© ComNews
29.11.2019

Председатель правления Института развития интернета Сергей Петров прокомментировал предложенный Министерством просвещения Российской Федерации новый федеральный государственный образовательный стандарт учебного предмета "Информатика".

По мнению Петрова, в вопросе развития цифровых навыков новый образовательный стандарт становится шагом вперёд в сравнении с ранее использующимися школьными программами. В сентябре ИРИ провёл визионерское исследование "Российская школа 2030". В результате было представлено 9 дисциплин, среди которых есть как уже популярные у современных школьников робототехника и программирование, набирающий очки киберспорт, так и футуристичные предметы: VR-архитектура, квантовые технологии. Подготовленный перечень иллюстрирует важность развития цифровых компетенций, потребность в получении системных ИТ-навыков.

"В ближайшие 10 лет в России должны появиться дополнительно два миллиона IT-специалистов, чтобы мы могли успешно участвовать в глобальной технологической гонке, - отмечает Петров. - Для решения данного кадрового вопроса необходима системная подготовка будущих профессионалов, начиная со школьной скамьи".

При общей положительной оценке предложений ФГОС Петров отметил, что многие предметы, предлагается вводить только в последних классах школы, тогда как основы цифровых навыков закладываются намного раньше и самостоятельно использовать компьютер, знакомится с интернетом современные дети начинают с начальной школы, а к 10 – 12 годам, зачастую имеют уровень знаний выше, чем у своих родителей.

Так, пользовательские навыки, составляющие основу цифровой культуры, такие как поиск информации в сети Интернет, работа с файловой системой, создание и оформление текстовых документов, создание презентаций начинают формироваться в 7 классе. Эти навыки востребованы существенно раньше и их отсутствие будет негативно сказываться на эффективности обучающего процесса. А кроме того, нести реальные риски, так как. сегодня интернет предоставляет большие возможности – безграничный доступ информации, онлайн-обучение, общение и в то же время несёт определённые угрозы, становясь источником ложной информации, каналом вовлечения подростков в деструктивные группы и течения. Как можно раньше детям нужно давать инструменты для безопасного пребывания в цифровом мире, а кроме того, создать условия для их развития в соответствии с требованиями современности, где всё большую роль играют ИТ-технологии.

Вводимые новым ФГОС обучение алгоритмизации и программированию начинается в 8 классе и составляет всего два года. Теряется очень продуктивный возраст для формирования алгоритмического мышления – 5-6 классы. В выпускных классах школьники нагружены традиционными предметами, при этом навыки анализа и обработки данных в электронных таблицах предполагается формировать только с 9 класса. Одновременно с большой нагрузкой по алгоритмизации и программированию это перегружает 9 класс и не позволяет эффективно подготовить школьников к ИГА.

Говоря об общей оценке образовательного процесса, видится, что большой объём материала с точки зрения новых понятий и разнообразия формируемых навыков предложено школьникам 7, 8, 9 классов, при нагрузке в один час в неделю, не позволит усвоить материал. Видится целесообразным расширение возрастных групп, вовлечённых в процесс формирования цифровых навыков и компетенций.

Минпросвещения России разработаны проекты новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, которые планируется утвердить к концу 2019 года. Согласно проекту ФГОС основного общего образования учебного предмета "Информатика" обучение информатике начинается в 7-9 классах.

Новости из связанных рубрик