Директор ФГУП "Главный радиочастотный центр" Андрей Бескоровайный
Леонид Коник
19.09.2002
![]() |
Добрая половина событий на рынке сотовой связи сопряжена с радиочастотами. Частоты - дефицитный государственный ресурс, и от того, есть они в наличии или нет, можно ли их получить и что для этого нужно сделать, зависит возможность оператора работать в том или ином регионе. "Вымпелком" больше года не мог получить лицензию на Петербург и Северо-Западный регион из-за того, что не мог найти свободных частот. Стоило найтись частотам в диапазоне 1800 МГц, и "Вымпелком" стал обладателем лицензии GSM-1800 на Северо-Запад.
Поволжский СМАРТС пытается выйти на московский рынок, но его дочке - ООО "Трафик" - в получении частот отказано. "Трафик" судится с ГРЧЦ и Госкомиссией по радиочастотам, которые доказывают, что все частоты в Москве розданы другим операторам. "Мобильные ТелеСистемы", после длительных переговоров о покупке СМАРТСа, решили пойти в Поволжье самостоятельно. Поход начался с получения частот на один из регионов работы СМАРТСа - Саратовскую область. Впереди - появление в России операторов нового стандарта CDMA-450 и сотовых сетей 3-го поколения (3G). Судьба этих проектов во многом зависит от того, будут ли найдены для них радиочастоты и кто их получит. О принципах выдачи частот, проблемах и новшествах в этом вопросе в интервью ComNews.ru рассказывает директор ФГУП "Главный радиочастотный центр" Андрей Бескоровайный.
- Андрей Владимирович! Каким образом в России происходит выделение частот операторам связи?
- Есть основополагающий документ - положение о порядке выделения полос радиочастот в РФ. С 1 октября вводится в действие новое положение, которое утвердила Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ). Основное отличие нового документа в том, что нам удалось согласовать с военными срок прохождения заявок. Точнее, раньше фиксированных сроков вообще не было, а сейчас строго прописано, что срок не может превышать 75 суток. В течение этого срока военные будут обязаны дать ответ - положительный либо отрицательный. Раньше эта процедура могла тянуться полгода и больше.
- Легко ли Минобороны пошло на такую договоренность?
- Они вели диалог, хотя могли отказаться с порога. В итоге был найден компромисс - мы предлагали еще более жесткий срок: 45 суток. Благодаря закрепленным срокам согласования с Минобороны мы надеемся, что не будем согласовывать частоты больше четырех месяцев с момента подписания договора с оператором связи. Раньше на получение частот у сотовых компаний уходил год-полтора, а то и два.
- Могут ли частоты отниматься и на каком основании?
- В положении о выделении полос радиочастот, и в старом, и в новом, есть пункт, гласящий, что если оператор в установленные сроки не ввел в эксплуатацию радиоэлектронные средства, то разрешение на пользование частотами аннулируется. Если оператор создает помехи другим радиосредствам или не выполняет технические условия, указанные в разрешении, то его действие приостанавливается, и если оператор не приводит все в соответствие, разрешение аннулируется. Но за все время моей работы в связи таких прецедентов еще не было.
- Но многие операторы набирали частоты, не использовали их и регулярно продлевали срок действия разрешения. Сколько раз может выдаваться продление?
- Это тоже отличие нового Положения. В старом документе просто говорилось, что срок может продлеваться. Теперь все описано четко: разрешение на частоты выдается на год, может быть один раз продлено еще на полгода, после чего разрешение аннулируется. Частоты - ресурс государственный, и желающих его получить очень много. Чтобы не растить "собак на сене", нужно этот рынок жестко регулировать.
- Можно ли посчитать, сколько стоит 1 МГц частотного диапазона для оператора, с учетом затрат на его расчистку и всех выплат госорганам?
- Все зависит от диапазона. Расчистка - это не наша задача, а операторов. Иногда расчистка участка спектра может стоить несколько миллионов долларов, а в других случаях для этого требуется лишь вывести в другой диапазон радиорелейную станцию, и на закупку новой уходит всего несколько десятков тысяч долларов.
- Платят ли операторы за использование частот?
- Пока нет. Сейчас государство находится в процессе принятия такого решения, ведь это ограниченный национальный ресурс, и за него надо платить. Сегодня операторы лишь вносят плату за обеспечение эффективного использования частотного ресурса: они платят радиочастотным центрам за то, что те производят поиск и устранение помех. Стоимость этих работ рассчитывается по специальным методикам, разработанным НИИ Радио и ЛОНИИСом. Раньше каждый радиочастотный центр устанавливал свои тарифы, но сейчас мы привели все к единым ценам, и Минсвязи будет проводить их через МАП.
- Сколько в среднем платит сотовый оператор радиочастотным центрам?
- Суммы для всех разные. Например, МТС в Москве платит намного больше, чем, скажем, владивостокский "Примтелефон" - у него меньше емкость, меньше базовых станций, меньше абонентов, меньше частот нужно проверять. Или как можно сравнивать территориально Хабаровский край и Подмосковье - по Хабаровскому краю для радиочастотных замеров нужно проехать тысячи километров.
- Не логичнее ли для оператора платить не постоянно, а лишь при возникновении помех?
- Обязанность радиочастотного центра - обеспечить взаимную беспомеховую работу всем. Это большая задача, и за ее решение он должен получать деньги. Если бросаться устранять помехи по каждому сигналу, толку будет мало.
- Какова общая ситуация со свободными частотами и какие регионы самые проблемные?
- Главные проблемы там, где больше заселенность: там больше сотовых абонентов, а следовательно требуется больше частот. Поэтому больше всего проблем - в таких конгломератах как Москва и Петербург. Во всех регионах свободные частоты уже поделены между существующими операторами. Свободные частоты остались лишь в отдаленных районах, например, на Чукотке, но желающих их получить пока не видно. Для новых игроков или для расширения сетей действующих операторов требуется проводить расчистку частот, которые сейчас заняты другими радиосредствами. Например, в Москве с приходом третьего GSM-оператора ["Соник Дуо"] возникли проблемы нехватки частот, но он сделал большие вложения, расчистил диапазон и получил минимально необходимый частотный ресурс.
- В начале 2002 г. "Московская сотовая связь" (МСС) и питерская "Дельта Телеком" свернули опытные зоны стандарта GSM-400/1800 и вернули государству временно полученные для этого частоты GSM-1800. Кому они достались?
- В Питере было два претендента на частоты в диапазоне 1800 МГц - FORA Communications и "Вымпелком". FORA получила свободный участок спектра, а по частотам, которые сдала "Дельта" - всего 5 МГц, - мы дали подтверждение в ГКРЧ об их наличии по запросу "Вымпелкома". Кроме того, для "Вымпелкома" нашелся еще один свободный участок спектра в диапазоне 1800 МГц. И FORA, и "Вымпелком" получили два одинаковых куска по 14 МГц каждый. С учетом ширины канала 200 кГц это позволяет им организовать по 70 радиоканалов.
В Москве сразу после того, как стало известно о сдаче частот МСС, первым заявку на расширение подал МТС, а буквально через месяц аналогичную заявку подал "Соник Дуо". МСС сдала 5 МГц, и они были распределены по 2,5 МГц между МТС и "Соником". Еще через месяц появилась новая компания "Трафик" и тоже запросила эти частоты, но ей уже ничего не осталось, так как есть жесткая очередность удовлетворения заявок.
- "Трафик" говорит, что получил от Минобороны и ФАПСИ подтверждения о наличии частот в 1800 МГц…
- Минобороны и ФАПСИ вполне могут сказать, что частоты есть, в том смысле, что их радиосредств там нет. Каждое ведомство говорит лишь о свободе того или иного участка от его радиосредств. А мы говорим за себя и заявляем: гражданские радиосредства уже заняли все возможные частоты 1800 МГц в Москве.
- В России есть регионы, где действуют четыре и даже пять GSM-операторов. Почему в Москве такая ситуация невозможна?
- В диапазоне 900 МГц везде работают только три оператора, лишь в Ярославле оказалось четыре игрока. В диапазоне 1800 МГц, действительно, есть и по четыре, и по пять операторов. Но пять игроков - это уже проблемный регион: там выбраны все частоты, но в основном это дальние регионы, и каждому из операторов нет необходимости иметь такое количество частот, как в Москве. Москва - это самый "чистый" регион: тут подмели все. В силу его высокой рентабельности операторы расчистили все и разобрали все частоты, которые были. Не отнимать же у действующих операторов используемые ими частоты! Кроме того, московский сотовый рынок уже почти насыщен: в городе насчитывается 5 млн абонентов. Четвертому игроку претендовать практически не на что.
- А никаких норм на количество частот "в одни руки" в России нет?
- В том-то все и дело. Государство в свое время такой вопрос не поставило. А сейчас я не думаю, что МТС, "Вымпелком" или "МегаФон" будут делиться частотами с четвертым оператором. Они - хозяева этих частот, и нет никаких оснований для передела. Все частоты используются ими очень плотно: операторы имеют в Москве по 800-900 базовых станций.
- Недавно "Вымпелком" получил лицензию GSM-1800 на Северо-Запад. Каковы шансы этой компании найти в Северо-Западном регионе частоты в диапазоне 900 МГц?
- Самые проблемные регионы на Северо-Западе - Петербург и Калининград. Они оба отличаются густонаселенностью, и все действующие операторы старались получить там максимально возможное количество частот. Если "Вымпелком" готов расчистить частоты, занятые другими радиосредствами, то он сможет получить частотный ресурс. Кроме того, у МТС и северо-западного филиала "МегаФона" в диапазоне 900 МГц есть так называемые "пораженные" частоты: они имеют большие ограничения по излучаемой мощности, и могут использоваться только в метро - под землей, причем МТС и "МегаФон" используют не все из них. Несколько каналов с "пораженными" частотами вообще свободны. В Москве МТС отказался от части таких частот, а "Соник Дуо" взял их и расчистил, причем он сделал благое дело, расчистив весь диапазон, и для "Вымпелкома", и для МТС, и для себя - так получилось, им деваться было некуда. Теперь в Москве любые радиоканалы могут использоваться и метро, и на поверхности. Если "Вымпелком" готов так же поработать по Петербургу, он тоже сможет получить частоты. Но это немалые вложения..
- Сотовая компания СМАРТС утверждает, что в Поволжье оператор "МСС-Поволжье", входящий в "МегаФон", незаконно получил частоты в диапазоне 900 МГц в Мордовии, на которые претендовал СМАРТС. Менеджеры СМАРТСа говорят, что вторая компания "МегаФона" - "Волжский GSM" - уже получила частоты на Мордовию. Прокомментируйте, пожалуйста, эту ситуацию.
- Мы не выясняем аффилированность операторов. Для нас существует заявитель - владелец лицензии. Он пришел, подал заявку, мы ее рассмотрели и выполнили. А кто у него хозяин - не наш вопрос. Тем более что сегодня владелец один, а завтра - уже другой. Наша задача - определить, есть свободный участок диапазона или нет. "МСС-Поволжье" и "Волжский GSM" имеют раздельные лицензии на территорию Мордовии, и каждый из них вправе претендовать на частоты. "МегаФон" ими владеет или кто-либо еще - нас не касается. И потом, мы не можем знать: вдруг "МегаФон" завтра продаст "Волжский GSM"?
- Еще один частотный диапазон, вызывающий полемику - 800 МГц. В нем работают сотовые сети стандартов AMPS и CDMA, но к 2010 г. они должны свернуться и уступить место цифровому телевидению. Совместное существование этих систем невозможно?
- Согласно рекомендациям Международного союза электросвязи (ITU), в Европе диапазон частот 800 МГц, в котором работают CDMA и AMPS, отводится под развертывание цифрового телевидения. Наша страна является членом Европейской конфедерации почтовых и телекоммуникационных администраций (СЕРТ). В соответствии с Международным регламентом радиосвязи, Россия относится к району №1 и должна соблюдать международные договоренности. Уже есть решение ГКРЧ о том, что диапазон 800 МГц идет под цифровое телевидение.
- С конца 2002 г. в России начнется массовое развертывание сетей стандарта CDMA-450, которые будут создавать операторы устаревшего аналогового стандарта NMT-450. Все ли хорошо с частотами для CDMA-450?
- Там ситуация тоже не очень простая. В свое время операторы NMT-450 брали не весь участок диапазона, а лишь необходимый им кусок. Пожалуй, весь диапазон используют только "Московская сотовая" и "Дельта Телеком". Технология IMT-MC 450 подразумевает использование настолько широкого спектра, что больше одного оператора CDMA-450 в одном регионе чисто технически быть не может. Переходя с аналогового стандарта на цифровой, оператор должен понимать, что он должен расчистить весь диапазон 450 МГц, причем в каждом регионе будут свои проблемы, так как он занят различными средствами связи - и военными, и гражданскими. В октябре МСС и "Дельта" должны доложить на заседании ГКРЧ о результатах тестирования в рамках опытных зон CDMA-450, после чего будут приниматься решения о принципах лицензирования и порядке выделения частот для этих сетей.
- Если тесты еще не завершены, почему ГКРЧ уже начала выдавать частоты для создания коммерческих сетей CDMA-450?
- Видимо в ГКРЧ поторопились. Были выданы заключения о возможности использования полос частот для создания сетей CDMA-450, но потом, понимая, что сама технология еще не легализована ГКРЧ приостановила выдачу заключений до окончания работы опытных зон в Москве и Петербурге. То есть процедура приостановлена, но не отменена. ГКРЧ выдала разрешения примерно на десяток регионов.
- Как обстоят дела с частотами для сотовых сетей 3-го поколения (3G)?
- В полосах частот, которые предназначены для сетей 3G, сейчас работают радиосредства и гражданского, и правительственного назначения, радиорелейные станции и военные радиоэлектронные средства. Ассоциация сетей 3G, НИИ Радио, военные институты и мы проводим научно-исследовательские работы по возможности вывода этих средств в другие диапазоны, либо совместного их использования. К концу 2002 г. эти работы будут завершены, и тогда на вопрос о наличии частот для 3G будет определенный ответ.
Биографическая справка
Бескоровайный Андрей Владимирович родился 15.11.1958 г. в Ташкенте. В 1983 г. окончил Киевское высшее инженерное училище связи, факультет "Радиосвязь", специальность "Радиоинженер". В 1996 г. окончил Военную академию связи (Санкт-Петербург). С 1976 по 1997 г. служил в Вооруженных силах РФ. Кандидат технических наук. С 1997 года пришел на работу в ЗАО "Северо-Западный GSM", где прошел должности от инженера отдела развития до заместителя генерального директора. С апреля 2002 г. - директор ФГУП "Главный радиочастотный центр".
О предприятии
Государственная радиочастотная служба (ГРЧС) при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации, в которую входят ФГУП "Главный радиочастотный центр" (ГРЧЦ) и Радиочастотные центры федеральных округов, была создана постановлением Правительства Российской Федерации "О Государственной радиочастотной службе при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации". Целью ее создания является решение задач повышения эффективности государственного регулирования использования радиочастот и радиоэлектронных средств (РЭС) гражданского применения юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности и физическими лицами, а также обеспечения электромагнитной совместимости РЭС, используемых на территории Российской Федерации