Игорь Хомич: "Грань между экспертизой и зоной ответственности технических служб, обеспечивающих связь, и ИТ-службами будет лишь дальше размываться, а схожие работы дублироваться"
Игорь Хомич
партнер компании AT Consulting и директор блока "Инновационные решения"
© ComNews
29.01.2014

Сотовые операторы переходят от торговли минутами к торговле сервисами, инновационными продуктами, которые исчисляются тысячами. "Диджитализация" операторов рождает новые требования к ИТ, так как старые системы не отвечают текущим потребностям.

Последние несколько лет профессиональное телеком-сообщество искало новые драйверы и подходы к росту бизнеса. Крупнейшие телекоммуникационные компании тестировали новые технологии, внедряли тысячи различных дополнительных услуг. Пожалуй, уже сейчас сформировано представление о том, как будут выглядеть операторы в следующие 10-15 лет. Если раньше базовым продуктом мобильных операторов были услуги голосовой связи, то в ближайшей перспективе таким продуктом станет мобильный Интернет. В этом смысле мобильный бизнес повторяет путь сегмента фиксированной связи, где голосовые услуги все больше предоставляются как дополнительная опция к широкополосному доступу в Интернет.

При этом перед большинством нынешних лидеров рынка мобильной связи встал вопрос трансформации их существующих бизнес-моделей. И если до 2013 года регулятор удерживал стабильность рынка мобильной связи, то новые законотворческие инициативы, включая так называемую отмену мобильного рабства, направлены как раз на реформу отрасли связи и полностью соответствуют сформировавшемуся в обществе запросу к изменениям.

Поэтому в отрасли связи сейчас я вижу два ключевых вызова для ИТ. Прежде всего, это перераспределение функций между техническими службами операторов и службами ИТ. Ведь классические телеком-решения уже давно заменяются программными решениями, основанными на стандартах и технологиях из мира ИТ. Грань между экспертизой и зоной ответственности технических служб, обеспечивающих связь, и ИТ-службами будет лишь дальше размываться, а схожие работы дублироваться. Как следствие, будут меняться внутренние организационные структуры операторов. Изменения будут направлены на поиск синергии от объединения схожих функций и формирования более эффективных организационных моделей.

Еще один вызов касается обновления парка корпоративных ИТ-систем. Область корпоративной автоматизации работает в жесткой связке с бизнес-подразделениями мобильных операторов. При этом степень автоматизации операторских процессов во многом зависит от степени конкуренции на рынке. Российский рынок мобильных операторов исторически высококонкурентный, что гарантирует большой спрос на корпоративные информационные системы. Но устоявшиеся бизнес-модели требовали стабильных информационных систем: каких-то кардинальных перемен в предложениях ведущих ИТ-игроков мы не наблюдали. Начавшиеся на рынке изменения вновь обострят конкуренцию и повысят спрос на информационные технологии. При этом трансформация бизнеса будет требовать перестройки всего ИТ-ландшафта операторов. Все это заставит ИТ-компании "встряхнуться".

В результате такого эволюционного подхода стратегия трансформации ИТ будет определяться бизнес-потребностями. ИТ-компании смогут обеспечить максимальную выгоду за счет минимальных сроков перехода к принципиально новым ИТ-решениям и инструментам и организовать преемственность в наработанных бизнес-практиках. И самое главное – данный подход обеспечит операторам лидирующее место на будущей карте информационно-телекоммуникационных компаний с минимальными общими затратами.

Однако самым главным ограничением такого подхода является внутренняя готовность высшего и среднего руководства мобильных операторов к переменам, возможность открыто смотреть в будущее, способность к решительным действиям. В конечном счете главное ограничение – наличие людей, обладающих глубокими знаниями отрасли и при этом готовых прикладывать значительные усилия к трансформации бизнеса.

Ну и, конечно, операторам стоит сокращать количество подрядчиков хотя бы до десятков, укрупнять контракты и увеличивать их сроки, то есть выстраивать долгосрочные выгодные отношения.

В части внедрения новых информационных систем стоит переходить на венчурные модели, подразумевающие гибкие организационные схемы разработки и коммерческие модели, подразумевающие большую мотивацию ИТ-подрядчиков на конечный коммерческий результат оператора, например за счет разделение выручки от внедрения новых продуктов (Revenue Sharing). Мобильные операторы уже совсем не те маленькие инновационные компании, как это было в конце 1990-х. Лидеры рынка в России насчитывают десятки тысяч сотрудников, имеют сотни подрядчиков и тысячи внедренных информационных систем.

Укрупнение и количественное сокращение ИТ-подрядчиков позволит значительно сэкономить и предоставит гибкость в принятии решений.

Мнения авторов рубрики "Колонка" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты