Леонид
Коник

главный редактор ComNews.ru
© ComNews
06.03.2023

Фото 1. На Mobile World Congress 27 февраля - 2 марта 2023 года (MWC-23) в Барселоне побывало 88,5 тысячи человек со всего мира
Фото 1. На Mobile World Congress 27 февраля - 2 марта 2023 года (MWC-23) в Барселоне побывало 88,5 тысячи человек со всего мира

Всемирный мобильный конгресс 2023 года (MWC-23), состоявшийся на прошлой неделе в Барселоне, выявил нарастающие проблемы сотовых операторов, особенно в Европе. Вместо разговоров о сетях шестого поколения они рассуждали о том, как монетизировать 5G и защититься от растущего влияния глобальных интернет-компаний. На MWC-23 обозначились и новые потенциальные "обидчики" операторов мобильной связи - владельцы низкоорбитальных спутниковых группировок.

MWC-23 (это мероприятие ежегодно проходит в Барселоне с 2006 года) стал первым полномасштабным конгрессом после пандемии. Количество павильонов и стендов, конференционных сессий и посетителей оказалось сравнимым с лучшими годами MWC. Но на 17-м по счету Всемирном мобильном конгрессе сотовый лагерь проявил наибольший скепсис. Операторы дежурно перечисляли технологии будущего - искусственный интеллект, метавселенные, Web 3.0, но тема сетей шестого поколения (6G) почти не звучала. Хотя год назад, на MWC-22, казалось, что 6G станет фокусом операторской повестки на ближайшие несколько лет.

Вместо темы 6G топ-менеджеры крупнейших сотовых компаний говорили о возврате инвестиций в сети пятого поколения. Несмотря на то что с момента запуска первых коммерческих сетей 5G в мире прошло уже четыре года, операторы и вендоры продолжают искать варианты их применения (use cases). Практически консенсусным мнением вот уже несколько лет является то, что монетизацию 5G способны обеспечить только корпоративные клиенты (а не частные пользователи): именно для них важны такие параметры сетей пятого поколения, как возможность динамической нарезки спектра (network slicing), задержка при передаче информации менее 1 мс или возможность подключения десятков тысяч устройств к одной базовой станции. На полях MWC-23 представители ключевых разработчиков телекоммуникационных стандартов и органов стандартизации признавали, что 3GPP (глобальный разработчик стандартов сотовой связи) впервые учел запросы B2B-клиентов лишь в версии стандарта 5G, который эта организация именует LTE Release 17. Работы над этой версией 3GPP завершил в июне 2022 года, а сетевое оборудование, работающее по спецификации LTE Release 17, только-только появляется на рынке. При этом в полном объеме чаяния корпоративных пользователей должна отразить следующая версия стандарта 5G - LTE Release 18: 3GPP планирует финализировать работы по ней лишь в марте 2024 года, а значит, коммерческое оборудование с этой версией 5G можно ожидать на рынке не ранее середины 2024-го. До этого момента сотовые операторы, вероятно, так и будут отчаянно искать use cases или, в лучшем случае, радоваться удешевлению передачи трафика в пересчете на единицу информации.

Объем трафика в сотовых сетях всего мира продолжает расти - эта тенденция сохраняется на протяжении уже многих лет. Как следует из прогноза президента и гендиректора Ericsson Борхе Экхольма, рост трафика продолжится и в ближайшие пять лет (см. Фото 2). Причем лишь после 2026 года объем трафика в мобильных сетях 5G превысит 4G/LTE. Кроме того, Борхе Экхольм указал на нарастающий объем трафика в сетях пятого поколения, которые используются для услуг фиксированного доступа (FWA).

Фото 2. Объем трафика данных в сотовых сетях мира (эксабайт в месяц)
Фото 2. Объем трафика данных в сотовых сетях мира (эксабайт в месяц)

Источники бед

Основным источником этого растущего трафика являются пять-шесть глобальных интернет-компаний, и руководители сотовых операторов с трибуны MWC-23 вновь призвали к созданию условий для равноправной конкуренции и уравниванию регуляторных требований. "Честная конкуренция должна начаться с констатации несбалансированной ситуации на рынке, - заявила генеральный директор сотовой компании Orange Кристель Хайдеман. - Шесть крупнейших контент-провайдеров создают 55% трафика, ежедневно заполняющего сети связи".

Гендиректор Deutsche Telekom Тимотеус Хёттгес заявил, что европейские сотовые операторы только в 2022 году сообща инвестировали €55 млрд в расширение сетевой инфраструктуры, в то время как американские интернет-компании (такие как Google или Netflix) вложили в Европе €19 млрд, из которых только €1 млрд - в каналы связи. "Можно ли это назвать честной конкуренцией, когда гиперскейлеры и провайдеры потокового видео используют нашу инфраструктуру бесплатно? - вопрошал Тимотеус Хёттгес. - Пусть хотя бы немного инвестируют в инфраструктуру!"

"В GSM и 3G сеть была ценностью. В 4G мы эту ценность потеряли. В 5G ее нужно вернуть. Сеть - это уникальный актив для стимулирования инноваций", - заявил Борхе Экхольм из Ericsson.

Еврокомиссар по внутреннему рынку Тьерри Бретон рассказал, что 23 февраля 2023 года Европейская комиссия начала 12-недельные консультации о том, как вовлечь глобальные интернет-корпорации (Big Tech, или, как с недавних пор их начали именовать, LTO - Large Traffic Originators) в финансирование новой телеком-инфраструктуры. Правда, целью этого вовлечения является не компенсация текущих расходов операторов связи, а реализация нового плана Еврокомиссии - обеспечение интернет-доступа на гигабитных скоростях для всех жителей ЕС к 2030 году.

"ЕС должен заставить Large Traffic Originators сесть за стол переговоров и достичь договоренностей о справедливой и пропорциональной цене за сервисы операторов, - убежден директор по регуляторным вопросам и конкуренции испанской операторской группы Telefonica Хуан Монтеро Родил. - Такое регулирование позволит сетевым операторам продолжать инвестировать в цифровую инфраструктуру для достижения цифровых целей ЕС и будет стимулировать LTO к более эффективной передаче трафика на благо экосистемы".

Фото 3. Рыночная капитализация американских гиперскейлеров, сотовых операторов из США и Европы
Фото 3. Рыночная капитализация американских гиперскейлеров, сотовых операторов из США и Европы

Ответ Чемберлену

Крупнейшие генераторы контента, как и прежде, имеют диаметрально противоположный взгляд на проблему инвестиций в инфраструктуру. На MWC-23 его озвучил содиректор Netflix Грег Питерс. "Некоторые наши партнеры из числа интернет-провайдеров предлагают обязать компании из индустрии развлечений субсидировать сетевую инфраструктуру. Но статистика показывает, что интернет-трафик ежегодно рос на 30% в течение последних пяти лет, и операторы справлялись с этим ростом, не увеличивая расходов", - заявил он. Грег Питерс также подчеркнул, что маржинальность Netflix и иных создателей контента существенно ниже, чем у таких операторов, как BT или Deutsche Telekom. "Мы с равным успехом можем говорить, что эти операторы должны компенсировать компаниям из индустрии развлечений часть стоимости контента", - парировал он. Кроме того, Грег Питерс отметил, что за последние пять лет Netflix вложил свыше $60 млрд в создание контента, что эквивалентно более чем 50% выручки компании за тот же период времени.

Тимотеус Хёттгес из Deutsche Telekom продемонстрировал слайд, отображающий уровень капитализации пятерки американских гиперскейлеров: Apple, Microsoft, Alphabet (материнская структура Google), Amazon и Meta (владеет Facebook, признана в РФ экстремистской организацией и запрещена). Как наглядно видно из данного слайда (см. Фото 3), капитализация этой пятерки многократно превышает совокупную рыночную стоимость пяти операторов в США (T-Mobile US, Verizon, Comcast, AT&T и Charter Communications). Что касается капитализации пятерки европейских операторов (Deutsche Telekom, Vodafone, Orange, Telefonica и Telecom Italia), она даже меньше, чем рыночная стоимость всего лишь двух фирм - AT&T и Charter. Для того чтобы изменить эту ситуацию, Тимотеус Хёттгес призвал к консолидации телеком-рынка в Европе, на котором "слишком много операторов", к единой европейской политике частотного регулирования и наращиванию инвестиций в инфраструктуру. Перевес США в этом пока тоже огромен: как указал глава Deutsche Telekom, ныне 92% данных всего западного мира хранятся в Соединенных Штатах.

Кристель Хайдеман из Orange посетовала, что за последние 10 лет операторы связи во всем мире инвестировали в сетевую инфраструктуру почти €600 млрд, и эти вложения будет очень трудно монетизировать. Подобные опасения создают неуверенность у всей телеком-индустрии. Недавнее исследование фирмы PwC (2023 Global CEO Survey) показало, что 46% руководителей операторов связи считают, что их компании не проживут еще десятилетие.

Космическая угроза

Не найдя способов противостояния глобальным контент-провайдерам, сотовые операторы рискуют вот-вот столкнуться с новой напастью - владельцами низкоорбитальных спутниковых группировок. На протяжении последних четырех-пяти лет операторы спутниковой связи, располагающие космическими аппаратами на геостационарной орбите, тщетно пытались стать равноправными участниками экосистемы 5G. На всех конференциях по космическим коммуникациям спутниковые операторы и производители космических аппаратов наперебой рассказывали о пользе спутниковой связи для 5G, но участники рынка сотовой связи смотрели на них как слон на моську.

Фото 4. Соучредитель и операционный директор Lynk Global Inc. Марго Декар обещает организовать услугу связи со спутника на сотовый телефон для всех 5,2 млрд сотовых абонентов на Земле и для новых миллиардов пользователей, которые ныне живут все зоны охвата мобильных сетей
Фото 4. Соучредитель и операционный директор Lynk Global Inc. Марго Декар обещает организовать услугу связи со спутника на сотовый телефон для всех 5,2 млрд сотовых абонентов на Земле и для новых миллиардов пользователей, которые ныне живут все зоны охвата мобильных сетей

Принципиальное изменение в позициях спутникового рынка произошло с появлением группировок на низких орбитах. Первопроходцы лишь частично угрожают наземным мобильным операторам: для приема сигнала со спутников Starlink требуется специальное оборудование, а OneWeb с осени 2019 года и вовсе сменил стратегию и позиционирует себя как партнера для сотовых компаний.

https://www.comnews.ru/content/202319/2019-10-14/2019-w42/oneweb-smenil…

Однако на рынке стали появляться компании, которые намерены организовать услугу связи со спутника на низкой околоземной орбите непосредственно на смартфон, потенциально - минуя сотового оператора. На MWC-23 был презентован очередной такой проект - Lynk Global (США). Соучредитель и операционный директор Lynk Global Inc. Марго Декар рассказала, что пока Lynk запустил на орбиту три спутника, один из которых имеет полезную нагрузку 5G (производством спутников компания занимается своими силами, а за пусковыми услугами обращается в корпорацию SpaceX). К апрелю 2023 года Lynk намерен довести количество выведенных спутников до 10 и начать предоставление коммерческих услуг. На первых порах это будет передача текстовых сообщений (в частности, прогноза погоды - этот сервис Lynk создал по заказу космического агентства Великобритании). С появлением на орбите 41 спутника Lynk сможет обеспечить бесшовный SMS-сервис. До 2025 года Lynk планирует вывести на орбиту не менее 1000 спутников и представить на рынке услуги как голосовой связи, так и ШПД (также непосредственно на смартфон). В общей сложности Lynk Global Inc. заявил в Международный союз электросвязи 5000 космических аппаратов. По словам Марго Декар, Lynk сотрудничает с сотовыми операторами и способен работать на любых частотах, которыми располагает партнер на земле. В активе Lynk уже есть подписанные контракты о сотрудничестве с 27 сотовыми операторами, на общую сумму $2,6 млрд. Но участники рынка предполагают, что после полномасштабного развертывания таких группировок, как Lynk, их операторы могут предложить сервис напрямую абоненту, минуя сотовую компанию - в точности так, как ныне это делают Netflix или Google.