Будущее за гибридными формами обучения персонала, сочетающими онлайн- и офлайн-формат. Об этом среди прочего говорили участники первого мероприятия из цикла "Цифровой четверг", организатором которого выступила Цифровая академия X5 Retail Group.
© ComNews
23.10.2020

В ходе профильного мероприятия руководители X5 Retail Group и других лидеров рынка обсудили вопросы, связанные с тем, как меняется образование и программы корпоративного обучения с учетом новой реальности, в которой мы живем с приходом пандемии COVID-2019.

Директор по персоналу и организационному развитию X5 Retail Group Татьяна Краснопёрова отметила, что в современных условиях для успешного ведения бизнеса даже в такой традиционной отрасли, как продуктовый ретейл, цифровизация становится необходимым условием дальнейшего развития бизнеса. Основой этого процесса становятся сотрудники с соответствующими компетенциями. Подготовкой таких кадров в том числе занимается Цифровая академия X5. "Уже сейчас мы видим огромный дефицит кадров, особенно по технологическим специальностям. А учитывая, что большинство компаний так или иначе ведут процесс цифровой трансформации, нехватка кадров будет только нарастать", - отметила она.

Главный исполнительный директор X5 Retail Group Игорь Шехтерман отметил, что для компании 2020 г. стал в первую очередь периодом проверки на работоспособность тех инициатив, которые предпринимаются X5 в рамках цифровой трансформации. Не стала исключением и область, связанная с программами корпоративного обучения.

Игорь Шехтерман указал на то, что с приходом новой реальности перевод на удаленную работу большой части сотрудников стал нормой для бизнеса. По его словам, до пандемии у X5 удаленно работали 5-7% сотрудников. Сейчас же 97% московских офисных сотрудников X5 - на удаленке. По планам компании, после пандемии на удаленной работе останется 30-40% сотрудников.

Соответственно, программы обучения персонала также активно мигрировали в онлайн-формат. "В частности, мы видим, что выросла востребованность краткосрочных онлайн-программ обучения, которые позволяют овладеть определенными навыками достаточно быстро. Мы, например, предлагаем для всех офисных сотрудников базовый онлайн-курс по agile", - отметил он.

При этом, по словам CEO X5, уже обозначился переход к мультиплатформенному обучению, когда человек изучает интересующий его курс в онлайне на любых устройствах и в любом месте, и, кроме того, процесс образования может трансформироваться из онлайн- в офлайн-формат и обратно. "Полностью отказаться от офлайн-образования, тем не менее, быстро не получится. Оно является неотъемлемой частью, в том числе и социализации. Есть такие курсы, которые требуют от участников общаться вживую", - сказал Игорь Шехтерман.

HR-директор, генеральный директор "Яндекса" в России Елена Бунина отметила, что одним из ключевых аспектов успешности обучения является мотивация человека учиться. При этом для части людей внутренняя мотивация превалирует над внешней, и они будут эффективно получать новые знания вне зависимости от формата (онлайн или офлайн). Но для части людей мотивация зависит от того, с кем они учатся, как происходит погружение в физическую среду обучения.

При этом, по словам Елены Буниной, если онлайн-формат обучения хорошо подходит для индивидуального развития, то при необходимости обучить сотрудников, которые потом будут работать в команде, только онлайн-формата недостаточно. Команда должна хотя бы часть времени обучения провести вместе, в офлайн-формате. Так что сочетание форматов должно быть.

Исполнительный вице-президент по управлению персоналом, организационному развитию и поддержке ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") Ольга Филатова также отметила, что будущее обучения за гибридным форматом, сочетающим онлайн- и офлайн-формы. При этом она заявила, что обучение в онлайн-формате должно быть правильно выстроенным. "Онлайн-формат в режиме "говорящей головы" - это сложно воспринимаемый контент. Слушатель очень быстро теряет концентрацию", - говорит Ольга Филатова.

Президент Московской школы управления Сколково Андрей Шаронов, который выступал на мероприятии в качестве модератора, отметил, что форма подачи материала онлайн должна отличатся от офлайн-формата структурой. По его словам, обучающие материалы в режиме лекции следует подавать небольшими эпизодами по 7-12 минут, после чего менять вид деятельности в рамках обучения (переходить к обсуждению в группах, самостоятельной работе и т.д.). Это позволит избежать потери концентрации.

Игорь Шехтерман отметил также, что обучение становится все более индивидуальным. Онлайн-курсы при этом дают возможность персонализировать программу под конкретные запросы сотрудников.

Татьяна Краснопёрова также указала на то, что универсальные подходы в образовательных программах перестали работать. "Те подходы и инструменты, которые используются сейчас, должны быть персонализированы. Нужен индивидуальный подход, и в онлайн-курсах нужно это учитывать. Даже курсы на одну тему для разных групп сотрудников должны отличаться в зависимости от специфики их работы и восприятия информации", - говорит она.

Ольга Филатова указала на важность содержания программы обучения. По ее словам, если тема обучения полезна для аудитории, то формат не имеет столь принципиального значения и будет восприниматься с живым интересом.

Участники дискуссии также сошлись во мнении, что основным результатом обучения является изменение поведения сотрудника, когда полученные знания дают ему возможность действовать и думать по-новому. Кроме того, эксперты отметили, что в современных условиях, когда сотрудники, по сути, проходят обучение все время своей карьеры, одна из основных задач руководителя - быть наставником для коллектива.

Новости из связанных рубрик