Василий Сажко, директор по продуктам МТС Exolve
Василий
Сажко

директор по продуктам МТС Exolve
© ComNews
24.11.2025

Когда в 2023 году МТС представила омниканальную платформу коммуникационных сервисов Exolve, рынок корпоративных и клиентских коммуникаций уже давно жил по знакомому сценарию: крупные компании использовали мощные, дорогие и сложные решения, а миллионы представителей малого и среднего бизнеса (МСБ) - упрощенные инструменты или набор разрозненных сервисов, которые требовали постоянных доработок и интеграций.

МТС Exolve с самого начала задумывалась как платформа, способная изменить эту ситуацию. Первый в России омниканальный продукт для автоматизации коммуникаций с клиентами был создан в том числе и для того, чтобы бизнес любого масштаба мог строить собственные приложения для взаимодействия с клиентами - без сложной инфраструктуры и долгих запусков.

Изначально мы ориентировались на потребности крупнейших корпоративных заказчиков уровня Enterprise. И сегодня именно они наиболее активные пользователи наших продуктов: ведущие маркетплейсы России, такие как "Авито", Ozon, ЦИАН и др., давно пользуются нашими сервисами. Это определило планку качества и надежности решений. Но создавая платформу, мы одновременно держали в фокусе и другой сегмент - предпринимателей, небольшие компании, разработчиков, у которых ресурсы ограниченны.

В России почти 6,8 млн субъектов малого и среднего бизнеса, и у них есть свои коммуникационные задачи. Им также нужно автоматизировать клиентский сервис, унифицировать каналы, исключить несовместимость инструментов и обеспечить позитивный клиентский опыт. И запрос со стороны этого сегмента аналогичен: как и крупным компаниям, СМБ необходим комплексный продукт "в одном окне". Эта философия лежит в основе создания платформы МТС Exolve. Ее можно назвать продуктом класса enterprise-light. Это не термин из учебников, а рабочая концепция, описывающая новый формат технологических платформ для массового пользователя: "облегченная" по стоимости, сложности внедрения и требованиям к ИT-инфраструктуре, но при этом сохраняющая функциональность и качество уровня Enterprise.

По сути, мы сделали технологии уровня топ-компаний доступными разработчику, индивидуальному предпринимателю или небольшой команде. В два-три клика они могут собрать именно то решение, которое необходимо их бизнесу: от виртуальной телефонии и инструментов Telecom API до роботов и защиты номера; от синтеза речи, SMS-рассылок, авторизованных вызовов и умной проверки номера до AI-сервисов - речевой аналитики, копайлота для операторов. Все это - на основе полноценной омниканальности, объединяющей голос, чаты, мессенджеры и почту в одном окне. Бизнесу больше не нужно собирать инструменты по частям: все уже работает вместе, совместимо и масштабируется.

В том же направлении движется и новый продукт - МТС Optimus, созданный и запущенный недавно материнской компанией МТС совместно с нашей командой. Это фактически цифровой помощник для малого бизнеса, который снижает нагрузку и ускоряет клиентскую работу. AI-сервис, который записывает и расшифровывает рабочие встречи, превращает разговоры в структурированные заметки и списки задач, помогает работать с клиентской базой.

В целом и крупный, и малый бизнес движутся от покупки и использования отдельных услуг (канал, номер, СМС) к применению коммуникационных экосистем, которые помогают вести с клиентом гибкий, осмысленный, уважительный и персонализированный диалог. Именно в такой парадигме развивается платформа МТС Exolve.