© ComNews
06.09.2019

Компания Vostok объявила о начале разработки международной логистической платформы Vostok Trade с использованием технологии распределенного реестра. В компании прогнозируют, что внедрение такой системы позволит сэкономить логистической отрасли $38 млрд, а потенциальные доходы от внедрения технологии составляют $500 млрд.

"Платформа позволит автоматизировать документооборот, обеспечить верификацию и неизменяемость данных, повысит уровень отслеживаемости грузов и достоверности данных об условиях поставки. Преимущества платформы связаны с прозрачной моделью управления, распределением интеллектуальных прав между участниками, доступной ценовой политикой для пользователей финального продукта, а также возможностью интеграции с существующими платформами, что обеспечит международную экспансию Vostok Trade. Цифровизация документооборота - одно из приоритетных направлений, влияющих на эффективность развития индустрии перевозок. 10% экономии от административных расходов при морских перевозках происходит за счет автоматизации механических операций и повышения скорости передачи и валидации транспортных документов", - сообщила пресс-служба Vostok.

"Vostok видит создание единой платформы на базе технологии распределенного реестра как наиболее перспективное направление для развития транспортно-логистической отрасли, способное привести к улучшению позиции Российской Федерации в мировом рейтинге эффективности логистической инфраструктуры. Мы ожидаем, что в рамках создаваемого консорциума к экосистеме платформы Vostok Trade присоединятся порты и операторы терминалов, грузоотправители, морские, наземные и воздушные перевозчики, транспортные экспедиторы, финансовые и страховые организации, таможенные органы, таможенные брокеры и конечные потребители", - заявила руководитель R&D-лаборатории Vostok Оксана Клименко.

Согласно дорожной карте "Технологии распределенного реестра" национальной программы "Цифровая экономика", транспортно-логистическая отрасль является одной из ключевых для технологий распределенного реестра. Эффект от их внедрения в отрасли составит к 2024 г. 135 млрд руб. Общие затраты на разработку и внедрение единой отраслевой платформы, по оценке разработчиков дорожной карты, могут достигнуть 120 млн руб. бюджетных и 1,4 млрд руб. внебюджетных средств к 2024 г.

Вице-президент РАКИБ Валерий Петров сказал, что внедрение блокчейн в проекты логистики является общепризнанным мировым трендом. "Первопроходцами здесь были Maersk и IBM, за ними последовали T-Mining. Хорошо известны проекты CargoCoin и Manifest, свой проект в логистике оборудования имеет "Газпром нефть". Однако, при всей популярности технологии блокчейн, повсеместного распространения в логистике она пока не получила в силу консерватизма тех подходов и решений, которые сегодня преобладают в отрасли. Конкурентное преимущество Vostok Trade - возможность объединить в единые цепочки крупнейших игроков логистического рынка, организовав их работу по общим правилам. Это позволит значительно сэкономить как время, так и финансы - за счет исключения потребности в посредниках. Еще одним их "бонусом" является государственная поддержка в рамках нацпроекта "Цифровая экономика". Немаловажно, что сама блокчейн-платформа, которую предлагает Vostok Trade, уже прошла апробацию в системе выборов, реализованной в Нижегородской области. Существенным аргументом за блокчейн является повышение безопасности работы логистической системы: в силу самого устройства распределенного реестра будет невозможным изменение данных о перевозках задним числом. Кроме того, отпадет необходимость использования иностранных платформ и оплаты зарубежным поставщикам, что весьма значимо с учетом вероятного продления или ужесточения режима санкций. В то же время важно, чтобы система обеспечивала возможность коммуникации с зарубежными системами и в ней были предусмотрены шлюзы для ее включения в мировую транспортную логистическую систему. Есть у проекта и риски. Сроки его окупаемости будут зависеть как от числа подключенных участников, так и от проработки схем монетизации их каталога сервисов. Непростой задачей будет и адаптировать на практике технологию распределенного реестра к массовому использованию. В целом, учитывая размеры страны и высокую потребность в качественном управлении транспортными коридорами - включая и Северный морской путь, и ж/д, и воздушные перевозки - успешное внедрение этой платформы должно существенно поднять конкурентоспособность России на мировом логистическом рынке, увеличить транспортные потоки и повысить эффективность использования транспортных коридоров, которые пока существенно недозагружены", - пояснил Валерий Петров корреспонденту ComNews.

Руководитель R&D-направления R-Labs Лаура Гаджаева сказала, что логистика и цепочки поставок становятся ключевыми сферами, где Blockchain и Blockchain IoT-решения создают наибольший потенциал для оптимизации. "Цепочки поставок представляет собой сложный процесс со множеством участников и потоков товаров и информации. Blockchain в цепочке поставок способен повысить достоверность и безопасность данных, уменьшить число случаев мошенничества и повысить прозрачность во всех точках цепочки поставок, а также уменьшить бумажный документооборот. Ряд крупных транспортных компаний реализуют пилотные проекты по исследованию потенциала Blockchain в цепочках поставок и логистике грузов. По мнению многих экспертов, наибольшую активность в разработке Blockchain-решений для цепочек поставок демонстрирует компания IBM. По состоянию на 2018 г. у IBM было более 400 Blockchain-проектов, использующих Hyperledger Fabric. Корпорация участвует в крупнейших логистических Blockchain-проектах - например, в проекте по созданию платформы для морских грузоперевозок с Maersk, в транспортировке и контроле происхождения продуктов питания с крупнейшим в мире ретейлером Walmart. По данным аналитической компании MarketsandMarkets, мировой рынок решений Blockchain в цепочках поставок вырастет со $145 млн в 2018 г. до $3,32 млрд к 2023 г. Среднегодовые темпы роста рынка в указанный период составят 87%. В качестве основных факторов роста рынка будет выступать растущая потребность участников в обеспечении прозрачности цепочек поставок и возрастающий спрос на повышенную безопасность при осуществлении транзакций в этих цепочках", - прокомментировала Лаура Гаджаева.

Исполнительный директор РАКИБ Александр Бражников отметил, что логистика активно осваивает новые цифровые технологии - и это не только блокчейн, но и, например, искусственный интеллект. Такие разработки ведутся и в России, в частности одной из компаний - членов РАКИБ. "Среди мировых компаний, тестирующих платформы на блокчейн, можно назвать Maersk, FedEx, Walmart. Их много и становится все больше.

Главные преимущества, которые дают новые технологии, - снижение издержек, устранение из цепочки лишних посредников, защита от фальсификации данных, сокращение времени на документооборот.

"Конкретно по данному проекту сложно прогнозировать вероятность успеха: само направление перспективное, но его уже осваивает большое количество конкурентов", - ответил Александр Бражников корреспонденту ComNews.

Директор по развитию бизнеса DTG (входит в группу "Ланит") Илья Полесский сказал, что трудно представить какую-либо инновацию, которая изменит логистику так, как это сделала, к примеру, стандартизация морских контейнеров. "Подавляющая часть проектов - это непростая борьба за бóльшую эффективность. Но у данной инициативы есть будущее. Пока никто из конкурентов на рынке не ушел настолько далеко, что его невозможно догнать", - отметил он.

Руководитель направления интеграционных решений ИТ-компании "Крок" Виктор Смирнов сказал, что логистика всегда была технологичной отраслью, а переход к 3PL/4PL невозможен без цифровизации отрасли. "И если несколько лет назад мы говорили только о пилотных проектах, то сейчас на рынке присутствуют уже масштабные блокчейн-решения, например TradeLens - решение, созданное Maersk и IBM. К проекту присоединилось более 200 участников, включая Большой морской порт Санкт-Петербурга. Блокчейн-инструменты помогают оптимизировать загрузку флота, эффективно применять мультимодальные перевозки, где может сочетаться более двух видов транспорта. Сложно оценить шансы Vostok на успех, но конкуренция - это хорошо для отрасли, а масштабная поддержка со стороны государства позволит снять барьеры в регуляторной сфере, которые часто сдерживают блокчейн-проекты. Блокчейн, несмотря на некоторый спад оптимизма, уже закрепился в ряде логистических прикладных задач - это и доверенный обмен информацией, и принятие юридически значимых решений в автоматическом режиме. Мы видим потенциал применения блокчейн-технологий в процессах оптимизации цепочек поставок, организации бесшовных мультимодальных перевозок, документооборота. Блокчейн также может быть востребован для обеспечения прослеживаемости и сквозного контроля товаров - например, когда в распределенный реестр записывается информация о том, что замороженная курица перевозилась при температуре +40⁰ C. Функциональность смартконтракта позволяет в этом случае автоматически формировать штраф такому перевозчику за нарушение условий транспортировки продукции", - прокомментировал Виктор Смирнов.

Заместитель генерального директора по техническому развитию "Стэп Лоджик" Роман Остапчук сказал, что в распределенном реестре у участников решены все вопросы - каждая из сторон хранит все документы, записи и проводки и может видеть все цепочки поставок. "При должной криптозащите им не нужно сомневаться, что эти записи подлинные. Подделать невозможно. Таким образом, решение любых споров становится простым делом: сразу понятно, кто провалил поставку и должен платить. Кроме того, упрощаются и ускоряются процедуры аутентификации источника товара. За счет ускорения многих процессов в рамках новой архитектуры возможна дополнительная оптимизация многих рутинных процедур логистики и складского хранения. Проекты по созданию глобальной платформы перевозок на технологии блокчейн ведутся около четырех лет. Блокчейн в действующих логистических проектах используется в США, Австралии, на Украине и в других странах. Несмотря на то что технологии распределенного реестра стартовали в финансах, самые большие перспективы у них в отраслях промышленности, интернете вещей и логистике - везде, где регулируются отношения равных нодов, живущих по определенным правилам. Думаю, спрос со стороны крупных предприятий, в том числе и в логистике, на децентрализованные решения будет быстро расти", - высказался Роман Остапчук.

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын отметил, что, хотя распределенный реестр включен в список основных технологий четвертой промышленной революции, все же пока сообщения о реализованных проектах являются редкостью. "Блокчейн позволяет снизить затраты на заключение большого числа однотипных контрактов, не требующих сверхскоростей. В сутках 86 400 секунд, так что для оформления 10 тыс. трансакций достаточно, чтобы система могла делать запись приблизительно за 10 секунд. Типичные пользователи - торговые организации, заключающие несколько тысяч однообразных контрактов с поставщиками в сутки. Вероятность, что компания Vostok сумеет сделать свою логистическую платформу международным стандартом, - ненулевая. Поскольку ее создатель, Александр Иванов, хорошо известен в качестве создателя блокчейн-платформы Waves, которая получила известность в период бума ICO. Авторитет основателя и популярность Waves позволили компании использовать момент отсутствия отечественных технологий и заключить соглашения с большим количеством крупных российских организаций, заинтересованных не только в использовании технологий распределенного реестра, но и в создании и продаже продуктов и услуг на этой базе (Сбербанк, "Ростех", госструктуры). Однако на идиллическое сосуществование всех этих структур на рынке рассчитывать я бы не стал. Поскольку дело может закончиться созданием общенациональных стандарта и платформы, весьма вероятно, что какая-нибудь крупная корпорация постарается выкупить контроль над Vostok у нынешнего владельца GHP Group", - поделился размышлениями Леонид Делицын.

Аналитик управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Александр Осин: "Рост спроса на измерительное, статистическое оборудование, контролирующее производственные и торговые процессы с заданной точностью оборудование является логическим следствием современных проблем, связанных и с повышением конкуренции в условиях спада экономической активности и необходимостью экономить ресурсы, в случае, если застой сменится активным ростом ВВП при значительном ускорении инфляции. Учитывая, что темпы прироста глобального спроса на основных сырьевых рынках измеряются в 2-3% даже в условиях сдержанного экономического роста - и эти темпы роста транслируются в темпы роста логистической системы, - необходим не меньший указанного реальный прирост услуг в сфере точных технологий, позволяющих экономить ресурсы. Предложение Vostok, как представляется, прежде всего выглядит сравнительно дорогим для привлечения бюджетных средств. Затраты на создание программного обеспечения выглядят завышенными в несколько раз. Например, для написания программы ПО, которое планируется использовать для переписи сельскохозяйственного населения РФ - на основе опыта международных новостных и IT-структур, - можно ожидать привлечения около 30 специалистов, и их зарплата составит не менее $100 тыс. в год для каждого. Принимая остальные издержки учтенными в указанной ориентировочной зарплате специалистов IT, которая дана на основе международного и российского опыта таких работ, можно ожидать, что годовые издержки в данном случае - на уровне 0,2 млрд руб. По данным Vostok, общие затраты на разработку и внедрение единой отраслевой платформы блокчейна только для бюджета составят 120 млн руб. Важно отметить, что блокчейн - не ноу-хау, здесь не требуется значимых оригинальных идей, технология Vostok Trde будет смоделирована с готовых аналогов, например, применяемых для криптовалют, что удешевит разработку. На этом фоне обещание привлечь еще 1,4 млрд руб. частных денег в проект выглядит как рекламный ход. Сомнения в оценке стоимости проекта, отсутствие значимых их обоснований транслируются в сомнения в эффективности всего проекта. Несмотря на то что отрасль активно развивается, ее доходы, как представляется, еще далеко не столь велики, чтобы платить Vostok Trade только за логистическую систему контроля до 2024 г. сумму даже отдаленно сопоставимую со 135 млрд руб. или 34 млрд руб. в год. Для сравнения и определения порядка значений сумм, циркулирующих в отрасли, чистая прибыль "Трансконтейнера", интермодального перевозчика, крупнейшего оператора в СНГ и Балтии, по МСФО в первом полугодии 2019 г. составила 6,1 млрд руб.".

Одним из подобных проектов стала пилотная версия блокчейн-платформы Tracelabel, которая стартовала в сентябре прошлого года. Digital Transformation Group (DTG; входит ГК "Ланит") и ГК "Микрон" развивали блокчейн-платформу для маркировки и отслеживания товаров (см. новость ComNews от 19 ноября 2018 г.).

Илья Полесский сказал, что проект дал очень интересные результаты. "Мы получили возможность масштабировать небольшой - по длительности цепочки поставок и числу задействованных компаний - пилот в проекты с бóльшим количеством участников. Одной из самых интересных реализаций стал проект по цифровизации цепочек в рамках поставок импортируемых товаров на российский рынок. После нескольких пилотных экспериментов мы говорим о создании нами платформы для организации межкорпоративных взаимодействий с применением блокчейн. Главный фокус - цепочки поставок и управление жизненным циклом товаров", - рассказал Илья Полесский.

Статьи по теме