Антимонопольный иммунитет в отношении интеллектуальной собственности нужно отменить
Глава ФАС Максим Шаскольский в ходе Антимонопольного форума в Москве 19 июня 2024 г. предложил исключить иммунитет в отношении интеллектуальной собственности из антимонопольного законодательства.
По словам руководителя ведомства, речь идет о завышении цен российскими разработчиками ПО после ухода с рынка иностранных компаний. Это классический пример монополистической деятельности, когда цены повышаются для получения сверхдоходов. В этой ситуации могли бы быть приняты меры антимонопольного реагирования, однако на текущий момент запрет на монополистическую деятельность не применим к интеллектуальной собственности.
По мнению ФАС России, такие иммунитеты должны быть исключены из Закона о защите конкуренции. Это не отразится на уровне защиты прав правообладателей, однако позволит развивать конкуренцию на цифровых и смежных с ними товарных рынках. Руководитель ФАС России отметил, что такая инициатива может войти в "шестой антимонопольный пакет".
Кроме того, служба разрабатывает специальные меры антимонопольного регулирования для нетранзакционных платформ (социальные сети, поисковые сервисы, видеохостинги).
Необходимо совместно с отраслевыми экспертами предусмотреть в законодательстве специальные критерии для таких сервисов — это позволит учитывать интересы всех участников правоотношений и даст возможность бизнесу развиваться в условиях добросовестной конкуренции.
Отдельная часть доклада Максима Шаскольского была посвящена вопросу совершенствования механизма пересмотра ранее выданных ФАС России предписаний. Он рассказал, что служба разработала законопроект, который предусматривает возможность пересматривать предписания, если в ценообразовании заложено использование иностранных биржевых и внебиржевых индикаторов.
Руководитель ведомства подчеркнул, что в случае внесения изменений участники рынка не будут привлекаться к ответственности за действия, которые были совершены до пересмотра предписания.
Кроме того, ФАС России считает целесообразной корректировку в сфере государственного контроля за сделками экономической концентрации.
В настоящий момент 31 статья Закона о защите конкуренции допускает совершение сделок экономической концентрации без предварительного согласия и последующего уведомления службы, если компании входят в одну группу лиц. Служба видит злоупотребление этим правом со стороны участников рынка в виде искусственного объединения компаний-конкурентов в одну группу лиц для ухода от предварительного согласования сделки.
При этом, формальное соблюдение процедуры указанной статьи исключает возможность для ФАС России предотвратить монополизацию товарного рынка, так как на момент подачи уведомления сделка уже совершена.
Также в рамках доклада Максим Шаскольский рассказал о законодательных инициативах ведомства, формировании национальных ценовых индикаторов, тарифном регулировании, унификации отраслевых торгов и контроле за рынком рекламы. В завершение своего выступления глава службы подчеркнул, что текущие экономические условия и меняющаяся ситуация требуют пересмотра некоторых подходов к регулированию, а в отдельных случаях — его корректировки. Важно продолжать диалог между государством и бизнесом, оперативно и слаженно работать для обеспечения роста экономики и защиты конкуренции.