Точка зрения / июнь 2006
Игорь Сырцов, гендиректор "Почты России": "Мы выдержали вал предложений от банков"

Ведомости
19.06.2006




Гендиректор "Почты России" Игорь Сырцов создает одну из крупнейших компаний в стране

Игорь Сырцов любит большие перемены. Бывший совладелец нефтяной компании "Атлас" в 2000 г. неожиданно для себя увлекся почтовым бизнесом и не прогадал. В 2002 г., когда государство учредило ФГУП "Почта России", именно Сырцов стал ее первым руководителем. Лежавшая фактически в руинах почтовая отрасль России теперь растет очень быстрыми темпами - на 25% в год, хотя и продолжает сильно отставать от иностранных почтовых компаний. В интервью "Ведомостям" Игорь Сырцов рассказал о способах ускорения доставки писем, предстоящем акционировании ФГУП "Почта России" и выгодах, которые можно извлечь из национальной сети, состоящей из 42 000 отделений.

"На собственные самолеты пока денег нет"

- По плану реформы почтовой отрасли к 2010 г. срок доставки писем по России должен составить три дня. Сколько времени почта идет по России сейчас?

- Контрольный срок доставки писем составляет 6,13 суток. В 2005 г. в срок дошли 86,5% писем. Надо учитывать размеры нашей страны, ее географические и климатические особенности. В мире просто нет других государств, где разница во времени между самым западным и самым восточным районом составляет 11 часов, как у нас. Мы используем и железнодорожные перевозки, и авиацию, и другие виды транспорта. И во многом зависим от них. На Чукотке в мае, например, авиакомпания на две недели отменила регулярный пассажирский рейс, которым мы пользовались, и все это время почта в регион не попадала. Аренда самолетов для отправки почты на Дальний Восток для нас полностью убыточна. Приходится оплачивать рейс туда - обратно. Один рейс по северному маршруту стоит более 2 млн руб., а обратно он идет практически пустой. И никто нам эти затраты, разумеется, не возмещает. Для сравнения: китайская почта располагает собственным авиапарком в 47 самолетов. У французской почты - а Франция в пять раз меньше Якутии - более 30 Boeing 737.

- Может быть, и вам обзавестись транспортным парком?

- На собственные самолеты у нас пока денег нет. Своих железнодорожных вагонов у нас около 1000, из них в рабочем состоянии - около 400. А в советское время почта располагала парком в 4500 вагонов. В 2005 г. мы приобрели первую партию новых вагонов за последние 15 лет. Кроме того, начали формировать собственные автопоезда - это заметно ускоряет доставку почты по европейской части России. Но на сроки доставки влияет не только транспорт. Сегодня 99% почтовых отправлений в стране обрабатывается вручную.

- Почему же российская почта не сортирует корреспонденцию автоматически?

- В советское время в стране работало 97 автоматизированных линий по обработке корреспонденции. Но в начале 1990-х объемы почтовых отправлений резко сократились, и использовать технику для их обработки стало невыгодно. Сегодня картина меняется. Мы начали строительство новых сортировочных центров, которые позволяют за несколько часов сортировать почту от ящика до сумки почтальона. Первые два центра строятся в Подмосковье и Санкт-Петербурге. Общая сумма инвестиций в эти проекты - около 3,5 млрд руб. На Москву приходится 10-15% письменной корреспонденции, а с учетом того, что сортировочный центр будет обслуживать и девять прилегающих областей, получатся все 20%. Петербург даст, думаю, еще 5%. Это не решит проблему полностью, но снимет ее остроту - наиболее серьезные трудности с доставкой корреспонденции именно здесь. Мощность московского сортировочного центра составит 3 млн отправлений в сутки.

- А откуда деньги на инвестиции? ФГУПы же имеют ограничения на привлечение заемных средств.

- Действительно, мы пока первое и единственное в России федеральное государственное унитарное предприятие, которое напрямую, без госгарантий привлекает кредиты западных банков. Не могу сказать, что это было так уж сложно. Мы объявили тендер на строительство сортировочных центров. Решили оснастить их самым современным оборудованием. Потом провели переговоры с иностранными поставщиками, выигравшими тендеры, а они, в свою очередь, обращались к своим банкам, и те оценивали нашу платежеспособность. Исполнителем контракта в Подмосковье является итальянская компания Elsag, и мы оплачиваем ее работу кредитом Commerzbank под гарантии итальянского агентства SACE. В петербургском контракте - генподрядчик Siemens, а кредит привлечен в немецком агентстве Euler Hermes.

Видимо, западные партнеры относятся с доверием к результатам нашей реструктуризации, когда из разрозненных и не всегда полноценных предприятий почтовой связи к 2004 г. получилось построить одну из крупнейших компаний России. За полтора года 86 юридических лиц удалось объединить в одно предприятие и централизовать их доходы. Последние три года наши доходы росли на 20-25% ежегодно. Для кредитных организаций все это оказалось важнее, чем организационно-правовая форма.

- А российские банки вас кредитуют?

- До консолидации кредитование предприятий почтовой связи было делом трудным, едва ли осуществимым. Но после объединения мы выдержали прямо-таки вал предложений от российских банков. У нас есть соглашения со Связьбанком, Газпромбанком, Внешторгбанком об открытии кредитных линий. В 2005 г. мы получили разрешение Мининформсвязи на их использование. Думали, понадобятся деньги на пополнение оборотных средств, на развитие системы денежных переводов, но не взяли ни копейки. Мы просто научились оперативно управлять собственными ресурсами. В этом году, наверное, кредиты привлекать придется. У нас запланировано увеличение объема инвестиций до 4 млрд руб. с прошлогодних 2,5 млрд руб.

- Работать с корпоративным сектором выгоднее, чем с гражданами?

- Увеличение объемов пересылки связано с активностью корпораций. При нынешнем уровне проникновения сотовой связи, доступности Интернета и потере культуры письма не приходится ожидать, что частные лица будут отправлять больше писем по нашим каналам. Опыт зарубежных коллег показывает, что доля частных почтовых отправлений в общем потоке составляет всего 7-8%. Все остальное - это обслуживание корпоративного и государственного секторов. А здесь ситуация зависит от состояния экономики в целом. В России в 1990-е гг. ежегодно происходило сокращение объемов письменной корреспонденции, в 2000 г. наметилась стабилизация, а сейчас идет рост. В 2005 г. рынок почтовых услуг в стране вырос на 28%, а в структуре наших доходов почтовые услуги занимали 34% по сравнению с 31% годом ранее. При этом у нас бурно развиваются другие услуги, например финансовые: доставка пенсий, пособий, денежных переводов, прием платежей в пользу банков. Вместо традиционных почтовых переводов мы предложили рынку магистральный электронный трафик. Эту технологию в первую очередь оценили банки, занимающиеся потребкредитованием.

"Стране нужен Почтовый банк"

- Какой объем средств проходит сейчас через почту?

- В 2005 г. совокупный объем средств, доставленных с помощью почты, составил 216 млрд руб. Это почти вдвое больше, чем в 2004 г. Сумма примерно поровну делится между корпоративными клиентами и частными лицами. В прошлом году темпы роста объемов в корпоративном сегменте (287%) впервые обогнали частный сектор (38%). На финансовые услуги пришлось 47% выручки предприятия.

- В 1990-е гг. почта забирала себе 10% от суммы перевода, а деньги шли до получателя больше двух недель.

- Когда мы начали внедрять технологии электронных денежных переводов, то полностью пересмотрели свою тарифную политику. Теперь у нас регрессивная шкала, тарифы в среднем снизились на 35%. Это полностью себя оправдало: потери от снижения тарифов мы довольно быстро компенсировали за счет роста объемов. Для частных лиц срок доставки перевода составляет сейчас 72 часа. В этом году, я думаю, выйдем на рынок с предложением по доставке денежных переводов в течение часа. Технологические возможности для этого есть, осталось только внести организационные корректировки - у почтовых отделений должно быть соответствующее денежное подкрепление.

- Почта традиционно занимается подпиской на газеты и журналы, но в последние годы спрос на эту услугу падает.

- Мы заинтересованы в развитии этого направления. На него сегодня приходится 8-9% нашей выручки. Проблема с падением тиражей носит комплексный характер. Прежде всего почтовые ящики в наших домах не гарантируют сохранности их содержимого. Помню, еще в советское время я сам отказался от подписки на газеты и журналы по этой причине. Сегодня почтовые ящики принадлежат муниципалитетам, и в состав квартплаты входят деньги на их содержание. Но никакого интереса поддерживать их в хорошем состоянии у муниципальных служб нет. Мы не возражаем против передачи почтовых ящиков на наш баланс. Для этого потребуется изменить закон о почтовой связи. Если мы обеспечим сохранность почтовых отправлений, то вырастет и спрос на наши услуги.

Развитие подписки на газеты и журналы во многом зависит от согласованной позиции почты, издателей и распространителей в интересах подписчиков. СМИ надо подумать, какие они, что им нужно сделать, чтобы читателю было интересно подписываться. Но и государство могло бы участвовать, если оно заинтересовано в доступности этой услуги для населения. Во Франции, Швеции правительство дотирует издателей и службы доставки, чтобы поддерживать низкие цены на подписку. Нас же государство не дотирует в принципе. Наши основные затраты - зарплата персонала и транспорт. Расходы на транспорт мы сами снизить не можем, а снижать зарплату просто не имеем права - она сейчас составляет всего 60% от средней по России.

- А государство ограничивает ваши тарифы на доставку прессы?

- Нет, это рыночная, конкурентная услуга. У нас регулируются только тарифы на услуги универсальной почтовой связи - доставка писем, карточек, бандеролей. На доставку письменной корреспонденции тарифы составляют 92% от себестоимости, на корреспонденцию с объявленной ценностью - 67% себестоимости. При том что и себестоимость занижена. Она рассчитывается на основе той зарплаты, которая сейчас уже не выплачивается. Убытки от регулируемых тарифов покрываются доходами от остальных направлений. По плану реформы к 2008 г. мы должны перейти к расчету тарифов на основе экономически обоснованных затрат и учитывать в них инвестиционную составляющую. Уже разработана методика раздельного учета затрат, она позволит нам аргументированно отстаивать свои предложения по размеру тарифов.

- Нередко письмо, отправленное обычной почтой, не доходит до адресата или попадает к нему через несколько месяцев. В чем причина?

- Я согласен, что почта у нас работает все еще не идеально. Но если вы отправляете через "Почту России" заказное письмо, его путь полностью контролируется, и вы в режиме онлайн на нашем сайте можете посмотреть, где оно находится в данный момент. Если с заказным письмом что-то случится по вине наших сотрудников, они будут нести за это ответственность. А вот за обычное письмо без объявленной стоимости по правилам Всемирного почтового союза почта не несет материальной ответственности. Здесь, к сожалению, возможны такие случайности, о которых вы говорите, в том числе и по вине почтовых служб соседних стран.

- А услуги экспресс-почты уже освоили?

- Целеустремленно мы начали развивать экспресс-доставку с 1 марта 2004 г., когда нам был передан статус национального оператора EMS. Сеть EMS, действующая в рамках Всемирного почтового союза, была создана для быстрого обмена корреспонденцией между 190 странами мира. Мы получили всю входящую почту, кроме Франции и клиентов в Москве и Петербурге. За первые девять месяцев работы объем вырос в 8 раз, в 2005 г. - на 286%. Сейчас мы активно развиваем сеть курьерской доставки. Доля экспресс-почты в доходах пока невелика: за прошлый год - около 600 млн руб. На международном направлении мы еще не готовы конкурировать с такими гигантами, как DHL, FedEx, UPS. Но в доставке по России мы будем серьезными конкурентами. Мы рассчитываем стать ведущим игроком на этом рынке к 2010 г.

- Раньше в правительстве то и дело возникали споры о создании в России Почтового банка. Как вы относитесь к этой идее?

- Я думаю, что, в принципе, стране нужен Почтовый банк. Наша банковская система развита довольно слабо и однобоко, она сориентирована в первую очередь на городское население, а сельские жители лишены банковского обслуживания. По идее, почта, обладая банковской лицензией, могла бы быть полезна для вовлечения средств населения в экономику. Другой вопрос - готовы ли мы к этому. Организационно и финансово, наверное, нет. И потом, должно созреть политическое решение. Но мы будем постепенно двигаться в этом направлении, ведь почтово-банковские услуги мы уже, по сути, оказываем. Это же не наше изобретение или прихоть. Самый крупный банк в мире - Почтовый банк Японии, его капитализация - $3 трлн. В Германии и Франции самые крупные сберегательные банки - почтовые.

- А как вам идея приватизации почты?

- В мире действительно начался процесс приватизации национальных почтовых операторов. В Голландии свыше 60% акций их почты - TPG уже обращается на бирже, такой же показатель у Deutsche Post. Многие европейские почты объявили о продаже 15-25% своих акций. Почта Японии приступает к приватизации в 2007 г., это даже спровоцировало парламентский кризис в стране. В России сегодня ставить вопрос о приватизации почты весьма преждевременно. В том состоянии, в каком находится почтовая инфраструктура, продавать ее частному инвестору неправильно. Задорого вряд ли кто купит, а задешево продавать - просто преступление. Правильнее сейчас дать почте возможность продолжить модернизацию, чтобы создать мощного национального почтового оператора. Гораздо актуальнее акционирование почты - оно повысит нашу инвестиционную привлекательность.

- Когда же "Почта России" будет акционирована?

- Прежде всего в законе о почтовой связи должна быть предусмотрена возможность акционирования. Новая редакция закона уже подготовлена и проходит согласование в различных ведомствах. Но решение об этом и о сроках акционирования должны будут принять органы власти.

"С "Лукойлом" и ЮКОСом, конечно, не сравнить"

- До начала 2000-х вы работали в нефтегазовом секторе. Почему вдруг занялись почтовой связью?

- В жизни, на мой взгляд, порой надо практиковать серьезные изменения. Из нефтяного бизнеса я ушел в какой-то степени по субъективным причинам. Дело было после 1998 г., во время кризиса. Я был соучредителем нефтяной компании "Атлас", и мы с партнерами решили расстаться. Компании уже не существует. Когда я думал, что делать дальше, то решил, что надо попробовать себя в чем-то новом. Мне предложили работать в Госкомсвязи, потом возглавить "Международный почтамт". Не скрою, когда в 2000 г. получил это назначение, у меня было много сомнений. Но в результате я очень благодарен судьбе. Это очень интересная работа, к тому же открылось поле для действительно серьезных преобразований. Из малопрестижной структуры, абсолютно убыточной, можно сделать одно из крупнейших в стране предприятий, которое будет динамично развиваться. И в профессиональном плане удалось многого добиться: сейчас я возглавляю группу стратегического планирования Всемирного почтового союза. И я очень благодарен министру [связи Леониду Рейману] за доверие и предложение возглавить "Почту России".

- Что собой представлял "Атлас"?

- Ну с "Лукойлом" и ЮКОСом, конечно, не сравнить. У нас было трейдинговое подразделение и три нефтеперерабатывающих завода на юге России. Компания занималась переработкой нефти и поставляла нефтепродукты на экспорт. Как и у всех в начале 1990-х, бизнес начинался с нуля. [До начала 1990-х] я работал в Министерстве строительства нефтяной и нефтегазовой промышленности, которое занималось нефте- и газопроводами. Мое подразделение специализировалось на трубных заготовках, вахтовых домиках, т. е. тогда я не был специалистом по торговле нефтью.

- На рынке распространено мнение, что в числе ваших партнеров был Иосиф Кобзон.

- Он не входил в их число, и наша компания тоже не входила в его холдинг. Но мы по ряду программ взаимодействовали с Иосифом Давыдовичем.

- "Почта России" спонсирует мультфильм "Элька", один из героев которого - почтальон Весточка. Это реклама?

- Это только часть нашей программы по работе с населением. Кроме мультфильма мы поддерживаем детский журнал "Элька", который распространяется через почту. В планах - выпуск продукции под брендами, связанными с мультфильмом. Как знать, может, кто-то из юных зрителей захочет в будущем пойти в почтальоны. Вот зря вы улыбаетесь. Мы уже несколько лет проводим конкурс "Мисс Почта". Финалистки приезжают со всей страны в Москву. Для многих сказка про Золушку становится явью. Например, на последнем конкурсе одну из финалисток, сельского почтальона из Псковской области, пригласили сниматься в российско-американском кинофильме. Это мощный инструмент для повышения престижности нашей профессии у молодежи. Мы показываем обществу новое лицо почты.

- Не боитесь, что электронная почта со временем вытеснит традиционную?

- Нас вытеснить невозможно. Услуги могут видоизменяться, но востребованными будут всегда. А доступом в Интернет для клиентов сейчас оснащено каждое четвертое почтовое отделение в стране. В этом году мы планируем удвоить это число.

Биография

Игорь Аркадьевич Сырцов родился в 1951 г. в Москве. В 1985 г. окончил экономический факультет МГУ, а в 1990 г. - Высшие курсы международного бизнеса Hofstra University (США). В 1969-1971 гг. служил в армии. После службы работал в "Главмосинжстрое" на разных должностях. В 1982 г. перешел в систему Миннефтегазстроя. В 1990-1999 гг. - вице-президент нефтяной компании "Атлас" и генеральный директор "Атлас Моторс Груп". В 1998-1999 гг. - советник председателя правления "РИА Новости", а в 1999-2000 гг. - советник председателя Госкомитета РФ по телекоммуникациям. В 2000-2002 гг. - генеральный директор ФГУП "Международный почтамт". С ноября 2002 г. по сентябрь 2003 г. - и. о. генерального директора ФГУП "Почта России", в сентябре 2003 г. утвержден в этой должности.

О компании

ФГУП "Почта России" основано в сентябре 2002 г. в рамках реструктуризации федеральной почтовой связи. У "Почты России" 85 филиалов, 42 000 почтовых отделений и 370 000 сотрудников. По данным предприятия, выручка за 2005 г. составила 47 млрд руб. (в 2004 г. - около 37 млрд руб.), чистая прибыль - 69 млн руб. (820 млн руб.), инвестиции - 2,3 млрд руб. (460 млн руб.).

Ольга Проскурнина