По данным опроса компании QIWI, почти половина (42%) пользователей электронных кошельков предпочитают их наличным, а треть пользователей привлекает возможность расчетов с помощью виртуальной карты. Электронные кошельки пользуются высоким уровнем доверия россиян и становятся универсальным платежным сервисом. В исследовании приняло участие более 3700 человек в России.
© ComNews
16.07.2020

QIWI совместно с международной исследовательской компанией IDC изучил рынок электронных кошельков в России. По данным опроса, почти половина (42%) пользователей электронных кошельков предпочитают их наличным, а треть пользователей привлекает возможность расчетов с помощью виртуальной карты. Электронные кошельки пользуются высоким уровнем доверия россиян и становятся универсальным платежным сервисом. В исследовании приняло участие более 3700 человек в России.

Согласно опросу, среднестатистическим пользователем электронного кошелька является молодой мужчина 25-44 лет, чей ежемесячный доход составляет 20-60 тысяч рублей. Он часто использует электронный кошелек (еженедельно или ежемесячно), в основном для оплаты счетов и онлайн-покупок. Средняя сумма электронных платежей – 2,5-5 тысяч рублей в месяц.

Как сообщается в исследовании, основными преимуществами электронных кошельков для клиентов являются отсутствие необходимости носить с собой кошелек (42%) и более быстрая оплата в сравнении с картой или наличными (34%). Она доступна благодаря идентификации с помощью мобильного телефона и возможности оплаты покупок кошельком на сайтах крупнейших онлайн-ретейлеров. Также респонденты отметили удобное управление финансами (30%) за счет легкой навигации в кошельке при наличии необходимых финансовых инструментов и возможность быстрого удаленного выпуска и использования виртуальной карты, обладающей общим балансом с цифровым кошельком (30%).

По результатам исследования, большинство пользователей электронных кошельков доверяют своему провайдеру и считают, что их данные находятся в безопасности (86%). Более того, 52% хотели бы получать персонализированные предложения на основе своего местонахождения и истории покупок. При этом пользователи больше заинтересованы не в дополнительном функционале кошельков (чат-ботах, классификации транзакций), а в расширенном списке возможностей оплаты дополнительных услуг (консьерж-сервиса в приложении, доступа в зал ожидания аэропорта) – об этом заявили 39% опрошенных.

Чаще всего электронные кошельки используются для оплаты мобильной связи и интернета (74%), онлайн-покупок (64%), услуг ЖКХ (41%), покупок в розничных магазинах (40%), а также для пополнения кредитной карты (32%).

Исследование показало, что клиенты QIWI являются самыми лояльными. Они больше других готовы рекомендовать своего провайдера. Индекс потребительской лояльности зафиксирован на уровне 37 – выше, чем у PayPal (31), "Яндекс.Денег" (29) и WebMoney (21).

Рынок электронных кошельков движется по пути создания универсального средства платежа. Провайдеры встраивают платежные платформы в различные сервисы и приложения – социальные сети, сервисы совместных поездок, оплаты счетов, взаиморасчетов между физлицами, игры и т.д. Масштабное внедрение в разный контекст делает совершение платежей обыденным и практически незаметным для клиентов действием.

Преимуществами от использования цифровых кошельков пользуются не только физлица, но и бизнес. Для ритейла они становятся аналогом интегрированных платежей и ключевым элементом бизнес-процессов в розничных продажах. Аналитические алгоритмы позволяют выявлять новые тенденции в потребительском спросе и создавать более персонализированные продукты и услуги.

"Электронные кошельки как в России, так и в других странах являются одним из наиболее доступных и популярных способов оплаты. Число онлайн-пользователей и их активность в цифровой среде продолжает расти. Особенно это проявилось в "карантинные" месяцы. По всему миру активно растут небанковские платежные сервисы, задавая долгосрочный тренд. Мы видим свою задачу в том, чтобы электронный кошелек оставался простым, удобным и быстрым платежным инструментом для разных групп наших клиентов", – отметил коммерческий директор группы QIWI Александр Агаков.

Директор по исследованиям и разработкам, председатель совета Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов "АЭД" Виктор Достов сообщает, что платежные услуги в эпоху финансовых инноваций претерпели за последнее время значительные изменения: электронные деньги уже не являются новаторством на финансовом рынке. "Растет доля финансовых услуг с использованием цифровой валюты. Единый вектор, направленный на развитие современных платежных сервисов и услуг сложно описать и предугадать. На текущий момент, могу отметить что рынок электронных кошельков набирает популярность среди клиентов как физических, так и юридических лиц. Внушительную часть рынка составляет оборот электронных денежных средств с их использованием, безусловно это связано с доступностью платежных сервисов, быстротой переводов и лояльным законодательным регулированием", - говорит Виктор Достов. Он считает, что пскольку в период цифровизации экономики тренд определяется использованием наиболее мобильной и цифровой формой оплаты товаров и услуг, то пользователь и клиент стремится к сокращению времени оплаты, наибольшей защищенности платежа и скорости оформления отношений клиента с кредитной организацией. "Поэтому можно предположить, что оцифровывание любого рода услуги или финансовой технологии возобладает над использованием предоплаченных платежных карт. Существенным фактором станет поддержка наиболее значимого сегмента государством, в виде комплексного нормативного регулирования, а также прямых и косвенных инвестиций в платежную инфраструктуру", - подчеркивает Виктор Достов.

Аналитик "Фридом Финанс" Евгений Миронюк отмечает, что электронные кошельки довольно популярный, но не универсальный способом оплаты. По его словам, почти 31% людей по данным Data Insight используют 3-4 различных способа оплаты. "Мобильные платежные системы и системы быстрых платежей набирают популярность за счет их широкого использования в Санкт-Петербурге и Москве, а также использования молодежью. Более того, для молодежи (от 18 до 24 лет) наиболее характерный способ оплаты – мобильные платёжные системы. Таким образом посредством мобильных платежей владельцы смартфонов и планшетов могут оплачивать товары и услуги, используя как средства на счету своего мобильного устройства, так и средства на банковских счетах", - рассказывает Евгений Миронюк. По его мнению, конкуренция среди сервисов вышла на уровень, когда большинство транзакций осуществляется без комиссии со стороны платежной системы/электронного кошелька. "Всё же самым распространенным способом оплаты является онлайн и офлайн использование банковской карты. Сервисы онлайн использования банковских карт, а также банковские мобильные приложения по функционалу близки к электронным кошелькам и также развиваются в направлении создания универсального платежного средства", - считает Евгений Миронюк.

Новости из связанных рубрик