© ComNews
erid: 2VSb5xQuZt5
24.07.2025

В последнее время мошенники все чаще используют сложные психологические схемы для обмана граждан и хищения их сбережений. Жертвами таких действий чаще всего становятся пенсионеры, которым для "защиты" средств предлагают передать их курьеру. Как правило, за помощью к правоохранительным органам пожилые люди обращаются уже после передачи ценностей или сумм в несколько миллионов рублей.

Для эффективной борьбы с подобными схемами и предотвращения потери денег требуется объединение усилий и данных разных сторон – не только правоохранительных органов, но и игроков рынка, например, банков и телеком-операторов. Именно в этом направлении работает команда Билайна, развивающая продукты на основе больших данных и искусственного интеллекта — Билайн Big Data & AI, разрабатывая антифрод-решения для финансовых организаций и онлайн-ритейла.

В частности, команда Билайна пересмотрела подход к анализу, принятый на рынке, разработала и внедрила новый алгоритм. Он позволяет выявлять признаки среднесрочного (2-3 часа) и долговременного (от 24 часов до 5-ти суток) воздействия потенциальных мошенников на клиентов банков и пользователей сервисов.

Большинство кейсов социальной инженерии имеет продолжительность от 6 часов до 2-х суток. Но есть сценарии, где мошенники сначала проверяют, что у "жертвы" деньги или ценности находятся не в прямом доступе, а в банке. Тогда они разыгрывают спектакль с большим временем прогрева (обычно от суток до трех дней). Почти все такие события попадают во временное окно 5 суток, поэтому команда разработчиков Билайна сфокусировалась именно на этом временном отрезке.

Эксперты Билайна выделили восемь признаков, которые в определенных сочетаниях с высокой долей вероятности указывают на то, что человек подвергается длительному воздействию мошенников. Алгоритм анализирует недавнюю активность пользователя и сопоставляет ее с привычными моделями активности за более длительный период. При возникновении заметных отклонений — например, увеличении количества контактов с новыми собеседниками или изменении привычного режима общения — система отмечает такие изменения для дальнейшего рассмотрения.

Когда банк получает запрос на проведение подозрительной операции, он может обратиться к данным оператора связи. Если система фиксирует признаки длительного воздействия, это становится сигналом для службы оценки рисков / безопасности банка: операцию нужно приостановить, а клиента — предупредить и защитить его средства. Информация об оценке того или иного события передается банку при наличии согласия пользователя на обработку и передачу данных в целях защиты прав и законных интересов, в том числе для предотвращения мошеннических действий.

Обновленная антифрод-система с новым алгоритмом уже доказала свою эффективность и протестирована в течение полугода в семи крупных российских банках. Моделирование на обезличенных ретроданных 4 млн клиентов показало, что точность выявления событий составила около 92%. Алгоритм выявил около 20 тыс. виртуальных кейсов с "мошенниками", и в 18 тыс. случаев смог заблаговременно предупредить об их действиях. С помощью нового алгоритма банк получает сигнал о возникновении аномалий за 2-3 часа до попытки клиента перевести деньги.

Сергей Иванов, руководитель направления социального и транзакционного антифрода Билайн Big Data & AI:
"Несмотря на все усилия по информированию о схемах мошенничества, в момент атаки человек может растеряться и не понять, что происходит. Мошенники постоянно совершенствуют свои схемы, и Билайн как технологическая компания использует свой опыт и возможности оператора, чтобы разрабатывать и внедрять эффективные инструменты защиты. Для нас важно не просто выявлять мошенническую активность, но и делать это вовремя, чтобы у банка и клиента был шанс предотвратить потери. Иногда именно вовремя отправленное уведомление, звонок или блокировка операции становятся тем самым решающим шагом, который спасает человека от потери средств".

Реклама ПАО «ВымпелКом». Подробнее на сайте: beeline.ru
г. Москва, ОГРН 1027700166636

Новости из связанных рубрик