В обороте потребительских товаров выросла доля импорта
Как показало исследование информационно-консалтинговой сети FinExpertiza, несмотря на общее сокращение зарубежных поставок в Россию, в обороте части товаров массового спроса внутри страны доля импорта в 2022 году выросла относительно "досанкционного" 2021 года.
В оптовой торговле бытовыми электротоварами (телевизоры, холодильники, стиральные машины и т. д.) доля импорта в среднем по 2022 году увеличилась на 1,7 п. п., до 28,7%.
В обороте электроники (компьютеры и периферийные устройства к ним, телефоны и смартфоны, комплектующие) доля импортной продукции выросла на 4,8 п. п., до 74,1%. Примечательно, что доля реализованных иностранных компьютеров и девайсов была максимальной во втором квартале (79%), то есть сразу после введения санкций. Тогда поставщики решили оперативно затоварить склады на случай полного перекрытия импортных каналов, в то же время техника резко подорожала после падения курса рубля.
Наибольшая доля импорта в товарообороте обычно фиксируется в приграничных регионах, логистически связанных с ключевыми внешнеторговыми партнерами России. Завезенные товары впоследствии перепродаются и распределяются по другим регионам через оптовиков-посредников или розничные предприятия.
"На фоне санкционных ограничений, разрыва логистических цепочек и ухода из России множества иностранных компаний поставки зарубежных товаров резко сократились. Однако относительно потребительских товаров бизнес достаточно оперативно наладил альтернативные каналы поставок, воспользовался механизмом параллельного импорта или нашел новых поставщиков. Важную роль сыграл реэкспорт из "дружественных стран". В результате массовый потребитель хоть и почувствовал сокращение ассортимента, но привычные для россиян иностранные бренды полностью не исчезли с прилавков, однако цены на них заметно увеличились в связи с удорожанием логистики. В то же время многие популярные зарубежные товары заменили иностранные же аналоги. Сильнее всего выросла доля китайских производителей. Тем не менее среди большинства товарных категорий увеличилась прежде всего доля отечественной продукции. Однако по ряду потребительских товаров доля импорта в денежном выражении выросла. Во многом это связано с пересечением двух факторов: общим снижением спроса и ростом цен на импорт. Таким образом, подорожание иностранных товаров могло привести к росту их доли в стоимостном выражении даже в условиях физического сокращения покупок", - объясняет член совета директоров аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza Агван Микаелян.