ЛАРИСА СМОЛЯКОВА
© ComNews
24.09.2008

Латвийские власти, пытаясь уменьшить грядущий дефицит бюджета 2009 г., чуть было не ликвидировали министерство по делам электронного управления. Однако после жестких дебатов ведомство решили сохранить, урезав его расходы.

После недолгих лет экономического роста Латвия оказалась в глубокой дыре, и члены правительства уже заявили, что бюджет 2009 г. будет с дефицитом в размере 1,85% от ВВП. Чтобы уменьшить расходную часть, власти решили взяться за реформирование госаппарата. Ведь сейчас в Латвии самые высокие расходы в Европе на содержание чиновников. По словам президента Latvijas Banka Илмара Римшевича, на это уходит около 20% госбюджета. Речь идет о сумме примерно в $1,8 млрд. Между тем в других государствах ЕС этот показатель находится в диапазоне 13-14%, а в Эстонии - вообще 7,9%.

Правительство громогласно заявило о том, что необходимо на 10,67% сократить расходы всевозможных министерств и ведомств. Начать решили с ликвидации так называемых "секретариатов министров по особым поручениям". Таких ведомств три: по делам общественной интеграции, е-управления и управления средствами фондов ЕС. Появились они на свет несколько лет назад, когда правящая коалиция оказалась настолько пестрой, что весомых министерских портфелей на всех не хватило. И тогда создали посты "министров без портфелей" с собственными секретариатами, которые по сути являются полноценными министерствами. Однако в условиях экономического кризиса, по мнению премьер-министра страны Иварса Годманиса, гораздо рациональнее эти посты ликвидировать, а функции секретариатов передать другим ведомствам.

В понедельник члены правящей коалиции со скрипом пошли на компромисс и договорились о ликвидации двух секретариатов. Но самый крупный - по делам е-управления, в котором работают 90 человек, оказался им не по зубам. После ожесточенных дискуссий секретариат решили сохранить.

В защиту "е-министерства" вступились местные отраслевые ассоциации, отстаивающие интересы ИТ-предприятий. В преддверии заседания они отправили открытое письмо премьеру.

Эксперты заявляют, что если два других секретариата вполне безболезненно можно расформировать и "прицепить" к профильному министерству, то, учитывая разнообразные функции и проекты е-секретариата, его обязанности придется делить между многими ведомствами: часть передать, к примеру, министерству сообщения, часть - министерству образования и культуры, что приведет к сложностям с внедрением и координацией е-проектов. Либо - создавать новое государственное агентство, выполняющее те же функции. В обоих случаях экономия более чем сомнительна.

Отраслевые специалисты подчеркивают, что без "координатора" резко замедлятся темпы реализации проектов по е-управлению. Задача которых, заметим, как раз таки экономить деньги за счет внедрения эффективных ИТ-решений. В результате государство лишится возможности сэкономить огромные средства. Кроме того, е-секретариат курирует национальные ИТ-проекты, на которые из Европейского фонда регионального развития выделено около $233 млн. И если его прикрыть и реформировать, то освоение этих средств задержится как минимум на 6-9 месяцев.

Таким образом, министерство осталось на плаву, но теперь, вкупе с другими ведомствами, должно сократить расходы на 10,67%. Так что от семинаров, плавно перетекающих в роскошные сабантуйчики, закупок за казенный счет деликатесов и прочих злоупотреблений, выявленных этой весной госконтролем, придется отказаться.