа закупок "железа", сейчас мы обеспечены всем необходимым как минимум на год вперед. В целом по рынку весной мы наблюдали, что ситуация с сетевым и серверным оборудованием была не очень ясна. К лету же, по нашим оценкам, основные логистические цепочки поставок перестроились под новые реалии. Кроме того, можно констатировать, что начал работать так называемый параллельный импорт.

Учитывая обстоятельства, сейчас у "Авито" распределенная сеть поставок и горизонт планирования по поставкам составляет три-четыре месяца. При этом если можно говорить в целом об удорожании и увеличении сроков поставок оборудования, то, поскольку произошло изменение цепочек поставок, это открыло и дополнительные возможности для оптимизации расходов. Дальше надеемся, что ситуация будет улучшаться, но вернется ли все к прежним показателям по стоимости и срокам поставок - сейчас однозначно сказать сложно. Окружающая ситуация меняется с такой скоростью, что новые факторы постоянно вмешиваются в ход событий.

Год назад создана компания "Авито Тех", нацеленная в том числе на разработку и дальнейшее тиражирование ИТ-решений. Как развивается компания и какие планы у "Авито" по развитию этого направления?

"Авито Тех" стала отдельной компанией, поскольку сам "Авито" уже дорос до размеров, когда разделение бизнеса напрашивается. На текущий момент у нас насчитывается почти 2000 сотрудников, которые отвечают за создание, развитие и поддержку сервисов "Авито". Из них около 1,3 тысячи - команда разработки. Это те, кто непосредственно пишет код, тестирует, обслуживает сервисы. Общий же штат сотрудников "Авито" составляет более 5000 человек. Работать с таким штатом в рамках одного юрлица уже сложно. Сейчас, когда "Авито Тех" стала отдельным юрлицом, 99% сотрудников компании - специалисты, которые пишут код и придумывают продукты "Авито".

Изначально "Авито Тех" создавалась в стремлении объединить всю доступную нам экспертизу разработчиков в одном месте, и первоочередной их работой является решение задач, стоящих перед "Авито". Однако мы создавали компанию в том числе и для того, чтобы через нее осуществлять своего рода инвестиции в индустрию, в разработчиков. Через "Авито Тех" мы активно работаем с кадрами на рынке, в том числе с начинающими специалистами и студентами профильных вузов. Второе направление "Авито Тех" - стремление делиться экспертизой с компаниями - участниками рынка. Еще одним направлением таких инвестиций является вывод в open source созданных нами решений, что увеличивает количество решений, доступных рынку.

Если говорить о появившихся относительно недавно дополнительных направлениях нашей разработки, то это решения по автоматизации рутинных бизнес-процессов, их можно отнести к классу Robotic process automation (RPA), а также решения, нацеленные на "вертикализацию" сервисов. Только за последний год было разработано несколько десятков решений.

Что касается планов развития "Авито Тех", то штат сотрудников за год, прошедший с момента выделения компании в отдельную структуру, вырос на 60%. Сейчас рост скорее всего будет не столь стремительным, но он будет. У нас есть и планы по коммерциализации создаваемых разработчиками "Авито Тех" технологий. Мы не форсируем тему, экспериментируем с этим направлением. Но в пределах года несколько пилотных продуктов у нас появится. Первоочередная цель для нас – отработать возможные модели монетизации.

Как можете оценить следующие законодательные инициативы: законопроект о классифайдах и законопроект о создании единого оператора цифровой рекламы? Как эти регулирующие инициативы повлияют на рынок, где ведет работу "Авито" и что компания делает для того, чтобы законопроекты были изменены?

Что касается законодательной инициативы о регулировании деятельности классифайдов, то одним из основных положений тут является ответственность площадки за размещаемую информацию и недопущение появления на ресурсе информации, запрещенной к распространению.

В случае с "Авито" эта проблема уже решена. У нас уже давно и эффективно налажен процесс премодерации размещаемой пользователями информации. Любая информация, которая противоречит законодательству, уже сейчас удаляется мгновенно до публикации на платформе. Наши механизмы и алгоритмы AI и ML считаются одними из лучших на рынке.

Кроме того, законопроект предполагает, что допустимая доля иностранного участия в классифайде не должна превышать 20%. Акционеры Авито еще весной заявили о поиске нового владельца на российский актив, так что процесс запущен, и сама инициатива после завершения этого процесса для Авито будет не актуальна.

В отношении же законопроекта о создании единого оператора цифровой рекламы хочется верить в то, что здравый смысл победит, и эта инициатива в таком виде законом не станет. Законопроект с точки зрения рынка онлайн классифайдов выглядит неуместным. Конкуренция заставляет вкладываться в технологии, тем самым развивая рынок. Любая же монополизация, а в особенности принудительная, будет приносить обратный эффект. Новые технологии и продукты на рынке просто перестанут появляться. Создается ощущение, что в случае с этим законопроектом под уже готовое "решение" подогнали "условия задачи", и сработала обратная логика.

Мы это уже донесли и нас услышали - надо в этом ключе переписать.. Надеюсь, что решение, удовлетворяющее все стороны, будет найдено.

Насколько для "Авито" выросла актуальность темы, связанной с обеспечением информационной безопасности? Какие меры были приняты и с какими новыми угрозами столкнулись?

"Авито" был на радарах хакеров практически всегда, ведь чем популярнее сервис, тем больше внимания со стороны киберпреступников. Поэтому для нас тот "шторм" в части роста кибератак на российские компании, который разыгрался с февраля текущего года, не стал неожиданностью.

Для "Авито" те же DDoS-атаки - вещь привычная, и отражать их компания умеет уже давно - и хорошо с этим справляется. Новым для нас стала только интенсивность атак и их частота. Мы поработали над тем, чтобы увеличить запас прочности, но фундаментально перестраивать систему защиты нам не пришлось.

Одна из особенностей Авито — тот факт, что безопасность у нас защита на уровне кода, мы создаём новые сервисы уже с учётом реагирования на потенциальные угрозы. В каждой команде есть Security Champion — сотрудник, отвечающий за безопасность.

Каковы планы и стратегия дальнейшего технического развития платформы (как в части появления новых сервисов для пользователей, так и в области апгрейда технической части платформы)?

На уровне продуктов и сервисов для пользователей приоритетным для нас является развитие таких направлений, как товары с доставкой, совершенствование механизмов оплаты, в том числе развитие инструментов безопасной покупки. Кроме того, мы работаем над тем, чтобы максимально кастомизировать работу с платформой для различных категорий посетителей. Наша цель – дать пользователю такое количество инструментов, настроек и фильтров, чтобы он мог получить предложение, максимально соответствующее его потребностям.

Мы развиваем направление Trust&Safety ("доверие и безопасность"), внедряем технологии, которые позволяют пользователям чувствовать себя защищенными.

Что касается апгрейда технической части платформы, то рост количества пользователей платформы и, соответственно, рост самой компании ставит перед нами цели по масштабированию мощностей, а также оптимизации работы инфраструктуры в том числе и за счет применения собственных разработок.

На сегодняшний день можно ли назвать "Авито" экосистемой?

Философия "Авито" довольно проста. Наша задача сделать так, чтобы в той части сервисов, где есть "Авито", у пользователя не было необходимости использовать что-то еще. По сути, мы можем назвать себя платформой полного цикла в первую очередь для развития малого и среднего бизнеса. На нашей площадке пользователь может продавать и покупать товары, использовать инструменты продвижения, искать сотрудников для расширения бизнеса, или замещения текущих вакансий. Все это уже есть на "Авито" сегодня.

Чем вы гордитесь?

Каждый раз, когда нам задают этот вопрос, мы не знаем, с чего начать. Я со своей стороны горжусь прежде всего тем, что нам в Авито Тех удалось собрать одну из самых сильных команд в России. Это наш стратегический актив, которым мы дорожим, и который мы бережем. Еще гордимся тем, что за 4 предыдущих года мы технологически пересобрали Авито, и теперь это модная крутотень. В итоге мы вышли на первое место среди классифайдов в мире. Повторю - в мире!

Минцифры расширило список специальностей, которые могут претендовать на отсрочку от мобилизации, до 195 наименований. На ваш взгляд, это оправданно?

В условиях ограничения доступа населения и бизнеса к внешним информационным ресурсам и технологиям важно, чтобы отечественные технологические компании могли оперативно и эффективно их заместить. Мы уже научились достаточно успешно это делать собственными продуктовыми решениями и командами, обеспечивая высокий уровень сервиса для наших граждан.

То, что коллеги из Минцифры так тщательно разбираются в ситуации и столько сил вкладывают в сохранение и развитие российской ИТ индустрии - бесценно.

ИТ-компании, такие, как "Авито" - это не только код. Это социальный сервис, современный продукт, который не может быть успешным без грамотной интеграции и качественной поддержки.

Те сервисы, которые определяют облик информационного ландшафта, делаются уникальными коллективами, в которые входят десятки, а иногда даже сотни ИТ- и около-ИТ команд: инженеры, специалисты по продукту, безопасности, поддержке и модерации, дизайнеры, аналитики и другие профессионалы.

Сейчас особенно необходимо, чтобы отрасли были доступны не только те высококвалифицированные кадры, которые умеют создавать современные технологические продукты, но и те, кто помогает ими управлять, поддерживать и развивать отечественный массовый сервис как лучший в мире.

Круто, что в Минцифры это понимают и стараются учитывать интересы не только отрасли, но и каждого ее специалиста.