Аппетит к риску

Накануне 20‑летия ОАО "Межрегиональный ТранзитТелеком" (МТТ) его генеральный директор Евгений Васильев дал главному редактору "Стандарта" Леониду Конику интервью, в котором проследил основные вехи истории компании, обозначил ее рыночное положение в наши дни и поделился планами развития на обозримое будущее.
- Этой осенью МТТ празднует 20‑летие. Что из бизнеса и инфраструктуры МТТ сохранилось с первых лет работы?
- Да, в октябре мы отмечаем 20 лет компании, и это серьезный юбилей. Сравнивая "Межрегиональный ТранзитТелеком" образца 1994 года и МТТ сегодняшний, можно увидеть фундаментальные изменения. Компания создавалась для обеспечения транзита трафика и роуминга между многочисленными тогда операторами мобильной связи в регионах России, поначалу – аналогового стандарта NMT-450, а затем и GSM. МТТ отлично справился с задачей, организовав для них единую магистральную сеть, и нельзя недооценивать ее роль в развитии российского сотового рынка: мобильные операторы развивались, имея надежный тыл. К слову, сотрудничество с сотовыми компаниями (теперь уже с "большой четверкой") в сфере транзита трафика до сих пор является крайне важной частью бизнеса МТТ.
Если говорить об инфраструктуре, с 1994 года у нас ничего не осталось. При работе на рынке с интенсивно растущим трафиком и постоянно появляющимися новыми технологиями, обновление и замена оборудования происходят быстро.
- Какие главные изменения в бизнесе, корпоративной культуре и стратегии МТТ произошли за 20‑летнюю историю?
- С 1994 по 2014 год в России в целом поменялось почти все, а в телекоммуникационном секторе изменения были еще более драматическими. За 20 лет у МТТ существенно расширился целевой рынок: если в 1994 году мы являлись компанией с моноуслугой для нескольких десятков клиентов, то сейчас имеем несколько сотен услуг, адресованных десяткам миллионов пользователей, причем не только в пределах России, но и за рубежом. При этом спрос и требования к сервисам также претерпели большие изменения, что не может не сказываться и на бизнес-процессах, и на корпоративной культуре.
При моноуслуге главную роль в компании играла техническая функция, а в наши дни, особенно при выходе на новые географические рынки, на первый план выходят умение формировать и позиционировать услуги, коммерческие функции и навыки венчурного управления. Новые сервисы принципиально отличаются от транзита трафика.
Что за 20 лет осталось неизменным? МТТ с момента создания старается быть пионером: мы либо выходим на рынок первыми, либо создаем уникальную услугу. Так, в 1994 году компания стала первой в транзите для сотовых операторов. В 2006 году – первым в России альтернативным оператором междугородной и международной телефонной связи и до сих пор является единственным из них, массово работающим на рынке частных пользователей. В 2014 году мы запустили первого в стране виртуального оператора по модели Full MVNO (Aiva Mobile, – прим. "Стандарта"). У нас высокий аппетит к риску, но мы фартовые.
- Вышла ли компания на чистую прибыль?
- Да, это знаковое для нас событие произошло в 2013 году, причем мы достигли цели раньше запланированного срока: во II квартале вместо IV. Это, конечно, не самоцель, а скорее трамплин, который позволил нам преодолеть этап стратегии оптимизации и стабилизации финансовых результатов и перейти к стратегии роста. Такая стратегия была принята МТТ в конце 2013 года, она, в частности, ставит задачу повысить капитализацию компании в два раза к 2017 году. В рамках этой стратегии мы запланировали бюджет 2014 года, который предусматривает увеличение всех макроэкономических показателей. Ситуация на рынке непростая: мы видим, что результаты различных операторов связи, которые отчитываются поквартально, снижаются. Но МТТ подтверждает планы роста, причем по результатам первого полугодия 2014 года у нас есть ощущение, что мы даже перевыполним планы. Так что смотрим вперед с оптимизмом.
- За счет чего собирается расти МТТ, если рынок в целом падает?
- За счет замещения низкомаржинальных услуг высокомаржинальными. Кроме того, мы делаем ставку на новые ОТТ-услуги: они пока не составляют существенной доли в выручке МТТ, но имеют высокую маржинальность и повышают наш показатель EBITDA.
- В 2005 году МТТ стал первым оператором в России, получившим коды выбора сети для оказания услуг МГ- и МН-связи (53 и 58 соответственно). Востребованы ли они?
- Коды не стали популярными в России, в том числе в силу привычки пользователей, сложившейся за многие десятилетия. Но свою роль в демонополизации рынка дальней связи они сыграли. Доля абонентов, которые ими пользуются ныне, невелика – примерно 2 % от всей абонентской базы фиксированных сетей в стране.
При этом в целом на российском рынке МГ/МН-связи для частных лиц МТТ занимает второе место после "Ростелекома", хотя этот рынок и снижается. Для совершения междугородных и международных звонков люди переходят на ОТТ-сервисы и мобильную связь. Помимо этого, мы наблюдаем естественную убыль абонентской базы – я имею в виду старшее поколение, которое привыкло звонить, а не общаться в социальных сетях и мессенджерах. Сопротивляться таким тенденциям себе дороже, поэтому мы постепенно замещаем эту абонентскую базу пользователями VoIP.
- Оправдала ли себя предпринятая весной 2013 года реструктуризация МТТ и дочерних компаний с созданием управляющей структуры "МТТ Групп"?
- Реструктуризация вытекала из необходимости диверсификации деятельности компании. МТТ ушел от модели провайдера моно– или дуоуслуги, а удерживать многообразие сервисов и направлений в рамках одной компании было невозможно. Это создавало смазанную картину для акционеров, инвесторов и внешних наблюдателей, распыляло усилия менеджмента. Поэтому возникла идея создания четырех бизнес-единиц в форме отдельных компаний, причем каждая из них может стать самостоятельным объектом инвестиций: транзит, B2B и B2C-услуги, инновации (ОТТ, телеком-API), медиа. Последнее направление связано с контентом и пока находится в зачаточном состоянии, мы его рассматриваем как венчурное. В 2013‑2014 годах мы прошли путь реорганизации примерно на 70 %, а полностью все процессы будут завершены в 2015 году. Задача "МТТ Групп" – формирование единой стратегии, обеспечение синергии и управляемости всех бизнес-единиц.
- МТТ трудно сравнивать с другими участниками рынка связи, так как многие услуги компании радикально отличаются. Как вы позиционируете компанию на рынке?
- Для того чтобы этот процесс был проще, мы и выделили четыре бизнес-направления в отдельные компании. В сфере транзита трафика нас можно сравнивать с "Ростелекомом". В корпоративном секторе мы конкурируем и с "большой четверкой", и с "Ростелекомом", и с региональными операторами (хотя мало кто из них строит корпоративные услуги на базе ОТТ), за 2013 год МТТ нарастил оборот в этом секторе на 30 %. На рынке мобильной связи мы соперничаем с другими MVNO, прежде всего работающими в сегменте национальных диаспор.
В ОТТ и API нас и вправду сложно сравнить с кем-либо: таких компаний мало не то что в России, а во всем мире. Но, как я сказал, наш рынок – земной шар, так что мы де-факто конкурируем с такими игроками, как американские Twilio Inc. и Nexmo Inc., а также иные компании из США и стран Азии.
- С 1 июля 2014 года МТТ располагает официальными документами МСЭ, дающими право на переуступку международной номерной емкости в 1 млрд номеров в глобальном коде +883 140, полученной тремя годами ранее. Как МТТ планирует ею распорядиться?
- Да, мы получили 1 млрд номеров от МСЭ в 2011 году, и это стало для нас важным событием. Все продукты МТТ имеют в основе идентификатор в виде такого глобального номера. Эти номера востребованы и при использовании телекоммуникационных услуг в социальных сетях: в них десятки миллионов пользователей, а традиционной городской или мобильной нумерации в таком объеме нет ни у одного оператора в мире. Не говоря уже о том, что ARPU от телеком-услуг в соцсетях и иных ОТТ-сервисов невелик, цена же владения глобальным номером близка к нулю (в отличие от традиционной телефонной нумерации с географическими кодами).
Мы предлагаем возможность использования наших глобальных номеров в системе "ЭРА-ГЛОНАСС", ведь и в ней применение мобильной нумерации для каждого автомобиля весьма затратно. Возможность использования глобальных номеров в подобных проектах и привела нас к желанию передавать их третьим сторонам. Подчеркну: именно передавать, а не продавать, причем без права дальнейшей передачи. Интерес к этому номерному ресурсу проявляют и сотовые операторы "большой четверки", и представители финансового сектора.
- Почему бы МТТ не продавать глобальные номера?
- Безвозмездная передача номеров важна для их популяризации. Вспомним номера бесплатного доступа с кодом 800: поначалу их чуть ли не боялись, и потребовалось время, чтобы приучить к ним рынок. Если бы номера с кодом 800 выдавал один оператор, этот процесс шел бы дольше. Нам важно приучить к номерам с кодом 883 140 не только операторов и корпорации, но и абонентов.
- Как изменится российский рынок голосовой связи с полной легализацией VoIP? Какое место отводит себе МТТ в этом секторе рынка?
- VoIP в России во многом уже легализована. Отдельные регуляторные рудименты еще остаются, но регулятор обещал все исправить в ближайшее время. Эта услуга быстро набирает обороты, и МТТ видит себя в этом секторе в качестве безусловного лидера. У нас нет ни одного сервиса для конечного пользователя без VoIP. Мы считаем, что по сравнению с другими крупными операторами МТТ в сфере VoIP идет на шаг впереди. Но VoIP не панацея, а средство, позволяющее быстрее и лучше удовлетворять запросы клиента.
- Определился ли МТТ с тем, каких из дочерних региональных ШПД-провайдеров продавать, а каких – нет? Когда можно ожидать закрытия сделок?
- Мы подтверждаем намерение продать упомянутые компании, но это не приоритетная задача. Полученные деньги мы реинвестируем в другие проекты. При этом все четыре региональные "дочки" находятся на полной самоокупаемости и приносят прибыль. Несмотря на то что МТТ не ставит задач по завоеванию рынка ШПД, наша абонентская база в этом сегменте растет на 20‑25 % в год. Рыночная конъюнктура для продажи телекоммуникационных активов сейчас плоха, но с изменением макроэкономической ситуации такая возможность, несомненно, появится. Причем мы готовы обсуждать продажу четырех региональных ШПД-провайдеров как по отдельности, так и единым лотом.
- Каковы первые результаты работы вашего MVNO-проекта Aiva Mobile?
- Коммерческая эксплуатация сети Aiva Mobile началась в июне. В этом проекте мы шли по тропам неведомым и для нас самих, и для МТС, которая является базовым оператором Aiva Mobile. Для МТТ это очень важный проект: компания всю жизнь занималась поддержкой сотового рынка, а теперь сама вышла на него. Времени с момента запуска Aiva Mobile прошло совсем мало, и даже о первых итогах говорить еще рано. Но динамика проекта позволяет утверждать, что планы на 2014 год мы выполним.
Продажи Aiva Mobile идут в Москве, а недавно начались и в Таджикистане. Как и с другими продуктами МТТ, мы постарались сделать наш Full MVNO непохожим на конкурентов. Например, в телефонах Aiva Mobile одна SIM-карта, но с двумя профилями (один – с российским, второй – с таджикистанским телефонным номером), поэтому абонент из Таджикистана сохранит ее, возвращаясь из России домой. Основная идея Aiva Mobile – в создании бесшовного роумингового пространства. Потенциальным пользователям Aiva Mobile важны локализованный контент и возможность денежных переводов, поэтому мы намерены расширять набор функций Aiva Mobile, как бы добавляя новые бусины на одну общую нить.
- С июля 2006 года МТТ является членом Сектора стандартизации электросвязи Международного союза электросвязи (МСЭ-Т). Видите ли вы пользу от этого членства, и планирует ли МТТ его сохранить?
- МТТ – давний участник МСЭ-Т, и мы считаем очень важным для компании поддержание прямых связей с МСЭ. Это дает нам глобальный кругозор и понимание мировых рыночных трендов. Также нам важно видеть, что происходит с использованием глобальной нумерации, и предлагать повестку дня. Не случайно штатный сотрудник МТТ постоянно находится в Женеве (там расположена штаб-квартира МСЭ, – прим. "Стандарта"). С недавних пор МТТ рассматривает в качестве своего рынка весь мир (в настоящее время – как минимум Европу), а МСЭ – площадка, на которой можно общаться и дискутировать с представителями администраций связи и операторами всего мира.
- Как компания будет отмечать юбилей?
- Это важный праздник, выходящий за рамки компании, поэтому отмечать его мы будем широко. Наряду с коллегами и партнерами из телекоммуникационного сектора пригласим на праздник гостей из многих российских корпораций – наших сегодняшних клиентов. Задача МТТ – к 30‑летию выйти на принципиально новый уровень, и 20 лет мы рассматриваем как промежуточный этап, хороший повод встретиться с коллегами и партнерами, поздравить друг друга и продолжить движение вперед.