Яков Шпунт
© ComNews
22.02.2018

Некоммерческое партнерство "Руссофт" подвело предварительные итоги ушедшего 2017 г. И они оказались вполне успешными, несмотря на антироссийские санкции и шумиху в прессе о "русских хакерах". Рост зарубежных продаж российского ПО и объем услуг по заказной разработке для иностранных заказчиков, по оценке президента НП "Руссофт" Валентина Макарова, составил 10-12%, что соответствует уровню 2016 г.

Наибольшие потери, как отметил Валентин Макаров, были на рынке США. Особенно пострадали такие сегменты, как решения в области информационной безопасности и финтеха. Серьезно просели поставки в государственные учреждения. Но при этом увеличились продажи в таких сегментах, как инструменты аналитики, основанные на разборе больших данных, решения для Интернета вещей (IoT), телемедицины, а также системы, использующие искусственный интеллект. Это позволило во многом компенсировать ущерб, в итоге общий объем снижения оказался небольшим.

Так что, как подчеркнул директор по развитию компании First Line Software Владимир Литошенко, уходить с этого рынка нельзя. Тем более что как раз американские компании, наряду с европейскими, продолжают инвестировать в разработку ПО. И в целом американский рынок остается открытым по многим перспективным быстрорастущим направлениям, где российским разработчикам есть что предложить. Так, например, рост продаж компании Auriga, как отметил ее генеральный директор Вячеслав Ванюлин, составил 20%.

Серьезный рост на американском рынке показала и компания TrueConf. Как отметил ее директор по развитию Дмитрий Одинцов, росту популярности ее флагманского продукта способствовали продажи через OEM-партнеров, наличие бесплатной базовой версии, с которой многие потом переходят на платную, а также сарафанное радио, которое очень многие недооценивают. В итоге TrueConf удалось нарастить присутствие даже в американском госсекторе. Наиболее впечатляющие успехи были достигнуты в штате Нью Джерси.

А на европейском рынке сохраняется настрой на сотрудничество со стороны крупных компаний большинства стран, входящих в Евросоюз. Многие из них выражают серьезное недовольство санкционной политикой своих правительств. Хотя наличие некоторых опасений и предвзятости также нельзя отрицать. Особенно часто это происходит с относительно небольшими компаниями, которые привлекают внешнее финансирование.

"Часто представители заказчиков из европейских стран просто боялись ехать в Россию", - отметил Вячеслав Ванюлин. Он выразил надежду на то, что ситуацию могут заметно изменить в лучшую сторону итоги Чемпионата мира по футболу, который посетит большое количество европейцев. При этом российские разработчики берут не ценой, а высоким профессионализмом. К слову, для европейских заказчиков цена не является главным конкурентным преимуществом. В итоге объемы продаж в ЕС продемонстрировали пусть скромный, но рост.

Однако наибольшие темпы роста показали продажи в развивающиеся страны Ближнего Востока, Азии, Африки, Латинской Америки. Как отметил Валентин Макаров, на эти мировые регионы до сих пор приходится очень небольшая доля в российском экспорте ПО - около 5%, притом что в общем объеме мирового ИТ-рынка на развивающиеся страны приходится около 40%. При этом в данных регионах существует серьезное недоверие к продукции международных компаний с американскими корнями, которое усилилось после разоблачений Эдварда Сноудена. Но эти рынки очень непростые. Так, например, во многих перспективных странах - например, в Индии, Индонезии, Малайзии - необходимо обязательно открывать представительства, что требует серьезных затрат, к чему надо быть готовым.

Кстати, сам "Руссофт" планирует уже в марте открыть представительство в Индии. Также на рынках этих стран практически обязательным условием является поставка решений под ключ, что требует создания консорциумов из нескольких компаний. На это обратили внимание Дмитрий Одинцов, а также генеральный директор компании "Центр речевых технологий" Дмитрий Дырмовский и председатель правления компании SPIRIT Андрей Свириденко. И такие консорциумы, по словам игроков рынка, создаются, что позволило участвовать во многих весьма серьезных проектах. Так что именно за счет продаж в развивающихся странах удалось компенсировать потери в США.

Валентин Макаров также отметил, что на внешние рынки выходят не только относительно крупные игроки, но и множество небольших компаний, в том числе региональных, которым оказывают серьезную помощь местные власти. Для этого удалось создать целый ряд механизмов. И именно такие игроки позволили сохранить динамику рынка.