Дурной пример не заразителен. Маркетплейсы не стали вводить сервисные сборы вслед за "Яндекс Маркетом"

"Яндекс Маркет" ввел сервисный сбор в августе 2024 г. Он взимается за товары надлежащего качества, которые площадка доставила с соблюдением заявленных условий. Компания планировала направлять вырученные средства на поддержание и развитие технологической инфраструктуры платформы.
В августе 2024 г. аналитики прогнозировали, что другие маркетплейсы будут следить за реакцией потребителей на действия "Яндекс Маркета". При удачных результатах и отсутствия негативной реакции покупателей, платформы, по мнению аналитиков, также ввели бы аналогичный сбор.
Однако другие маркетплейсы за прошедший год так этого и не сделали. Представитель пресс-службы Wildberries заявил ComNews, что маркетплейс не планирует вводить сервисный сбор.
Компания Lamoda отказалась от комментариев. "Яндекс Маркет", Aliexpress Россия, Ozon, "Мегамаркет", "Купер" не ответили на запрос ComNews.
В феврале 2025 г. автономная некоммерческая организация по защите прав участников электронной коммерции "Федеральное общество сетевой торговли" (ФОСТ) направила маркетплейсам (Wildberries, Ozon, Lamoda, "Мегамаркет") письмо с предложением ввести невозвратный сервисный сбор или минимальную стоимость заказа. Эта мера была направлена против "потребительского экстремизма": по мнению ФОСТ, покупатели возвращали после новогодних выходных праздничные товары: елки, гирлянды и другие товары сиюминутной надобности. При этом площадки и продавцы были вынуждены возвращать клиентам деньги. Тогда Ozon рассказывал СМИ, что не собирается вводить сервисные сборы.
Аналитик инвестиционной компании "Велес Капитал" Артем Михайлин заявил, что за прошедший год другие маркетплейсы не интересовались введением сервисного сбора. "В общении представители компаний утверждали, что не рассматривали подобную инициативу. Можно отметить, что "Яндекс Маркет" зачастую стал обнулять сервисный сбор на заказах или ставить его на минимальном уровне в 1 руб. На наш взгляд, маловероятно, что сервисный сбор станет распространенным явлением на российском рынке", - считает аналитик.
Также Артем Михайлин отметил, что с точки зрения восприятия покупателей введение сервисных сборов выглядело негативно. При этом аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов заявил, что сильного оттока покупателей у "Яндекс Маркета" не произошло. Он объяснил это тем, что 20 руб. - сумма, которая воспринимается как символическая на фоне среднего чека маркетплейса, превышающего 2,5 тыс. руб.
Владимир Чернов подчеркнул, что другие площадки реализуют схожие механизмы: например, включают сервисные расходы в стоимость доставки, компенсируют часть затрат через программы лояльности. "Вопрос не в том, будут ли конкуренты зарабатывать на сервисных сборах, а в том, в какой форме они смогут упаковать эти платежи, чтобы минимизировать негативное восприятие", - сказал Владимир Чернов.
При этом он считает, что с высокой долей вероятности другие маркетплейсы тоже введут сервисные сборы. В мировой практике они давно стали стандартом, и их взимают не только торговые площадки, но и сервисы доставки еды, такси, онлайн-бронирования. Для российского рынка, по словам аналитика, это относительно новое явление, но по мере привыкания пользователей доля сервисных сборов будет расти.
Хотя на других российских цифровых платформах (например, в сервисах доставки еды) сервисные сборы уже широко распространены.
"Объективной причиной для сборов является низкая маржинальность маркетплейсов. Ozon стал прибыльным только во втором квартале 2025 г., а до того 28 лет приносил убытки. Можно ли быть маленьким, но прибыльным маркетплейсом? Насколько я знаю, такие маркетплейсы существуют, но узкоспециализированные, и скорее B2B, чем B2C. Самые известные маркетплейсы - B2C. Монополии, как в США у Amazon, на нашем рынке не сложилось, и острая конкуренция съедает прибыли маркетплейсов. Разумеется, маленький маркетплейс, у которого много прямых конкурентов, вряд ли может позволить сервисные сборы - пользователи оттуда уйдут", - считает аналитик финансовой группы "Финам" Леонид Делицын.
