"Почта России" повысила эффективность расходов при обслуживании вычислительной, офисной и контрольно-кассовой техники на 36%, или 1,04 млрд руб., в рамках реализации проекта Multi-Sourcing. Аналитики прогнозируют, что темпы прироста российского рынка ИТ-аутсорсинга в ближайшие годы будут находиться в пределах от 3% до 10%.
© ComNews
24.01.2020

Генеральный директор АО "Почта России" Николай Подгузов в 2018 г. заявил на площадке Санкт-Петербургского экономического форума, что цифровизация процессов для "Почты России" и полный реинжениринг систем с помощью цифровых технологий являются ключевым условием эффективной работы компании в условиях конкурентной среды.

"В 2020 г. "Почта России" продолжает процесс цифровой трансформации из традиционного почтового оператора в первоклассную почтово-логистическую компанию с высоким уровнем ИТ-компетенций, - говорят сегодня в компании. - Переход из режима Single-Sourcing к модели Multi-Sourcing предусматривает контрактование при обслуживании ИТ-инфраструктуры не с одним подрядчиком на территории РФ, а с несколькими. Таким образом, между потенциальными участниками проекта создается среда справедливой рыночной конкуренции, что дает выгоду заказчику как с точки зрения стоимости, так и с точки зрения качества оказываемых услуг. Реализовав данный принцип, "Почта России" в 2018 г. передала на сервисное обслуживание более 650 тыс. единиц вычислительной, офисной, контрольно-кассовой техники и весового оборудования на всех эксплуатируемых объектах почтовой связи. В масштабах всей сети компания в 2018 г. смогла сэкономить более 1,04 млрд руб. и создать на территории РФ новый рынок по оказанию услуг инфраструктурного ИТ-аутсорсинга".

"Переход к формату Multi-Sourcing и внедрение новой системы диверсификации дали нам возможность максимально эффективно работать с поставщиками в регионах, выбирая наиболее выгодные для компании ценовые предложения. Параллельно мы смогли высвободить дополнительные средства, которые планируется направить на развитие новых технологичных платформ и востребованных у клиентов цифровых продуктов", - прокомментировал заместитель генерального директора по информационным технологиям и развитию цифровых сервисов АО "Почта России" Сергей Емельченков.

Руководитель направления продаж решений BMC Software компании DIS Group Евгений Васильев сказал, что чаще всего на аутсорсинг отдают обслуживание парка оборудования, обслуживание и поддержку конкретных программно-аппаратных комплексов, внедрение сложных решений. "Также на аутсорсинг может отдаваться Service Desk, ИТ-закупки, но это менее распространенные и более спорные решения. На рынке определенно есть достаточный объем заказов. Внедрение моделей мультисорсинга у крупных заказчиков, безусловно, подогреет рынок. На мой взгляд, такая модель не очень распространена у других крупных компаний в России. Как правило, определенный набор услуг оказывает определенный поставщик. Выбор поставщика при этом происходит каждый раз при заключении договора на этапе закупки и согласования проекта. Смена поставщика обычно происходит тогда, когда заказчика перестает удовлетворять качество услуг. Среди плюсов мультисорсинга для заказчиков - более выгодные цены, повышение качества услуг благодаря конкуренции между поставщиками. Кроме того, снижаются риски простоев и длительного согласования закупок в случае, если отношения с поставщиком по какой-то причине прерываются. А наличие четких политик и регулирования мультисорсинга снижает риски возникновения коррупционных схем. При этом растет риск снижения работоспособности поддерживаемых систем и процессов из-за организационных моментов. При быстрой смене подрядчика новому подрядчику приходится включаться в процессы, ранее построенные конкурентами. Это повышает вероятность возникновения ошибок. К плюсам для подрядчиков можно отнести увеличение числа заказчиков и возможность оказывать крупным компаниям более широкий спектр услуг. Среди минусов - снижение маржи услуг, необходимость более активно инвестировать в качество предоставляемого сервиса, а также ухудшение прогнозируемости будущих денежных потоков", - прокомментировал Евгений Васильев.

Аналитик управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Александр Осин сказал, что рынок ИТ-аутсорсинга волатилен. "Он очень сильно зависит от макроэкономической ситуации. Рынок резко сократился в 2008 г., затем восстанавливался до 2014 г. Затем снова кризисное сжатие и медленный рост на фоне двукратного падения в темпах роста ВВП. Лишь в последнее время - под влиянием, по сути, государственных интервенций - рынок ИТ-аутсорсинга вновь относительно быстро восстанавливает свои объемы. Согласно отраслевой аналитике компаний TAdviser и Foreester, объем рынка ИТ-аутсорсинга в России достиг порядка 1-2% от ВВП РФ 2019 г. Эта оценка, впрочем, выглядит существенно завышенной поскольку в случае ее адекватности компании были бы вынуждены особо выделять и анализировать - ввиду их значительной величины - расходы на ИT-услуги в показателях себестоимости, а этого не происходит. Более приемлемой, исходя из данных отчетности компаний, выглядит оценка в 5-10 раз меньше, - считает Александр Осин. - "Почта России" - один из важных драйверов рынка, поскольку только экономия на услугах ИT-аутсорсинга составила более 1 млрд руб. Однако основной драйвер - это показатели прибыли предприятий, их доходы должны позволять вкладываться в инновации и в оптимизацию ИT-сектора. Пока эта сфера - под давлением. Предприятия нефинансового сектора закредитованы в значительной массе, а действия регуляторов, несмотря на повысившиеся оценочные кредитные риски - связанные с достижением просрочки по кредитам нефинансовым предприятиям максимального за 20 лет уровня в 8%, - не предполагают пока значимых мер по снижению рисков заемщиков и поддержке капитала кредиторов".

Александр Осин ожидает в 2020 г. роста этого рынка на 3-8% вместе с ростом экономики, но при параллельном сохранении стимулирующего эффекта от действий квазигосударственных компаний. "Однако, поскольку сравнительно жесткая монетарная, фискальная и законодательная политика регуляторов в последние годы сформировала значимые потенциальные проинфляционные риски в экономике, данный прогноз носит относительно ограниченный по времени характер. В 2021-2023 гг. риски для низкодоходного бизнеса в РФ, каким является ИT-сектор, возможно, возрастут в связи с повышением инфляционно-кредитных рисков", - отметил Александр Осин.

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын сказал корреспонденту ComNews, что объем российского рынка ИТ-аутсорсинга составляет 110-120 млрд руб., темпы прироста - от 8% до 15% в год. "Типичная выручка крупных российских аутсорсеров составляет около 5-10 млрд руб., поэтому с заказами на миллиард рублей "Почта", безусловно, является крупным клиентом. Темпы прироста российского рынка ИТ-аутсорсинга в ближайшие годы будут находиться в пределах 6-10%", - считает Леонид Делицын.

Новости из связанных рубрик