© ComNews
19.08.2015

МТС во II квартале 2015 г. продемонстрировала позитивные финансово-операционные показатели, что выгодно отличает ее от конкурентов по "большой тройке". Оператор отчитался о росте не только выручки, но и абонентской базы, несмотря на потерю такого канала продаж подключений, как "Связной".

На итоговой пресс-конференции президент ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) Андрей Дубовсков заявил, что в отличие от конкурентов компания не замечает проблем в экономике. "Совершенно не понимаем, почему конкуренты не могут показывать что-нибудь близкое к нашим показателям", - добавил он.

Выручка группы МТС во II кв. выросла на 3,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 102,7 млрд руб. Рост по сравнению с I кв. 2015 г. составил 3,3%. В целом за полугодие выручка увеличилась на 3,3% - до 202,9 млрд руб. Позитивную динамику по этому показателю менеджмент компании объясняет ростом выручки от передачи данных, взлетом продаж абонентских устройств, а также вкладом дочерней компании в Узбекистане (МТС возобновила деятельность в этой стране в декабре 2014 г.).

OIBDA группы МТС во II кв. снизилась год к году на 2,1%. Это произошло из-за возросшей доли продаж мобильных устройств в общей выручке (МТС активно снижала цены в рознице, продавала гаджетов больше, но дешевле), девальвации украинской гривны, влияния инфляции на рост расходов и на снижение маржинальности роуминговых услуг.

Чистая прибыль группы МТС во II кв. снизилась год к году на 21,7% и составила 17,1 млрд руб. По сравнению с I кв. 2015 г. этот показатель, наоборот, увеличился на 56,8%. В целом за полугодие чистая прибыль МТС упала на 19% год к году - до 28 млрд руб. Абонентская база по сравнению с I кв. 2015 г. выросла на 1% и составила 105,3 млн.

Капзатраты группы в первом полугодии составили 53,6 млрд руб. Компания изменила прогноз по CAPEX: до конца года МТС планирует потратить 92 млрд руб. вместо запланированных 85 млрд. Не предусмотренные ранее 7 млрд руб. оператор инвестирует в развитие 3G на Украине. По остальным показателям прогноз на год остается прежним: рост выручки - более чем на 2%, маржинальность по OIBDA - на уровне выше 40%.

Выручка МТС на Украине во II кв. снизилась на 5,9% год к году и на 8,1% по сравнению с I кв. - до 2,4 млн гривен. OIBDA этого подразделения упала на 26,3% год к году - до 942 млн гривен. Негативная динамика стала следствием прекращения операционной деятельности в Крыму, проблем при оказании услуг в зоне конфликта на востоке страны и общего ухудшения экономической ситуации. Абонентская база украинской "дочки" МТС за год снизилась на 2 млн, до 20,3 млн.

Выручка в России (около 90% от общей выручки группы) во II кв. увеличилась год к году на 4,4% (94,3 млрд руб.), в целом за полугодие - на 4% (184,8 млрд руб.). Для сравнения, выручка ПАО "ВымпелКом" за квартал показала снижение на 1% (до 68 млрд руб.), ПАО "МегаФон" в России по этому показателю просел на 0,9% (75,1 млрд).

Выручка в мобильном сегменте (без учета продаж устройств) у МТС год к году выросла на 2,8% (до 72,7 млрд руб.), у "МегаФона" - на 0,6% (65,8 млрд), у "ВымпелКома" - на 0,1% (54,9 млрд).

ARPU МТС по итогам II кв. составило 324 руб. У "ВымпелКома" средняя выручка с абонента в месяц ниже - 321 руб. MOU (среднее количество минут разговора на абонента в месяц) МТС за отчетный период - 388 минут. У "ВымпелКома" - 320 минут. "МегаФон" данные по ARPU и MOU не раскрывает.

Отмечая, что абоненты за год стали разговаривать на 4% больше, глава компании Андрей Дубовсков пообещал, что "MOU будет и 400, и 450, и 500 минут". "При этом наш постулат, что голосовая связь рано или поздно должна стать бесплатной, остается", - заявил он. Президент МТС подчеркнул, что стратегия компании направлена на рост выручки в мобильной передаче данных.

В сегменте, который сейчас для операторов является драйвером роста и ради которого ломается немало копий, МТС также продемонстрировала позитивную динамику. Доходы компании от мобильной передачи данных в России год к году увеличились на 23,4% - до 18,9 млрд руб. "ВымпелКом" отчитался о росте на 18,7% (10,6 млрд), "МегаФон" по этому показателю за год подрос на 20,9% (19,2 млрд).

"Красный" и "зеленый" операторы уже давно борются за лидерство в сегменте мобильного Интернета. Год назад по выручке от мобильной передачи данных лидировал "МегаФон" - 15,9 млрд руб. по итогам II кв. 2014 г. против 15,3 млрд руб. у МТС. Затем три квартала подряд первое место занимала МТС. В I кв. 2015 г. у "МегаФона" было 17,5 млрд руб., а у МТС - 18,1 млрд. По итогам II кв. 2015 г. на вершине пьедестала вновь водрузился "МегаФон" - 19,2 млрд руб. против 18,9 млрд у МТС.

Как аявили ComNews в пресс-службе "МегаФона", у этого оператора растет абонентская база и количество интернет-пользователей, з оператора. "При этом мы отмечаем, что клиенты все чаще выбирают пакетные тарифы с большим объемом мобильного Интернета. Все это и привело к увеличению доходов от передачи данных", - сообщила представитель "МегаФона" Татьяна Зверева.

Капзатраты МТС в России за первые полгода составили 49,3 млрд руб. Показатели конкурентов значительно ниже. CAPEX "ВымпелКома" за шесть месяцев - 16,8 млрд руб., у "МегаФона" - около 20,5 млрд руб.

Количество абонентов МТС в России во II кв. выросло год к году на 6,8% - до 75,4 млн. По итогам I кв. 2015 г. их было на 0,9 млн меньше - 74,5 млн абонентов. Как заявили представители компании, разрыв отношений с ритейлером "Связной" на динамику базы оператора не повлиял. "Из "Связного" уходили постепенно. С января по июнь шло постепенное снижение продаж наших подключений в этой сети, с апреля оно стало кратным. Мы постепенно замещали эти продажи новыми контрактами с региональными и непрофильными дилерами", - пояснил Андрей Дубовсков. По его словам, продажа контрактов МТС в "Связном" составляла около 15% от общего объема подключений оператора.

Абонентская база "МегаФона" во II кв. показала увеличение год к году на 5% и составляет 71,4 млн (69,5 млн было по итогам I кв.). У "ВымпелКома" рост год к году 1,6% - до 57,2 млн абонентов (55,7 млн в I кв.).

"МегаФон" и "ВымпелКом", несмотря на возобновление продаж подключений в "Связном", добиться принципиального роста новых подключений не смогли. Тем не менее в течение квартала их абонентская база росла быстрее, чем у лидера рынка. МТС, которая по этому показателю по-прежнему на первом месте, в течение II кв. 2015 г. увеличила абонентскую базу на 0,9 млн, "МегаФон" - на 1,9 млн, "ВымпелКом" - на 1,5 млн пользователей.

Финансовый аналитик "Финам" Тимур Нигматуллин считает, что МТС показала сильную отчетность, выше ожиданий. Однако, как полагает эксперт, уход из "Связного", который продает порядка 10 млн SIM-карт в год, может сказаться на росте абонентской базы оператора с лагом в несколько месяцев. Тимур Нигматуллин отметил, что "Связной" - это канал продаж устройств среднего и высокого ценового сегмента мобильной электроники, который дает абонентов с низким оттоком и высоким потреблением мобильной передачи данных.

Основной вывод, как полагает Тимур Нигматуллин, рынок мобильной связи оказался не таким устойчивым к кризису, как считалось ранее. "Операторы испытывают проблемы из-за ослабления рубля, роста цен на ПО, на оборудование и из-за падения реальных доходов населения. Идет падение спроса на VAS-услуги. Рынок просел сильнее, чем прогнозировали", - сказал эксперт. Он также отметил, что для операторского бизнеса стала очевидна важность канала продаж.

Как заявил ComNews аналитик "Уралсиба" Константин Белов, отчетность МТС - на уровне ожиданий. "Самое важное, что компания показала хороший рост в мобильной передаче данных. Понятно, что сейчас особого роста на рынке нет. Но в нынешней ситуации тут нет ничего удивительного. Пока растет только единственный сегмент - мобильная передача данных", - говорит эксперт.

Ведущий аналитик телекоммуникации и медиа ОАО "Газпромбанк" Сергей Васин рассказал ComNews, что по темпам роста МТС отчиталась лучше остальных представителей "большой тройки". Как негативный момент он отметил снижение ARPU оператора на 3,5% год к году, которое было компенсировано ростом абонентской базы. Но это общая тенденция рынка заключается в том, что выручка от традиционных голосовых услуг снижается, абоненты мигрируют в Интернет. "МТС подтвердила прогнозы на год - это важно. Негативно рынок воспримет, что компания пересмотрела прогноз по капзатратам. Увеличение связано необходимостью строить 3G на Украине. Думаю, тут есть дополнительный фактор в виде девальвации рубля: 50% затрат составляет оборудование, которое покупается за валюту", - резюмировал Сергей Васин.