Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта предпочтительнее комплексного закона
На фото слева направо: модератор Леонид Коник, руководитель аналитического направления АНО "Центр глобальной ИТкооперации" Андрей Игнатьев, руководитель аппарата комиссии по направлению "Экономика данных" Ольга Минеева, управляющий директор Центра регулирования ИИ ПАО "Сбербанк" Андрей Незнамов, директор по развитию технологий ИИ МКАО "Яндекс" Александр Крайнов, заместитель директора Центра трансфера и управления социально-экономической информацией, ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ Анастасия Углева.
Эксперты в сфере искусственного интеллекта (ИИ) обсудили этические аспекты его применения и необходимость регулирования технологии на Цифровом форуме БРИКС 2024.
Большинство экспертов согласились с тем, что ИИ не нужно комплексное регулирование, так как другие законы уже охватывают многие сферы. Управляющий директор Центра регулирования ИИ ПАО "Сбербанк" Андрей Незнамов привел пример, когда при внедрении искусственного интеллекта в голосовую колонку действует законодательство о защите прав потребителей.
"30 лет назад в нашу жизнь вошли персональные компьютеры. У нас есть закон о персональных компьютерах? У нас много регуляторных актов, регламентирующих конкретные случаи использования, но под крышу общего закона их не собрали. С искусственным интеллектом то же самое", - считает директор по развитию технологий ИИ МКАО "Яндекс" Александр Крайнов.
Руководитель аппарата комиссии по направлению "Экономика данных" Ольга Минеева согласилась, а также предложила придерживаться риск-ориентированного подхода, разбирать конкретные инциденты.
Участники дискуссии также считают, что важно "саморегулирование" отрасли: необходимо продолжать работу над Кодексом этики в сфере ИИ. В отличие от закона, его можно оперативно корректировать.
"Кодексом мы "натопчем" дорожки, чем мы и занимаемся. А закон потом поверх их "заасфальтирует", где будет нужно", - считает Александр Крайнов.
Ольга Минеева согласилась, что кодекс нужен, однако важно научиться и контролировать соблюдение принципов, которые в нем заложены. Пока механизмов контроля нет.
Андрей Незнамов заявил, что в рамках российского председательства БРИКС будет создан Альянс по искусственному интеллекту стран БРИКС+. "Это будет одна из площадок для выработки мировых правил взаимодействия с искусственным интеллектом", - сказал Андрей Незнамов.
Также Комиссия по этике в сфере искусственного интеллекта через два месяца представит белую книгу по этике искусственного интеллекта. В ней будут собраны ответы на многие этические вопросы, связанные с ИИ. По каждому, по словам Андрея Незнамова, проводили исследования эксперты. Модератор сессии Леонид Коник отметил, что искусственный интеллект имеет множество вариантов применения, в связи с чем возникает вопрос: нужно ли описывать каждый спорный случай в белых книгах или установить единые правила.
Несмотря на неопределенность, участники форума считают, что тормозить развитие ИИ не надо, чтобы не отставать от других стран. "Я не знаю примеров, когда отказ от использования технологии в результате оказывался на пользу и приносил пользу", - сказал директор по развитию технологий ИИ МКАО "Яндекс" Александр Крайнов.
Модератор задал вопрос относительно соблюдения Кодекса этики в сфере искусственного интеллекта, а точнее пункта 6.1: "Акторам искусственного интеллекта рекомендуется предоставлять пользователям систем искусственного интеллекта достоверную информацию о них".
"Думаю, каждый получает десятки звонков от банков и прочих организаций, когда звонит робот и делает вид, что он человек. Иными словами, практически каждый банк и другая организация этот пункт нарушает. Нет ли тут противоречия и не оказываются ли документы вроде Кодекса декларативными, которые по факту участники рынка не будут исполнять?", - спросил Леонид Коник участников дискуссии.
Александр Крайнов ("Яндекс") считает, что важно открыто сообщать человеку о том, что он имеет дело с ИИ, когда речь идет о жизненно важных задачах. Случай из вопроса - другой.
Он рассказал, что при записи к врачу, если человек попадет на робота и поймет это, он может перезванивать, пока не попадет на человека, тем самым перегрузив линию. "Это уменьшает количество успешных записей к врачу. А если человек не знает, что говорит робот, растет количество успешных записей к врачу. Что важнее: чтобы человек знал, кто с ним говорит, или чтобы люди своевременно получили медицинскую помощь? Конечно, второе", - подытожил Александр Крайнов.
Однако он также сказал, что сложные случаи и другие нюансы надо разбирать конкретно и вырабатывать правила для них.
"Руководствоваться нужно здравым смыслом, в первую очередь. То есть можно отходить от правил, но нужно очень хорошо объяснить, почему в этом конкретном случае лучше от него отойти. Например, если так полезнее для человека", - подытожил он.
Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта приняли в октябре 2021 г. Разработчики документа - Альянс в сфере искусственного интеллекта. На сегодняшний день у него более 800 подписантов.