Основными проблемами отрасли беспилотных авиационных систем (БАС) в сельском хозяйстве в 2024 г. станут нестыковки в нормативных актах, недостаток обученного персонала и сложности с получением сертификатов на отечественные БАС. По мнению игроков рынка, при грамотном подходе проблемы можно решить в течение двух лет.
© ComNews
04.04.2024

Главные проблемы отрасли на научно-практической конференции по БАС "Разумные от народа - 4" обозначил генеральный директор компании по разработке дронов для сельского хозяйства в России ООО "Агримакс.Аэро" Максим Чижов. Среди многих проблем он выделил несколько основных: региональные ограничения, нестыковки в нормативных актах, недееспособные профильные подразделения федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), недостаток обученного персонала, усложнение получения сертификата летной годности (СЛГ) на отечественные сельскохозяйственные БАС (по сравнению с китайскими).

"Есть некоторые проблемы, с которыми мы входим в сезон. Во-первых, региональные ограничения. Это запреты, которые действуют в регионах на применение всех экспертных БАС. Здесь понятна работа правительства РФ по обеспечению безопасности. Наше сообщество нацелено на легальное применение системы для того, чтобы максимально безопасно это реализовывать. Второй момент - это нестыковки в нормативных актах. Много хороших нововведений произошло за 2023 г. и в I квартале 2024 г., но остаются недоработки, при которых одни документы противоречат другим. Каждое положение можно прочитать по-разному. Мы сталкиваемся даже с тем, что не все ФОИВы способны выполнить то, что было утверждено правительством РФ. Регламентные сроки также не соблюдаются. Кроме того, остается проблема недостатка обученного персонала. И есть сложности с получением СЛГ на отечественные БАС по сравнению с китайскими. То есть на текущий момент Росавиация отчиталась, что выдала уже СЛГ на ряд сельскохозяйственных БАС. Но это зарубежные аналоги. С российскими не получается по причине именно нормативных особенностей", - отметил Максим Чижов.

Основатель и генеральный директор компании - разработчика системы единого окна цифровых сервисов жизненного цикла беспилотных воздушных судов (БВС) "Флай Дрон" Никита Данилов считает, что проблемы можно решить в ближайшие годы: "Обозначенные проблемы стоят очень остро, но все они решаемы в рабочем порядке в течение двух лет - кроме, конечно, снятия ограничений на полеты. Очевидно, что во многих регионах они сохранятся до тех пор, пока будет продолжаться СВО. Что касается нестыковок в правовых актах, то они, действительно, присутствуют. Например, с одной стороны, новая редакция федеральных правил использования воздушного пространства (ФП ИВП) с 1 марта 2024 г. упростила правила полетов БВС, а с другой - с 1 сентября 2024 г. будут действовать новые ограничения. А в контексте получения СЛГ основной проблемой является цена вопроса. Для большинства игроков пока еще не сложившегося рынка она неподъемная. Сертификация должна проводится в куда более сжатые сроки и раза в три дешевле".

Генеральный директор компании по разработке и производству инновационных решений на базе БАС для проведения летных проверок систем навигации и посадки в аэропортах ООО "Курсир", эксперт рынка НТИ "Аэронет" Виталий Муниров подтвердил проблему высокой стоимости получения СЛГ: "Это сложная, долгая, непроторенная дорожка по получению сертификата. Она дорогостоящая и очень трудозатратная. Посмотрим, как будет в 2024 г. Но первые, кто прошел эту процедуру, потратили сотни миллионов рублей и невероятное количество человек и часов, поэтому быстро получить сертификат, на мой взгляд, не представляется возможным".

В сельском хозяйстве БАС выполняют функции опрыскивания в роботизированном режиме с применением средств защиты растений, органомикробиологических препаратов, а также внесение удобрений и аэросев. Для качественной работы беспилотников требуется персонал. Однако нехватка кадров - одна из главных проблем отрасли, которая выражается в нескольких аспектах: отсутствие утвержденной Министерством транспорта России типовой программы подготовки внешних пилотов; отсутствие условий для сертификации в соответствии с требованиями Росавиации авиационных учебных центров и, как следствие, невозможность подготовки сертификационного внешнего пилота-инструктора. Кроме того, не установлены требования к свидетельству внешнего пилота и внешнего пилота-инструктора, что влечет за собой невозможность выдачи документа.

https://www.comnews.ru/digital-economy/content/231145/2024-01-23/2024-w04/1012/rost-tempov-cifrovizacii-apk-mozhet-dostich-40-50-2024-godu

Виталий Муниров объяснил проблему отсутствием учреждений по обучению квалифицированных пилотов: "С одной стороны, персонал есть, но у него нет соответствующих корочек, которые соответствовали бы требованиям. Есть обучающие центры, но в них можно обучить специалиста управлению дроном условно до 30 кг. Свыше 30 - ни программа, ничего не утверждено, а все серьезные агродроны весят больше 30 кг. Соответственно, проблема с сертификатом летной годности и обученным персоналом в соответствии с нормами есть. И этого персонала действительно нет, потому что его негде обучать. То есть физически люди есть, а места, которое смогло бы выдать необходимые удостоверяющие документы, нет".

Никита Данилов уверен, что при грамотном подходе проблему кадров можно решить за два года: "Если исходить из нормативных требований, то основные проблемы кроются именно в отсутствии утвержденных ФОИВами стандартных учебных программ и в раздуваемых различными нормативными актами штатах специалистов, по букве закона необходимых для эксплуатации БАС. Доходит до абсурда, когда беспилотнику якобы необходимо больше персонала, чем пилотируемому воздушному судну. Счет идет на десятки специалистов. На практике же хватает трети от прописанного количества. Однако при реальном, а не бумажно-нормативном раскладе с учетом тех усилий, которые предпринимаются властями в части подготовки сотрудников различных профилей для беспилотников, кадровый дефицит в индустрии вполне может быть преодолен в течение двух лет".

Новости из связанных рубрик