Деньгами вузам не поможешь

Коник главный редактор ComNews
Годичной давности идея Минцифры обязать ИТ-компании вернуть 5% денег, сэкономленных на налоговых льготах, в виде матпомощи вузам, почти стала реальностью. Если правительство все же утвердит эту инициативу, самое страшное произойдет, если эту дань университеты получат деньгами. Да и иные попытки государства подменить циркулярами рыночные отношения едва ли приведут к положительным результатам.
Впервые об этом глава Минцифры Максут Шадаев рассказал в конце августа 2024 г., на пресс-завтраке "Бигтехи и университеты: итоги приемной кампании 2024/2025 и модели партнерства". Именно там он сообщил об идее выплат аккредитованными ИТ-компаниями до 5% от налогов, которые они сэкономили за счет правительственных льгот, на развитие образовательных программ.
В декабре 2024 г. Минцифры предложило обязать ИТ-компании, которые пользуются налоговыми льготами, взять на себя определенные объемы преподавания в вузах и студенческих стажировок.
На форуме "Цифровые решения" в середине ноября 2025 г. замглавы Минцифры Сергей Кучушев уточнил, что государство обяжет ИТ-компании до 1 июня 2026 г. заключить с вузами и колледжами соглашения о финансовой поддержке. По его словам, все детали будут прописаны в постановлении правительства РФ, которое вскоре увидит свет. Издание "Ведомости" выяснило, что 5%-й сбор на образование коснется не все ИТ-компании, а лишь те, что имеют годовой оборот свыше 1 млрд руб. и штат более 100 чел.
Вся эта история порождает целый ворох вопросов. Во-первых, закон не может иметь обратную силу. Об этом прямо говорит ст. 54 Конституции РФ ("Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет"), и ст. 4 Гражданского кодекса ("Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие"). Когда в 2022-2025 гг. ИТ-компании получали налоговые льготы, они не были уведомлены, что им придется вернуть 5% от сэкономленного.
Да и с порогами попадания в когорту плательщиков 5%-го ясака ИТ-компании могли поработать, знай они заранее об этих цифрах (выручка более 1 млрд руб. и свыше 100 сотрудников). Любая крупная ИТ-компания состоит из нескольких юрлиц, и вполне может раскидать между ними и выручку, и штат так, чтобы выскочить из-под этих пороговых требований.
Учет и контроль
Отдельный вопрос: как посчитать сумму, сэкономленную компанией на налоговых льготах. С двумя позициями все просто: в текущем году для аккредитованных ИТ-компаний налог на прибыль снижен с 20% до 0%, а тарифы страховых взносов - с 14% до 7,6%. Соответственно, нужно рассчитать налог на прибыль по 20%-ой ставке, а к страховым взносам добавить 6,4% - и от этих цифр отсчитать 5% в качестве размера выплаты.
Менее понятно, как в размере сэкономленных средств учесть две других действующих льготы: повышающий коэффициент 1,5 для учета расходов на покупку отечественного ПО в сфере ИИ в целях налогообложения прибыли и возможность инвестиционного налогового вычета в размере до 100% от расходов на оплату работ (услуг) по установке, тестированию, адаптации, модификации софта, включенного в реестр российского ПО. В силу нулевого налога на прибыль компании едва ли учитывали эти коэффициенты и вычеты, а задним числом их можно посчитать по-разному.
И, наконец, главный камень преткновения – НДС. ИТ-компании освобождены от этого налога на все продажи ПО, и даже отстояли эту льготу на 2026 г. В текущем году обычные ставки НДС для фирм в одних сферах составлял 10%, в других – 20%, а с 2026 г. он вырастет до 22% почти для всех. Но какую ставку НДС нужно задним числом применить к ИТ-компаниям для вычисления размера экономии (и почему именно такую) – загадка.
По оценке РУССОФТ, совокупный оборот российской софтверной индустрии в 2024 году составил 2,459 трлн руб. Если накинуть 20%-й НДС на всю эту сумму (без выделения компаний с выручкой свыше 1 млрд руб.), то получится внушительная цифра почти в 492 млрд руб. А 5% от этой суммы – 24,6 млрд руб. Конечно, это грубая оценка: и ИТ-компаний с выручкой более 1 млрд руб. в год в России насчитывается около 50 (в 2024 г., по данным RAEX – 41 компания, а по расчетам HighTime – 54, причем расчет велся по группам, а не отдельным юрлицам), и не всю выручку обеспечивают продажи программных продуктов. Но даже эта прикидка показывает, каких гигантских средств может лишиться российская ИТ-индустрия.
Поэтому государству придется потратить немало ресурсов на то, чтобы проверить, как каждая ИТ-компания рассчитает сэкономленную на налоговых льготах сумму. Как бы рядом со штабом по внедрению генеративного искусственного интеллекта, который на прошлой неделе поручил создать президент России Владимир Путин, не пришлось организовать штаб по учету средств, сэкономленных ИТ-компаниями на налоговых льготах.
Не рыбу, а удочку
Предположим, что объем сэкономленных средств удалось подсчитать бесконфликтно. Самое страшное, что может сделать государство – заставить ИТ-компании передать эти десятки миллиардов рублей вузам и колледжам в денежной форме.
Мне доводилось читать большой отчет Еврокомиссии, которая однажды задалась вопросом: почему гигантские объемы финансовой помощи странам Африки не помогли поднять там ни экономику, ни уровень жизни. За последние 30 лет африканские государства получили от своих бывших колонизаторов свыше $1,2 трлн (только в 2023 г. размер донорской помощи составил $73,6 млрд, а в 2024 г. - по предварительным данным ОЭСР - $42 млрд). Все эти деньги и купленные на них продукты питания были частично проедены, а частично разворованы.
Проанализировав ситуацию, европейские чиновники пришли к поразительному выводу: помогать нужно было не деньгами и продуктами, а инвестициями в инфраструктуру и обучение людей. Иными словами, давать не рыбу, а удочку. Только в этом случае от многомиллиардных вливаний в Африку была бы польза для роста местных экономик.
Та же история с гарантией произойдет, если российские вузы получат десятки миллиардов рублей от ИТ-компаний: эти деньги тихо растворятся в воздухе, а образовательный воз останется в том же месте, где и сейчас.
Помощь вузам в финансовой форме потребует создания централизованной схемы распределения денег. Для этого придется организовать специальный фонд или АНО. Такая структура сожрет немалую часть средств на собственное содержание и станет гарантированным очагом злоупотреблений.
Как ни странно это звучит, университетам в РФ не нужны деньги: им остро требуются квалифицированные преподаватели и техническая база. Причем и то, и другое отечественные ИТ-компании вкладывают в систему высшего образования и так, без всякого госрегулирования. Конкуренция за ИТ-специалистов на рынке труда в последнее десятилетие идет по нарастающей, и отраслевые компании, жаждущие получить хорошие кадры, активно сотрудничают с вузами: создают подведомственные кафедры, участвуют в разработке образовательных программ, организуют лаборатории, предоставляют свои продукты (как программные, так и аппаратные).
Если государство пойдет на то, что ИТ-компании смогут отдать вузам налоговую десятину (точнее, "двадцатину", так как 5% - это 1/20) не деньгами, а лицензиями на программные продукты и услугами (такими как разработка курсов или преподавание), то большинство участников рынка смогут просто зачесть в сумму нового ясака то, что они и так делают. Но едва ли для этого нужно городить огород с расчетом экономии на налогах и контролем размеров помощи вузам.
Да и вообще, если ИТ-компании будут отчитываться о предоставлении помощи вузам в виде лицензий на ПО, это дурная практика. До 2022 года Microsoft, будучи почти что монополистом на рынке операционных систем (ОС) и офисных пакетов, предоставлял лицензии на эти продукты и вузам, и школам в России бесплатно. Его логика была прагматична: придя на работу, вчерашний студент потребует компьютер с Windows и Microsoft Office, гарантируя их создателю рынок сбыта.
Ныне в РФ конкуренция во всех классах софта, начиная с ОС, огромна. И компании-разработчики кровно заинтересованы в том, чтобы именно на их продуктах учились студенты – тогда через несколько лет они станут проводниками (а то и евангелистами) этих продуктов в бизнесе или на госслужбе. Так что российские разработчики и могут, и должны предоставлять вузам лицензии на безвозмездной основе – зачем же искусственно оценивать их в деньгах?
Служба знакомств
Отдельный вопрос – выбор вузов для получения финансовой помощи от ИТ-компаний и определение, кому из них сколько достанется. Вроде бы разумно сохранить право выбора объектов поддержки за участниками рынка ИТ. Но тогда они продолжат сотрудничество с теми университетами, с которыми и так имеют многолетние связи – и это наверняка окажутся топовые вузы Москвы, Петербурга и еще пары городов. Об этом в декабре 2024 г. на совещании президента РФ Владимира Путина с членами правительства говорил Максут Шадаев: "Да, у нас такую практику часто используют крупные компании, но на очень маленьком количестве вузов, которые готовят элиту. Понятно, что мы всю "воронку" желающих получить качественное образование обеспечить не можем".
Альтернативный вариант – заставлять ИТ-компании сотрудничать с новыми (прежде всего, региональными) вузами. Но насильно мил не будешь, и такое "принуждение к миру" скорее всего выльется в профанацию деятельности. К слову, еще год назад, когда Минцифры призвало ИТ-компании "пойти в народ" и обучать студентов по всей стране, игроки рынка резонно отмечали, что в их региональных офисах работают только продавцы – и едва ли они смогут дать учащимся инженерные знания.
ИТ-компании резонно хотят партнерствовать с вузами по своему выбору – отбирая их и по качеству образования, и по месту нахождения. Поднимать с колен те высшие образовательные учреждения, которые не вызывают доверия рынка – не задача ИТ-компаний. Не говоря уже о том, что навязанный государством "подшефный" вуз в другом регионе вынудит часть сотрудников ИТ-компании бесконечно мотаться туда на поездах и самолетах.
Искомый результат
Судя по утечкам в СМИ (прежде всего, в издании CNews), еще в сентябре 2025 г. Минцифры запустило апробацию методики по учету передачи ИТ-компаниями 5% от сэкономленных на налоговых льготах денег вузам. Как выяснил CNews, в этом эксперименте участвуют 48 крупных ИТ-компаний и 18 вузов. В зачет финансовой помощи, якобы, идет работа сотрудников ИТ-компаний в роли преподавателей (причем не только в высших, но и в средних профессиональных образовательных организациях) и разработка / экспертиза образовательных программ либо ИТ-дисциплин, а также стажировка студентов в ИТ-компании и некоторые иные позиции.
Похоже, что ИТ-компании смогут подогнать стоимость часа работы сотрудников в роли преподавателей, декларируемые затраты на стажировки, расходы на работу с образовательными программами и иные добрые услуги под искомые 5% сэкономленных на налогах денег. Все отчитаются о проделанной работе, крупные ИТ-компании продолжат пестовать лучших студентов из топовых вузов и забирать их себе после выпуска, а представители иных бизнес-структур (в том числе из реального сектора) так и будут сетовать, что пришедшего на работу студента нужно учить всему с нуля.
